Забытая программа

Старшее поколение коммунистов нашей страны хорошо помнит третью программу КПСС, принятую 55 лет назад на XXII съезде партии в 1961 году. Именно в ней содержались слова, ставшие потом крылатыми: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И достичь его в общих чертах планировалось к 1980 году.

Но мало кто знает, что в архивах хранится первый проект этой программы, работа над которым началась ещё в 1947 году под личным руководством И. В. Сталина и его соратника А. А. Жданова. Причём разработка, принятие и осуществление этой, сталинской, если можно так сказать, программы партии, на мой взгляд, могли бы дать стране гораздо больше, нежели хрущёвская редакция, появившаяся значительно позже.

Немного истории. После Великой Отечественной войны мировая обстановка поменялась коренным образом. Победа советского народа в войне значительно повысила международный авторитет СССР. Перед нашей страной, перед партией большевиков время выдвинуло главную задачу – предложить трудящимся всего мира новую, привлекательную для них идеологию, основанную на принципах уважения к человеку труда, мирного существования между народами и всестороннего развития каждого члена общества.

Провозглашался поворот к развитию личности, о чём прямо сказал А. А. Жданов, заявивший в 1947 году в беседе с  редактором  газеты «Правда» по отделу пропаганды Д. Т. Шепиловым: «Народ сейчас хочет жить хорошо и быть грамотным. И мы обязаны всё это людям дать».

В то время советское общество решало задачи, объективно присущие ещё капитализму (индустриализация, концентрация сельскохозяйственного производства, приведение культурно-технического уровня рабочей силы в соответствие с производственно-техническими требованиями), но при этом одновременно формировало общественные отношения социализма. Поэтому в программном документе предложена перспектива внедрения коммунистических элементов в общество, находящееся еще на финальной стадии строительства социализма. Первостепенным оставался также вопрос о реформировании Советского государства, впервые поднятый ещё в довоенное время. Речь шла о том, чтобы отказаться от института партии, передав всю полноту власти Советам депутатов трудящихся.

И что немаловажно, мировая политическая обстановка и назревавшая «холодная война» позволяли сделать вывод: в соревновании двух сверхдержав победит не только тот, у которого много пушек и ракет, а тот, кто сможет противопоставить противнику свою, более привлекательную, отвечающую чаяниям простых тружеников систему ценностей и образ мышления. Проект новой партийной программы и должен был стать главным документом страны, обобщающим опыт пройденного ею пути, открывающим перспективы дальнейшего развития советского общества, стремящегося к коммунизму.

Второй частью новой программы партии должен был стать генеральный хозяйственный план СССР, свёрстанный на её основе. В связи с этим ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР приняли постановление, в котором, в  частности, указывалось:

«1. Поручить Госплану СССР приступить к составлению генерального хозяйственного плана СССР примерно на 20 лет, рассчитанного на решение важнейшей экономической задачи – перегнать главные капиталистические страны в отношении размеров промышленного производства на душу населения и – на построение в СССР коммунистического общества.

2. Обязать Госплан СССР представить на рассмотрение ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР предварительный проект генерального хозяйственного плана СССР к 15 января 1948 года».

В последней редакции проекта программы ВКП(б) 1947 года важное место заняло положение: «Развить в широких масштабах отрасли индустрии, производящие предметы потребления. Теперь, когда создана мощная социалистическая промышленность и ее основа – тяжелая индустрия, развивающаяся ускоренными темпами, ВКП(б) считает возможным и необходимым, сохраняя высокую роль отраслей, производящих средства производства, резко увеличить объем и повысить удельный вес в народном хозяйстве отраслей промышленности, производящих предметы потребления».

Но смерть отцов-основателей спутала все замыслы. В итоге верх взяла точка зрения пришедшего к власти Н. С. Хрущёва, на волне неприязни к И. В. Сталину положившего «в стол» все полезные начинания предшественников и спрятавшего в архив наработки по проекту новой программы партии. Но сама идея, видимо, пришлась новому руководителю по душе, и спустя более чем десятилетие начал разрабатываться новый, «хрущёвский» проект партийной программы.

Результат мы все хорошо знаем. На место вдумчивых преобразований в экономике приходит кавалерийский наскок на проблемы. Советское общество в послесталинский период стало стремительно вырождаться морально и духовно, становясь всё более беззащитным перед мещанско-обывательскими инстинктами – идея построения коммунизма ничего, кроме горькой иронии и насмешек, вызвать в народе не могла. А пришедшему потом к власти Горбачёву уже не пришлось прилагать каких-то серьёзных усилий – семена разрушения легли на обработанную и тщательно подготовленную почву.

И сегодня, вспоминая тот первый, сталинский, проект третьей программы партии, необходимо подчеркнуть огромную, на мой взгляд, ценность этого документа, дающего сегодняшним коммунистам практический опыт ведения агитации и пропаганды идей коммунизма. Таким образом, история учит всех, даже тех, кто не желает у неё учиться, и предупреждает: не забывайте об истоках. Их живительная сила поможет в борьбе за светлое будущее.

Сергей КУХАРЕЦ,

студент ВлГУ, секретарь молодёжной парторганизации

Владимирское региональное отделение КПРФ