К 75-летию со дня героической смерти Зои Космодемьянской
Земля и небо русской героини
Невозможно было раньше представить, что настанет время, когда упоминание в газете имени Зои Космодемьянской потребует какого-то дополнительного разъяснения. Но вот теперь я написал про 75 лет со дня её героической гибели (29 ноября 1941 года) и подумал: а все ли поймут, о ком речь? Убедился же недавно – абсолютное большинство выпускников школы не знают, кто она такая, Зоя Космодемьянская. Ну а слышавшие о ней настолько извращенно все толкуют, что кричать хочется. Сделала свое черное дело антисоветская и антирусская пропаганда последних лет!
Эта девушка, навеки оставшаяся восемнадцатилетней, по праву святого символа может с большой буквы именоваться Защитницей Москвы. Мне понятно, что во время войны старые женщины иногда молились на ее образ как на Заступницу. Дальше деревни Петрищево, где приняла она мученическую смерть, немцы к нашей столице не прошли. А ровно через неделю начался победный перелом и во всей Московской битве.
Если же вспомнить, сколько героев разных фронтов шло на подвиг, вдохновленные светлым подвигом, о котором «Правда» рассказала тогда в очерках своего военкора Петра Лидова, то можно сказать, что вклад этой школьницы-комсомолки в общенародную Победу поистине безмерен. Значит, безмерной и вечной должна быть благодарность всей страны!
Увы, нет уверенности, что вся она достойно отметит в эти дни священную память героини. Великая страна, усилиями врагов разбитая на «независимые государства», теми же усилиями все больше разрывается теперь на «независимые регионы». Еще недавно мы пели: «Память общая и сердце общее у моей земли и у меня». Так оно и было. А ныне все меньше объединяет нас общая память.
Хорошо, конечно, что в Москве и других городах проходят мероприятия в честь этой даты. Но ведь это не только не общесоюзные – даже не общероссийские мероприятия. По существу, региональные, то есть местные!
Как всегда, широко отметят день памяти Зои тамбовчане – ее земляки. Даже в самую гнусную пору, в 1991 году, когда «демократами» была учинена над этой девочкой вторая казнь, еще более жестокая, нежели совершенная фашистами осенью 1941-го, на родной тамбовской земле ее память не предали. Но вот вопрос: а где еще на бескрайних просторах Отчизны (так писалось в недавние времена) будет отмечена дата Зои? Где еще почтят ее память? Ведь не за одну же тамбовскую землю и не только за Москву отдала она юную свою жизнь – она положила ее на алтарь всего Отечества. Так вот, вспомнят ли соотечественники в других российских городах и селах ту, которая их защитила ценою жизни? Или, скажем, в Казахстане?..
Написал это – и вдруг как лезвием по сердцу резануло. Оттуда, из Казахстана, совершено было в трагическом 1991-м первое покушение на подвиг Зои Космодемьянской! Разве забудешь подлейшую статейку в «Аргументах и фактах» за подписью: «Александр Жовтис, писатель». И адрес: г. Алма-Ата. В ней, статейке этой, не было ни фактов, ни аргументов – только ложь, якобы раскрывшая нам истинную правду. Только грязь, выплеснутая с нескрываемой целью: замазать чистоту. Хотя можно ли винить в том Казахстан?
Минувшим летом был у меня разговор на эту тему в тамбовском селе Осиновые Гаи – родном селе Зои Космодемьянской. Директор ее музея, Сергей Иванович Полянский, по профессии учитель и сам здешний уроженец, естественно, не мог не коснуться того, что до глубины души возмутило более 10 лет назад всех односельчан.
– Знаете, – говорил он, – я жил после окончания школы четыре года в Казахстане, работал на комсомольской ударной стройке – сооружении Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината. Но никогда, ни разу не слышал я имя писателя казахского – Жовтиса Александра Лазаревича…
Да, все трибуны тогда подобным авторам предоставлялись весьма широко. А сейчас? Что в этом смысле изменилось сегодня?
Если бы все помнили, знали и понимали! Я считаю: памятная дата Зои Космодемьянской – не только большой праздник, но и повод для покаяния. Многим есть в чем покаяться перед этой девочкой.
Она защитила Москву, а ее в московских газетах и журналах облили грязью. Ведь эти люди никуда не исчезли: они живут, процветают. Покается когда-нибудь тот же Жовтис?
А вот в книге «Советский Союз в зеркале политического анекдота», изданной иерусалимским Еврейским университетом, вы можете прочитать такой «перл»: «На веревке болтается, на «3» называется». Кто это? Зоя Космодемьянская, символ русского и советского героизма, наш идеал! Понятно, не русские и не советские люди сочиняют подобную кощунственную подлость. Автор – известная Дора Штурман. Но ведь эта книга продается сейчас на русском языке в нашей стране! Доколе же будем терпеть издевательства и глумление?..
Есть время разбрасывать камни и время камни собирать.
Недавно прочитал в православной газете: «Воскресить идеал святости». А главный смысл в том, что исконная святость русская якобы полностью утрачена была в советские годы. Но как же тогда отнестись к известным всем и воистину великим подвигам духа, свершенным за эти годы во имя Родины?
Оказывается, «можно добросовестно и усердно служить Родине и предаваться самолюбованию». Что же, «самолюбованию» предавалась Зоя Космодемьянская, когда переносила нестерпимые мучения от рук врагов, когда шла на казнь?
Оказывается, «в порыве самоутверждения человек может иногда совершить подвиг, который легко принять за героический, хотя здесь совершается не акт самопожертвования, а акт самоутверждения». Выходит, не самопожертвованием был подвиг Зои Космодемьянской?
О, по-моему, страшная несправедливость и большой смертный грех утверждать такое!
Я опять думаю о тех русских старухах в годину войны, которые истово на образ Зои молились. Что-то духовно высшее и пресветло-чистое сердцем им провиделось в ней.
Вспоминаю строки одного из очерков Петра Лидова в «Правде»: «Смерть смежила ее ясные очи. Она мертва, но лик ее спокоен и светел. Она как живая. Она как святая».
Наконец, случайно ли лучший памятник Зое работы Матвея Манизера поставлен был в Тамбове в 1947 году на фоне храма Казанской иконы Божией Матери? Это же была, говорят, «безбожная» пора, но вот какое-то провидение устроило все так, как есть. И прекрасная фигура советской героини совершенно неотделима (не внешне только, а органически, внутренне!) от куполов и крестов православного монастыря. Нынче летом я увидел еще один памятник Зое – в селе, где она родилась. Этот памятник тоже неподалеку от храма во имя иконы Знамения Божией Матери, краски которого как бы вобрали в себя зелень окрестных лугов и синь бесконечного неба. В этом храме служил когда-то дедушка Зои – священник, отец Петр Космодемьянский. Верую: православная русская духовность, воспринятая ею от предков, жила в пламенной комсомолке Советской страны. И вовсе не была эта духовность ни в каком противоречии с коммунистическими идеями, которые исповедовала Зоя, ибо по сути это вполне совпадает.
Наша страна – Русь, Россия, СССР – во времена грозных испытаний давала огромное число мучеников и героев, за Веру и Отечество живот свой положивших. Среди них – Зоя Космодемьянская. Среди них – молодогвардейцы, Александр Матросов да и многие, многие другие, может быть, даже неизвестные нам. Не о них ли Русская Православная Церковь молится в день праздника «Всех святых от века Богу угодивших в земле Российской просиявших»…
На небе есть планета, названная именем Зои Космодемьянской. Имя и подвиг русской героини будут светить нашему народу всегда.
Венок памяти против беспамятства
Почему сегодняшняя молодежь в массе своей так разительно не похожа на ту, которую достойно представляла Зоя Космодемьянская?
Ответ далеко искать не надо, ведь даже сами слова – «подвиг», «героизм», «патриотизм» – столько лет подвергаются издевательству и глумлению! Раскройте хотя бы «Московский комсомолец» или «Комсомольскую правду». И причем здесь «комсомолец», причем «комсомольская»? Тоже ведь издевательство.
Советские люди хорошо помнят подвиг Алексея Маресьева. Но вот как говорится об этом подвиге в книге «Советский Союз в зеркале политического анекдота»: «Ползет, ползет – шишку съест». Это и есть Алексей Маресьев в веселеньком изображении Доры Штурман. Про Зою Космодемьянскую, как я уже писал, – еще веселее: «На веревке болтается, на “З” называется».
Кошмар какой-то! Садизм, извращенчество. Книга издана иерусалимским Еврейским университетом, но ведь на русском языке, продается и у нас в стране. В Москве – тоже. Вот на что обратить бы внимание нашему правительству, если всерьез оно решило заботиться о патриотическом воспитании! Подобных произведений на книжных развалах, увы, изобилие…
Случайно услышал я поразительные цифры. Оказывается, на территории Южного округа было в советское время 86 патриотических музеев при школах. А осталось… всего девять! Правда, за самое последнее время многие музеи вновь удалось восстановить. Но пока далеко не все. Некоторые бесценные материалы так и валяются где-то в запасниках (например, 7-й кавалерийской дивизии), а немало уже и пропало, наверное…
Это опять к вопросу о патриотическом воспитании.
Нужны не отдельные мероприятия, пусть даже очень хорошие. Нужна постоянная, целенаправленная и системная работа. Могу добавить: как было раньше. Более того, нужно кардинальное изменение всей нашей жизни! Ибо на нынешнем общем фоне такие мероприятия – капля в море. Придёт ребёнок домой и что увидит по телевизору?
Возьмет школьник «Московский комсомолец» – и что прочитает? Раскроет учебник отечественной истории, изданный на деньги фонда Сороса, – и какая история родной страны предстанет перед ним?
Сейчас много разговоров о путях выхода из экономического кризиса. Но кризис ведь не только экономический. Еще страшнее, что страну загнали в духовный, идеологический тупик! И неужели непонятно: выйти из него можно лишь по лучшим нашим отечественным ориентирам. А другим словом – по ориентирам коммунистическим. Когда человек человеку – не волк, а друг, товарищ и брат. Когда он, как Зоя Космодемьянская, готов положить жизнь «за други своя». За Родину.
Если же и дальше люди будут у нас воспитываться, как все последние годы, на идеале «золотого тельца», в духе: «урви», «укради», «лишь бы мне было хорошо», – всем нам хорошо не будет.
Валентин Сорокин.