Тринадцатое президентское послание В.В. Путина. Экспресс-анализ на 15.00 1 декабря 2016 года

Ниже представляем экспресс-анализ тринадцатого президентского послания Путина, подготовленный «по горячим следам» коллективом Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний и Центром исследований политической культуры России.

Общие впечатления

Пятое на третьем сроке президентства В.В. Путина послание Федеральному собранию было заранее объявлено «особенным по содержанию». Анонсировалось, что Путин будет говорить о столетии революции 1917 года, много об экономике и возможности изменения налоговой системы. Данные утечки по темам оправдались. Только непонятно в чем «особенность по содержанию» — все было довольно рутинно и традиционно для путинских посланий.

Вроде бы как в фильме «День сурка»: к очередному посланию повторились все те же события.

Здесь и очередная «измена» и «неверность» турецкого лидера Эрдогана. На этот раз турки самолет ВВС России не сбивали, но Эрдоган после нового сеанса любви с Россией объявил, что ведет войну в Сирии за свержение Асада.

Опять же проявилась «безбашенность» украинского президента Порошенко. Только нынче ко времени произнесения послания Путину пришлось вместо снятия энергоблокады Крыма заниматься преодолением воздушной блокады полуострова, организованной властями Украины. Но в отличие от предыдущих посланий эти темы были демонстративно не замечены .

Послание и увертливые экономические выкладки в нем звучали в условиях, когда доходы россиян падают 24 месяца, инвестиции – 2,5 года, хотя Путин обещал в 2014 году довести к 2018 году инвестиции до 25 проц. ВВП.

ВВП на душу населения – 48 место, продолжительность жизни – 100 место, расходы на медицину – 106 место, рождаемость – 147 место

Прямые иностранные инвестиции 2013 г – 47 млрд $, 2014 – 23,5 $ млрд, 2015 – 1,6 млрд $, 2016 – 6,7 млрд $. Доля России в мировом экспорте хайтека менее 0,45%

Понятно, что эти критические для состояния экономики данные не приводились, а замещались фразами типа «чуть упали», «немного сократились».

Это послание было первым для нового состава Государственной Думы, где обеспечено беспрецедентное для всей постсоветской истории доминирование партии власти. И первым после неожиданной победы «возмутителя элитного спокойствия» Трампа в мировой метрополии – США. Вроде бы эти факторы развязывали президенту руки во всех сферах.

И как видно из ключевых тезисов послания, если их интерпретация соответствует изначальному, общепринятому смыслу, страну действительно ждут масштабные пертурбации . И связано это с прозвучавшимиобещаниями:

развития институтов прямой демократии, а это, прежде всего, проведение референдумов;

ускоренного внедрениятелемедицины и расширения волонтерского движения и благотворительности по помощи больным;

-развития концепции «Большого евразийского многоуровневого партнерства», с привлечением сюда даже европейских стран, на выборах выбравших пророссийских руководителей .

Тем самым здесь заложены возможности:

— грядущей трансформации политической системы через институт референдума;

— в условиях схлопывания бюджета отказа от конституционных гарантий на бесплатную медицину, которая будет замещаться волонтерством и телевизионными консультациями для бедных;

— для дальнейшей геополитической игры с целью обеспечения интересов олигархата на евразийских рынках под прикрытием нового межгосударственного проекта – Большого евразийского многоуровневого партнерства в противовес аналогичным трансатлантическим и транстихоокеанским проектам США.

Краткий контент-анализ послания

Как и в предыдущие годы, подготовка к Посланию 2016-го года фактически не обсуждалась. Общественности не были известны ни проблематика Послания, ни отчеты, на основании которых эта проблематика поднималась, ни перечень государственных или научных организаций, которые бы такие отчеты составляли.

Накануне эксперты сошлись во мнении, что внешнеполитическая повестка будет превалировать, но Путин не оправдал эти прогнозы – львиная доля послания была уделена именно внутренним проблемам страны

Продолжительность Послания составила 69 минут – на 10 минут дольше, чем в прошлом году, и почти столько же, как в 2014 и 2013 годах.

Таблица.

Продолжительность президентских посланий В.В. Путина

Дата послания Продолжительность
1 декабря 2016 года 69
3 декабря 2015 года 58
4 декабря 2014 года 68
12 декабря 2013 года 69
12 декабря 2012 года 81
26 апреля 2007 года 72
10 мая 2006 года 62
25 апреля 2005 года 48
26 мая 2004 года 47
16 мая 2003 года 65
18 апреля 2002 года 51
3 апреля 2001 года 63
8 июля 2000 года 50

Много раз в Послании прозвучали слова «трудности/проблемы/сложности» — от 11 раз, «программа/проект/план» — от 15 раз, «регионы/региональный» — от 10 раз, «рост» — от 13 раз, «страна» — от 13 раз.

Таблица.

Словоформы в послании В.В. Путина

Слово 2016 2015 2014
Россия/российский От 26 44 53
Терроризм/теракт 25 0
Человек/люди/жители/граждане От 39 22 13
Государство От 3 20 37
Экономика От 7 15 20
Армия 8 2
Закон 7 6
Турция 7 0
Сирия 7 0
Народ 3 15
Русский 3 5
Я От 11 3 2
Рубль 2 7
Партия 2 1
Справедливость 2 1
Безопасность 1 8
Свобода 1 6
Украина 0 14
Запад/ЕС 0 10
США 0 8
Санкции 0 4

Хотя и сохранилась тенденция замены местоимения «я» местоимением «мы» или же безличными конструкциями («считаю», «убежден» и т.п.), в этом году Путин употребил слово «я» более 11 раз (в 2015 – три раза, в 2014 – два раза, в 2013 – 14 раз). Слово «мы/нам» прозвучало более 35 раз.

Аплодисментами президентское Послание прерывалось более 8 раз (в 2015 – 21 раз, в 2014 — 35 раз).

Основными темами Послания стали развитие медицины (5 минут) и образования (4,5 минуты), развитие гражданского общества (почти 7 минут) достижения в инфраструктурных проектах (3 минуты), задачи в финансовой сфере (3,5 минуты), результаты в сельском хозяйстве (5 минут).

Подготовка к институализации статуса «вождя»

Объявив в предыдущем послании, что Россия находится в состоянии войны с терроризмом, президент выступал в роли военного вождя. В новом послании Путин вернулся не только к традиционному образу – общенационального лидера, активно рассуждающего о примирении, консолидации и справедливости, выдвигающем идеологические постулаты в виде традиционных ценностей. Но и сделал заявку на лидерство в новом глобальном проекте «Большого евразийского многоуровневого партнерства».

В целом можно сказать, что речь Путина – это речь, с тактической точки зрения являющаяся очередным сеансом массового гипноза по успокоению граждан России, а со стратегической – представляющая собой подготовку к институализации его образа «вождя», ведущего за собой не только «избранный народ», но и большое евразийское пространство.

Ставка, вероятно, сделана на консолидацию общества на основании очень мощных, энергетически заряженных базовых ценностей, и генетически, и духовно направляющих бытие и поведение человека. Это семья, сопричастность ближнему, справедливость.

Более того, Путин опять взял тезис из программы КПРФ, заявив, что чувство справедливости кодировано в отечественной культуре.

В связи с этим Путин обрушился на «свободы» либералов, которые не уважают нравственные ценности, особый акцент сделал на нравственное воспитание, особо говорил о демографии (хотя непонятно, откуда он берет цифры о приросте населения в 2015 году), о поддержке детства (включая одарённых детей), о внимании как каждому гражданину и ребенку.

Слова о благотворительности, заботе (медицине), искренности, бескорыстности, готовности отдать «последнюю лепту» — это тоже актуализация в людях традиционных, христианских ценностей.

Ученые знают, что ради высших ценностей человек способен отказываться от материальных запросов, как в позитивном (подвижничество, в том числе коммунистов и комсомольцев), так и в негативном плане (секты, члены которых отдают все «гуру»).

Установка на содействие гражданам в добрых делах – это тоже вовлечение их в соответствующую нашей культуре социальную деятельность, включая защиту бездомных животных и уборку загрязненных территорий.

Если еще сюда добавить позитивное отношение к истории, правда, равно и к Февралю и к Октябрю, то Путин решил опереться на нарастающие просоветские умонастроения в обществе.

В итоге, можно сказать, что он обратился к сути русского, советского человека. Кстати, при определении философа Лосева президент использовал редко применяемые ныне термины – русский, советский.

Кстати, это единственное употребление слова русский в послании. В 2015 году оно было использовано 4 раза. Но, слава Богу, в Послании ничего не было про «россиянскую нацию». Видимо, будущее этого идеологического проекта еще не определено.

В любом случае, можно сказать, что Путин выступил в роли своего рода политического и духовного «гуру». И это при одновременной «десакрализации» всех остальных институтов власти.

Таким образом, Путин задал важный посыл к тому, что российское общество станет идеологическим.

Обещания «прямой демократии» и столетие революций 1917 года

Заявление президента Путина о том, что Великий Октябрь – тоже национальное достояние России также дает КПРФ в условиях усиливающегося авторитарного режима возможность для продолжения активной пропаганды коммунистической идеологии, сочетая ее с фундаментальными ценностями русского и других народов России.

Учитывая, что Путин фактически дал старт формированию сверху идеологического общества, такая пропаганда особенно важна, так как позволяет настаивать на утверждении в обществе ядерных ценностей КПРФ.

Именно в данной сфере следует активно спорить с тезисом Путина о том, что «справедливость – это не уравниловка»,объяснять необходимость национализации стратегических ресурсов, какдействия, соответствующего ценности справедливости, и одновременно следовать запросам масс на связь времен, на единство с предками, на жизнь в соответствии с вечными ценностями.

Однако при всех реверансах Путина в сторону просоветских настроений и народной жажды справедливости обществу и президенту следует постоянно напоминать о жуткой реальности.

А именно: в нынешнем офшорно-олигархическом и феодально-распильном государстве 1% россиян владеет 74,5% богатств, а 10% домохозяйств контролируют 90% богатств. Для справки: в США 1% домохозяйств контролирует 42,1% богатств, а в КНР – 43,8%.

В мире 20% нищих, а в России таких граждан по уровню доходов — 25%. Наименее обеспеченных в мире (т.е. бедных) – 50%, в России – 73%. По этим показателям Россия близка к Таиланду, Бангладеш и Индии.

Доходы свыше 50 тыс. руб. у 15% населения, у 30% ниже 15 тыс., у 55% ниже 25 тыс.

По средней величине богатства на душу населения Россия занимает 90 место (11,7 тыс. долларов США). Это ниже Габона, Суринама, Монголии, Намибии и Эквадора.

В случае полноценной общественной идеологической дискуссии КПРФ имеет все шансы на долгосрочную стратегическую победу, так как «вилка» между интересами банковского финансового капитала, учитывая сделанные Путиным, пусть и с оговорками, заявления о поддержке банков, и реального сектора, интересов олигархического капитала (и капитала вообще) и трудящихся неизбежно будет расти.

И если в среднесрочной перспективе стабильность режима, судя по всему, сохранится, то в долгосрочном плане, заявленный Путиным вектор на следование базовым ценностям, включая ценность справедливости, ведет к победе лево-патриотических сил. Дело в том, что Путин задал стратагему справедливости и чувства правоты, а это, в конечном счете, льет воду на мельницу КПРФ.

Понятно, чтокурс на идеологизацию российского общества повлечет и институциональные изменения . И Путин об этом прямо сказал, обещая развивать институты прямой демократии, т.е. референдумы, императивный мандат, народные обсуждения и народные инициативы. По всей видимости, при переформатировании политсистемы президент оставляет себе полную свободу рук . Так «Единая Россия» названа опорой только правительства, а не президента.Фактически сказано, что и «ЕР», и Правительству надо еще выполнить свои обещания.Про Думу говорится только, что она «представительный орган». На фоне недавнего внесенного президентского законопроекта, который де-факто передает Конституционному суду часть законодательных полномочий – это определение для Думы в Послании может быть неприятной заявкой на трансформацию ее роли как государственного института.

Оценка работы институтов власти

В своём Послании Федеральному Собранию В.В. Путин не дал прямой оценки работы институтов власти по выполнению поручений из прошлогоднего послания. Вместе с тем, некоторые тезисы, вопросы и темы, звучавшие в предыдущих посланиях, были повторены практически в неизменном виде, из чего можно сделать вывод, что их реализация не продвинулась далеко и проблемы, стоявшие перед страной год или два назад, по-прежнему, остаются актуальными.

Так, президент вновь напомнил об экономических проблемах, фактически повторив то, о чём он говорил ранее: «Два года назад мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями… Однако повторю — главные причины торможения экономики кроются, прежде всего, во внутренних проблемах». Среди них президент назвал дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата (что также совпадает с тем, о чём он говорил прежде).

Как и год назад, Путин стремился найти позитивные тенденции, которые могли бы показать правильность проводимого курса: это прекращение спада в реальном секторе экономики, уменьшение спада ВВП (с 3,7% в 2015 году до приблизительно 0,3% за 10 месяцев 2016 года), рост промышленного производства, а также снижение инфляции до 5,8% (характерно, что об этом же (снижении инфляции) президент говорил и в 2015 году, хотя на самом деле по итогам года инфляция только выросла до 12,91%). Вновь был повторён тезис об опасности «зависания» возле нулевой отметки и о разработке плана действий, реализация которого позволила бы к 2019-2020 году «выйти на темпы экономического роста выше мировых» (что совпадает идеями послания 2014 года, где эта же цель ставилась к 2017-2018 году). Следовательно, встаёт вопрос о контроле за исполнением ранее поставленных целей, программ и стратегий, о которых, кажется, просто забыто. К примеру, если в предыдущих посланиях президент хотя вы вспоминал о своих майских указах 2012 года («прошу относиться к этим указам самым серьёзным образом. Нужно стремиться к их исполнению»), то сейчас о них и вовсе не было упомянуто. Вопрос о признании ошибок и просчётов, а также выявлении виновных за фактическое неисполнение прежде данных поручений поднят не был.

В отличие от КПРФ, говорящей о коррупции как о болезни, которая поразила всю систему государственного управления сверху донизу, о гнилости кадрового состава нынешней власти, В.В. Путин подчеркнул, что «абсолютное большинство государственных служащих – честные, порядочные люди, работающие на благо страны». О системности коррупции как явления, её корнях (в том числе, безответственности чиновничества за результаты его деятельности, отсутствия эффективного контроля общества и парламента за работой исполнительной власти) сказано не было. Как не было сказано и о необходимости конфискации имущества за коррупционные преступления, введения которого требует КПРФ. Вместо этого, Путин отметил, что нельзя никого называть виновным до решения суда (что заставляет вспомнить, например, о Сердюкове) и не следует поднимать «информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев». Сравним с отношением к коррупции И.В. Сталина: «Когда ловят шпиона или изменника, негодование публики не знает границ, она требует расстрела. А когда вор орудует на глазах у всех, расхищая государственное добро, окружающая публика ограничивается добродушными смешками и похлопыванием по плечу. Между тем ясно, что вор, расхищающий народное добро и подкапывающийся под интересы народного хозяйства, есть тот же шпион и предатель, если не хуже».

Наконец, если В.В. Путин умолчал об оценке работы правительства, то он, наоборот, достаточно подробно остановился на оценке работы высшего органа законодательной власти в России – Государственной Думы, отметив повышение её роли как представительного органа и укрепление общего авторитета законодательной власти. Президент заявил, что «курс на развитие политической системы, институтов прямой демократии, на повышение конкурентности выборов абсолютно оправдан, и мы, безусловно, будем его продолжать», отметил честность проведённых выборов, которые, по его мнению, «доказали, что мы живём в здоровом, уверенном в своих справедливых требованиях обществе, в котором укрепляется иммунитет к популизму и демагогии и высоко ценятся значимость взаимоподдержки, сплочённости, единства» и отдельно отметил роль «Единой России», получившей конституционное большинство и являющейся «главной опорой Правительства в парламенте».

Среди рассуждений о развитии политической системы и даже о «прямой демократии», ничего не было сказано о необходимости слома системы тотальных фальсификаций выборов или введения выборности судей, членов Совета Федерации и глав местного самоуправления, что предлагает КПРФ. «Развитие политической системы» и «повышение конкурентности выборов», видимо, должно быть только в том, что способствует действию технологий получения заранее предопределённых результатов и сохранению власти правящей группировкой.

Интересно, что В.В. Путин упомянул о прямой демократии. Тем не менее, вопрос о контроле за депутатами, не выполняющими свои предвыборные обещания или обязанности каждого депутата регулярно отчитываться перед народом, поставлен не был. Не создан и механизм отзыва избирателями депутатов, нарушивших предвыборные обещания, о необходимости которого говорит КПРФ. А ведь это и есть настоящая прямая демократия – императивный мандат. То же следует сказать и о таком важном механизме прямой демократии как народное голосование (референдум), который в России с 1993 года ни разу не проводился на федеральном уровне и инициирование которого снизу крайне затруднено.

В целом, большинство наиболее актуальных проблем внутренней жизни страны повторяются из послания в послание и продолжают оставаться нерешенными. Отсутствует действенный механизм контроля за выполнением этих решений институтами государственной власти. Как и прежде, президент не говорил о принципиальной неприемлемости существующего социально-экономического курса и либеральной социально-экономической модели развития, который будет продолжен. Тем более, не было сказано о необходимости перехода (или хотя бы отдельных шагах) к левоцентристскому курсу, изложенному в Программе КПРФ. Отсутствие оценки работы правительства в послании говорит о принципиальном согласии президента с его работой. Одновременно была прямо заявлена положительная оценка работы Государственной Думы и поддержка «Единой России» со стороны Путина.

Поэтому из послания можно сделать вывод о реальном отсутствии стратегически важных действий и перспективе, по-видимому, продолжения стагнации в развитии страны.

Закат бесплатной медицины и импортозамещение россиян

Выступая перед депутатами Государственной думы 5 октября нынешнего года, Президент призывал их добросовестно поработать над бюджетом и в первую очередь обеспечить его социальную направленность. Но как могут депутаты выполнить это требование главы государства, имея дело с таким проектом бюджета, который правительство представило в Думу? Ведь этот проект абсолютно не отвечает ни интересам российской экономики, ни интересам граждан. Он откровенно антисоциален!

Наиболее убедительно об этом свидетельствуют прогнозируемые расходы по разделу «Здравоохранение».

По данному разделу предусматривается снижение расходов в 2017 году на 87,6 миллиарда рублей по сравнению с 2016 годом. Это почти двадцатипроцентное сокращение. А в 2019 году расходы по этому важнейшему направлению уменьшатся в сравнении с 2016 годом уже на 102,3 миллиарда рублей — на 22%. С учётом же инфляции они снизятся за три предстоящих года почти на треть. При этом расходы на стационарную медицинскую помощь сокращаются в 2017 году на 87,3 миллиарда рублей. Несмотря на то, что смертность граждан на дому стремительно растёт.

В своем Послании 2015 года президент вновь заявил, что в России за последние 10 лет продолжительность жизни увеличилась на 5 лет. В 2015 году она, по его словам, составляла 71 год. Кстати, в Послании 2014 года Путин говорил о том, что у нас есть все основания уже в ближайшей перспективе увеличить данный показатель до 74 лет. Как известно, этого не произошло. И президент, не смотря на бодрую риторику, фактически вынужден был признать, что отечественная медицина находится в серьезном кризисе.

В Послании 2014 года Путин предложил и дальше реализовывать переход к страховому принципу в здравоохранении. По его мнению, это улучшило бы качество услуг, а граждане стали бы «более ответственно относиться к своему здоровью». Президент продолжил тему и в Послании 2015 года, заявив о полном переходе к страховой медицине. Правда, он пожурил недобросовестные страховые компании и призвал к запрету их деятельности на рынке медицинских услуг. Но это не может исправить коренного порока существующей системы: медицинская помощь стала почти недоступна для большинства граждан. Чтобы получить более-менее качественное медицинское обслуживание – приходится платить.

В Послании 2016 года вновь не обошлось без победных реляций. Они касались, прежде всего, роста уровня высокотехнологичной медицины, который, по словам Президента, за 10 лет вырос в 15 раз. Опять прозвучали слова о продолжающемся естественном приросте населения.

Также Путин заявил, что увеличился конкурс в медицинские ВУЗы, и сегодня он составляет 28 человек на место. Еще одним достижением, по словам Президента, является создание сети перинатальных центров (к 2018 году их должно стать 94), что ведет к снижению уровня младенческой смертности (с 6,5 на тысячу новорожденных в 2015 году до 5,9 за 10 месяцев 2016 года).

Между тем Президент вынужден был признать, что в целом проблемы в здравоохранении сохраняются. И прежде всего они касаются первичного звена. «Граждане зачастую сталкиваются с очередями, с формальным, безразличным отношением к себе. Врачи перегружены, трудно попасть к нужному специалисту. Нередки случаи, когда поликлиники оснащены новейшим оборудованием, а у медицинских работников элементарно не хватает квалификации, чтобы применить это оборудование», — сказал Путин.

Для исправления ситуации Президент озвучил следующие предложения: « Начиная с будущего года на базе федеральных и региональных медицинских центров и вузов будет организована регулярная переподготовка врачей. При этом специалист с помощью образовательного сертификата сможет сам выбрать, где и как повысить свою квалификацию.

Продолжим наращивать и уровень информатизации здравоохранения, чтобы сделать удобной и простой запись на приём, ведение документации…

Также с помощью информационных технологий будет существенно повышена эффективность контроля за рынком жизненно важных лекарств. Это позволит избавиться от подделок и контрафакта, пресечь завышение цен при закупках медикаментов для больниц и поликлиник.

В течение ближайших двух лет предлагаю подключить к скоростному интернету все больницы и поликлиники нашей страны. Это позволит врачам даже в отдалённом городе или посёлке использовать возможности телемедицины, быстро получать консультации коллег из региональных или федеральных клиник». Что касается последнего пункта, возникает резонный вопрос: на какой основе будут проводиться такие консультации – платной или бесплатной?Возможно, подобная мера приведет к почти полной ликвидации бесплатной медицины!

Среди озвученных Президентом предложений некоторые напрямую перекликаются с тем, о чем давно уже говорили коммунисты. Это, например, восстановление санитарной авиации. Президент сказал, что такая программа будет реализовываться в 34 регионах страны, прежде всего на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. На нее в 2017 году будут выделены из бюджета 3,3 млрд. рублей. Также Путин призвал освободить врачей от рутины, от заполнения вороха отчётов и справок, дать им больше времени для непосредственной работы с пациентом. Это тоже напрямую вытекает из предложений КПРФ.

Несмотря на победные реляции насчет хорошей рождаемости, которая обеспечивается за счет национальных республик, президент не упомянул проблему смертности, которая растет из-за оптимизации медицины . Ну а позитивные данные по приросту населения скрывают всего лишь… импортозамещение россиян . В январе — августе рождаемость превысила смертность лишь на 8,2 тыс. чел., а поток мигрантов составил 174,5 тыс.

Все на борьбу с мусором!

Вопросы экологии и охраны окружающей среды не случайно ставятся после вопросов здравоохранения, поскольку прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем негативного воздействия на окружающую среду и заболеваемостью населения. Боле того, по данным Всемирной организации здравоохранения неблагоприятные факторы окружающей среды являются причиной 13 миллионов смертей в мире ежегодно.

Здесь необходимо отметить, что благодаря фракции КРПФ в Государственной Думе, в законодательстве были закреплены важнейшие положения, сформировавшие своеобразный законодательный «экологический каркас» — были приняты 219-й и 458-й Федеральные законы.

Не обошел тему экологии в своем послании 2016 года и Президент Путин. Он отметил, что следующий год объявлен Годом экологии. В связи с этим Президент обратил внимание на совершенствование природоохранного законодательства.

Кроме того, он призвал к сбережению уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, Телецкое озеро на Алтае.

Также Путин призвал активизировать уборку мусора, провести ликвидацию свалок. Причем подключиться к этой работе должен Общероссийский народный фронт.

Однако легко заметить, что это общие слова. Озвученных Президентом мер в сфере экологии явно недостаточно.

А как же культура?

Правительство не считает нужным тратить существенные бюджетные средства не только на физическое, но и на духовное здоровье, то есть на культуру. В 2017 году расходы бюджета по разделу «Культура и кинематография» составят всего 87,3% по отношению к расходам 2016 года. А к 2019 году объём финансирования этой сферы сократится уже до 83,7% от тех средств, которые выделены на неё в бюджете текущего года. И даже если представить, что окажется верным прогноз правительства, согласно которому среднегодовая инфляция в течение предстоящей трёхлетки составит лишь 4%, фактические расходы на культуру и кинематографию в течение следующих трёх лет сократятся по отношению к 2016 году минимум на треть.

Не случайно, что в предыдущих посланиях Президента тема культуры практически не звучала. Не стало исключением и нынешнее послание. В нем Президент вновь ограничился лишь общими словами: «Вы знаете, если ктото считает себя более продвинутым, более интеллигентным, даже считает себя поумнее кого то в чемто, – если вы такие, но с уважением относитесь к другим людям, это же естественно.

При этом, конечно, считаю неприемлемой и встречную агрессивную реакцию, тем более, если она выливается в вандализм и в нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать жестко.

Завтра у нас заседание Совета по культуре – обязательно обсудим вопросы, вызывающие широкую дискуссию, поговорим о принципах взаимной ответственности представителей гражданского общества и деятелей искусств» .

То есть опять прозвучал призыв кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Никаких конкретных мер в поддержку отечественной культуры вновь не было предложено.

Приоритет — обороне страны

Большое внимание в своем послании Президент уделил укреплению обороны страны. Этот вопрос неоднократно поднимался и в предыдущих посланиях, став особо актуальным в последние несколько лет в связи с известными событиями.

В текущем послании основной акцент был сделан на необходимость борьбы с международным терроризмом как внутри страны, так и за рубежом, в том числе и на территории Сирии. Путин заявил: «Армия и флот России убедительно доказали, что способны эффективно работать вдали от постоянных мест дислокации». Также президент отметил эффективность борьбы специальных служб и подразделений с террором внутри страны. Он выразил благодарность всем военнослужащим за «профессионализм и благородство, мужество и храбрость», за защиту чести нашей страны.

Кроме того, в послании Президент особое внимание уделил развитию Оборонно-промышленного комплекса. Он подчеркнул, что в этой отрасли наблюдаются увеличение объемов производства (на 10,1% в 2016 году) и существенный рост производительности труда (на 9,8% в 2016 году).

При этом Путин акцентировал внимание на необходимости увеличения выпуска высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции оборонными предприятиями. Он заявил о необходимости увеличения доли выпуска такого рода продукции в отрасли до одной трети от общего объема в ближайшее десятилетие, а к 2030 году — до 50%. На текущий год эта доля, по его словам, составит примерно 16,1%.

Стоит напомнить, что КПРФ всегда заявляла о том, что в мире будут считаться только с сильной Россией. Коммунисты поддерживают высокие бюджетные расходы на оборону, которые в течение трех последующих лет будут составлять ежегодно свыше 940 млрд. рублей.

Компартия неоднократно выступала с требованиями поддержки армии, заявляла о недопустимости реформ, которые привели к ее значительному ослаблению. Так, КПРФ категорически осудила предложение Министерства финансов о сокращении государственных расходов на оборону на 6 процентов в течение трёх лет, прозвучавшее в сентябре текущего года.

О проблемах образования

В Послании-2016 В.В. Путин уделил более значительное внимание (в сравнении с Посланием-2015) социальной сфере, в том числе и проблемам образования. Путин в сфере образования ставит следующие задачи:

— Реконструкция и обновления школ.

В.В. Путин: «Не должно оставаться в нашей стране ветхих и аварийных школ. Необходимо решить проблему 3-х смен, а дальше и 2-х. С 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных школах. Программа рассчитана на 2016 — 2025 гг. По 25 млрд рублей предусматривается. С 2016 по 2019 гг. планируется создать 187 998 новых мест в школах».

В.В. Путин ставит правильную задачу в области образования, но с учетом федерального бюджета-2017-2019 весьма сомнительно, что задача по созданию дополнительных школьных мест реализуема.

Напомним также, что в Послании-2015 Путин уже ставил эту задачу. В.В. Путин: «В школах требуются дополнительные места. По моему поручению правительство совместно с регионами подготовило конкретный план действий на этот счет. В следующем году за счет федеральных средств необходимо направить на ремонт, реконструкцию и строительство новых школ до 50 млрд рублей».

Обращаем внимание, что в прошлом году в Послании речь шла о 50 млрд рублей в год, а сегодня речь идет только о 25 млрд рублей в год (!).

Лидер КПРФ Г.А. Зюганов накануне президентского послания дал негативную оценку федерального бюджета-2017-2019 гг.: «Посмотрел в проекте бюджета, что на школы направят 25 млрд рублей. Это даже по одной школе не хватит на субъект Российской Федерации. А уже в 90% школ, даже в таком городе, как Новосибирск, дети учатся в две смены. Они еще заявляют, что решат эту проблему. Но при такой политике и третья смена появится».

— Путин обращает внимание на содержательную часть обучения.

Он ставит две цели обучения: образовательную и воспитательную. Напомним, что в советской школе было три цели обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Отметим также, что в начале 90-х годов пришедшие к власти «реформаторы» отрицали воспитательную и развивающую цели обучения. Они полагали, что цель школы – давать ученику знания («оказывать образовательные услуги»), а воспитанием и развитием ребенка, по мнению «реформаторов», должны заниматься родители. Положительно то, что Путин возвращает в школьное обучение воспитательную цель. А как же развивающая цель? Но развитие всесторонне развитой личности (такую цель ставили советские педагоги) Путин не ставит перед современными российскими педагогами. Очевидно, нынешней буржуазной власти граждане – всесторонне развитые личности — не нужны.

— Путин не возвращается к проблеме нехватки мест в детских садах.

В Послании-2015 Путин ставил задачу создания дополнительных дошкольных мест. «Одна из важнейших мер демографической политики – развитие дошкольного образования. За последние три года было открыто дополнительно порядка 800 тысяч мест в детских садах. Практически во всех регионах России детям от 3-х до 7 лет обеспечена доступность этих учреждений. Председатель правительства уделял этому особое личное внимание. Но еще для многих семей актуальной остается проблема устройства ребенка в детский садик. Я прошу правительства и руководителей регионов обратить на это особое внимание».

В Послании-2016 Путин не возвращается к этой теме. А ведь поставленные им в этой сфере задачи не выполнены в полной мере. По российскому законодательству, в частности по закону 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», дошкольное образование относится к ведению местных властей, поэтому задача обеспечения 100% доступности дошкольного образования легла на плечи муниципалитетов.

— О повышении жизненного уровня учителей.

В Послании 2016 Путин ставит задачу повышения зарплат и квалификации учителей, но эти меры также не подкреплены финансово, если судить по бюджету-2017 — 2019.

СМИ без равного доступа

Тема обеспечения равного доступа политических партий к СМИ поднималась в Посланиях Президента России, начиная с 2008 г., однако до сих пор данное равенство только провозглашается. На деле постоянно возникает «перекос» в пользу «партии власти», иногда ЛДПР, но никогда – КПРФ. К примеру, в период освещения думской избирательной кампании (июнь — сентябрь 2016 г.) «Единой России» досталось 57% эфирного времени, а Компартии всего 14%.

Впервые цель обеспечить равенство партий в эфире была поставлена в Посланиях Президента 2008 и 2009 гг. В 2010 — 2011 г. Д.Медведев в Посланиях благодарил за выполнение данных поручений. В 2012 г. В.Путин вкратце упоминал необходимость равенства при освещении партий в СМИ. Затем два года данная тема в Посланиях Президента не затрагивалась.

В 2015 году средства массовой информации были упомянуты Президентом в ряду институтов, обязанных обеспечить противодействие экстремизму и сберечь согласие в обществе.

КПРФ выступает за то, чтобы осуществить равный доступ в государственные средства массовой информации всех политических сил, действующих в рамках закона.

В 2016, как и в 2015 г. вопрос равного доступа партий к СМИ не поднимался.

Правда и справедливость

Борьба за правду и справедливость всегда является для народа актуальным вопросом, поэтому правительство часто использует веру людей в справедливость для достижения запланированных целей. Так, В.Путин чаще всего обращался к идеалам «правды и справедливости» в своём Послании 2012 года. Президент декларировал нравственные идеалы и социальную справедливость. Тогда декларация «правды и справедливости» осталась пустым звуком, не получив механизма реализации и реальной опоры

В Послании 2013 года тема «правды и справедливости» не поднималась, в 2014 и 2015 гг. она была затронута в связи с событиями на международной арене и борьбой с терроризмом. В 2015 г. с помощью понятия справедливости объяснялась позиция России в отношениях с другими государствами.

КПРФ в своей программе всегда выступала за социализм, идеи социальной справедливости и правду.

В 2016 году Президент в своём Послании четырежды обращался к понятию справедливости. Он подчеркнул ценность для власти идеалов справедливого общественного устройства в различных отраслях жизни: как во внутренней, так и в международной политике. В самом начале выступления он отметил: « Принципы справедливости, уважения и доверия универсальны, мы твердо отстаиваем их, и не без результата, на международной арене, но в такой же степени обязаны гарантировать их реализацию внутри страны в отношении каждого человека и всего общества. Любаянесправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм от кого бы все это ни исходило. И все больше ценят такие качества как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение ».

Говоря о прошедшей избирательной кампании, В. Путин подчеркнул: «Именно граждане определили итоги избирательной кампании, выбрали путь созидательного развития страны, доказали, что мы живём в здоровом, уверенном в своих справедливых требованиях обществе, в котором укрепляются иммунитет к популизму и демагогии и высоко ценится значимость взаимоподдержки, сплочённости, единства».

Понятие справедливости и несправедливости также были подняты при освещении вопроса о самозанятых гражданах. Президент подчеркнул ценность труда и необходимость справедливого отношения к трудящимся гражданам.

«Каждый, кто честно трудится в своем бизнесе или как наемный работник, должен чувствовать, что государство, общество на его стороне. Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И наоборот несправедливо все то, что ограничивает возможности, нарушает права людей».

Ближе к концу Послания В.Путин ещё раз упомянул понятие справедливости. На этот раз в отношении ситуации на международной арене: «Мы не хотим противостояний ни с кем, оно нам не нужно. Ни нам, ни нашим партнерам, ни мировому сообществу. В отличие от некоторых зарубежных коллег, которые видят в России противника, мы не ищем и никогда не искали врагов, нам нужны друзья. Но мы не допустим ущемления своих интересов, пренебрежения ими. Мы хотим, и будем самостоятельно распоряжаться своей судьбой, строить настоящее и будущее без чужих подсказок и непрошенных советов. При этом настроены на доброжелательный равноправный диалог, на утверждение принципов справедливости и взаимного уважения в международных делах, готовы к серьёзному разговору о построении устойчивой системы международных отношений 21 века».

Таким образом, Послание 2016 г. было пронизано идеей поддержки справедливости в различных отраслях жизни общества. Однако насколько достижима эта цель, покажет ближайшее будущее.

Внешняя политика в послании президента Путина

В послании президента этого года внешняя политика отошла далеко на последний план. Из примерно 70 минут послания более 60 минут было посвящено внутренней политике. Вторая тенденция: говоря о внешнеполитических успехах, Путин ни разу не упомянул Турцию, ни разу не упомянул Украину, Крым и Донбасс, почти не упоминал Сирию и лишь пару фраз сказал о США. Т.е. ключевые внешнеполитические темы трех прошедших лет он практически обошёл молчанием, дав понять, что считает успехи во внешней политике 2016 года само собой разумеющимися и смотрит вперёд, настроен на решение новых, ранее не решаемых проблем, а не на хвастовство и самолюбование по итогам 2016 года.

Мельком упоминая в ходе послания геополитическую обстановку и расклады на мировой арене, президент несколько раз повторял свои неизменные подходы к внешней политике: «Народ России вновь убедительно доказал, что способен отвечать на непростые вызовы, отстаивать и защищать национальные интересы, суверенитет и независимый курс страны», «мы не хотим противостояния ни с кем, мы ищем не врагов, а друзей», «нам уже надоели с поучениями, мы и сами кого угодно можем поучить». Эти общие фразы не сопровождались никакой конкретикой и сама проблематика отношений России и т.н. «мирового сообщества» была представлена в послании, как фоновая. Т.е. на этом направлении Путин не стремится в предстоящем году ни к каким серьёзным прорывам, но и не ожидает оттуда опасностей, к которым страна не была бы готова.

Совершенно «рамочными» и формальными были немногочисленные характеристики Путина отношений России и Запада, западных санкций в адрес РФ. Упрёки Западу в его агрессивности, стремлении подчинить себе другие страны, в тоталитаризме под видом демократии были озвучены президентом России кратко и дежурно. Путин не дал никаких оценок выборам в США. «Готовы к сотрудничеству с новой американской администрацией», — коротко и без конкретики.

Единственное содержательное упоминание Европы в контексте её миграционных проблем было мимолётным и показало крайне невысокую оценку президентом роли Европы и её влияния на Россию.

На этом фоне Россия традиционно была представлена её лидером как страна открытая, готовая к равноправному диалогу и помощи другим. Как никогда ранее, Путин акцентировал внимание на интересе России к мировым рынкам. Он осудил протекционизм западных стран и призвал российские компании выходить на Мировой рынок и осваивать его. «Конкуренция на мировом рынке закалит наши компании», — сказал президент.

О событиях в Сирии президент упомянул лишь в самом конце выступления.Он обозначил успехи российской армии и дипломатии и под аплодисменты поблагодарил всех сотрудников российских спецслужб и военнослужащих. Такое краткое упоминание ключевого направления внешней политики России в 2016 году – Ближнего Востока показывает, что Путин уверен в успешной работе на этом направлении и на следующий год ставит новые приоритеты во внешней политике страны.

При этом Путин дал однозначно понять, какой регион мира он считает ключевым на ближайшие годы для внешнеполитической работы России. Это Азия, в первую очередь ближайшие к России великие державы Азии: Китай, Индия, Япония. О приоритетности восточного направления как во внешней, так и во внутренней политике, президент сказал прямо и потребовал от руководителей всех уровней как можно более активно развивать восточные территории России.

Путин дал высочайшие оценки российско-китайским отношениям и назвал «российско-китайское всеобъемлющее партнёрство и стратегическое сотрудничество» образцом для международных отношений, без попыток одной из сторон использовать свои козыри для подавления другой стороны.

Сходным образом прозвучали и оценки Путиным российско-индийских отношений. В отличие от Китая, по отношению к Индии было меньше констатации достижений, зато существенно больше было высказано надежд на развитие взаимодействия.

Также однозначно-позитивно и также как один из первых приоритетов для России были оценены президентом российско-японские отношения.

Фактически, это послание стало финальным аккордом тектонического разворота внешней политики России с Запада на Восток, начавшегося вскоре после прихода Путина к власти и только сейчас полностью сформулированного российской стороной. Также Путин обозначил общими словами и более амбициозные планы Евразийского лидерства России, совместно с Китаем и Индией. В этом контексте, пока безо всякой конкретики, прозвучали слова о Большом Евразийском партнёрстве.

На этом фоне нужно признать слабым местом политики России, как в плане реальной политики прошедших лет, так и с точки зрения планирования руководства страны Латиноамериканское направление. В последние годы в сторону США резко покачнулась Бразилия. Есть риск ослабления и даже падения дружественных России правительств в Венесуэле и (позднее) на Кубе. Провал этого направления иллюстрируется следующими недостатками послания президента. Ни разу в послании не упомянуты ни страны Латинской Америки, ни интеграционный проект БРИКС, который, видимо, после смены власти в Бразилии не имеет прежних перспектив развития. Косвенным показателем невнимательности Путина к данному направлению геополитики является то, что он не упомянул в послании смерть Фиделя Кастро и не отдал дань уважения великому человеку.

Подытоживая, можем заключить, что в ближайшие годы Россия имеет определённые перспективы успешного проведения своей политики в Евразии, и, особенно, в континентальной части Азии. В то же время Латинская Америка имеет все шансы стать зоной усиливающегося влияния США.

Социально-экономические формулировки в сравнении с предыдущими Посланиями

Президент, с одной стороны, отметил внутренние причины кризиса, не став валить все на санкции и нефтяную конъюнктуру. С другой стороны, он продолжает сравнивать показатели ВВП и индекс промышленного производства (нет существенного падения ВВП, промышленное производство показывает некоторый рост, по некоторым отраслям – значительный рост) и опять концентрируется скорее на внешних его проявлениях, а не на фактических. Этот кризис не в полной мере промышленный, кроме того, спада промышленности не наблюдается по нескольким причинам. Во-первых, есть значительная поддержка в виде ВПК, во-вторых, — пищевой промышленности (благодаря санкциям), в третьих, — кризис в стране с 2013 года (стагнация в экономике, инвестициях, промышленности, доходах населения), и многие отрасли уже успели приспособиться к кризису (они уже падали), и сейчас наблюдается эффект «низкой базы». Поэтому нынешние макроэкономические показатели не такие оптимистичные, как их пытался преподнести президент, а, скорее, пугающие.

Кроме того, Путин практически не уделил внимание катастрофическим последствиям для населения, чего не было в кризис 2008-2009 гг. Так, реальные располагаемые доходы по сравнению с 2015 годом сократились на 5%, при этом снижение заработной платы за 2015 год – 10% в реальном выражении. Практически каждый шестой россиянин живет за чертой бедности (23 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума).

За январь — октябрь оборот розничной торговли сократился в среднем на 5%, что коррелирует с сокращением доходов, поэтому резкой инфляции также нет.

О том, что нужно менять структуру экономики, Президент говорил несколько посланий подряд, в этом он озвучил направление развития – «цифровая экономика», повышение доли IT в экспорте, развитие наукоемких технологий. При этом непонятно, как общие слова о необходимости интеллектуальной кадровой поддержки и технологической модернизации коррелируют с фактической ситуацией в России. Например, доля «производительных» расходов, связанных с инвестициями в человеческий капитал и науку, сократится к ВВП с 1,67 до 1,33% за три следующих года. Снижение и без того низкого по отношению к мировому уровню расходов на человеческий капитал не обеспечивает возможностей для среднесрочного экономического роста и переход на инвестиционную модель экономики. Кроме того, более двух третей регионов имеют дефицит бюджета и вынуждены сокращать расходы на национальную экономику – то есть как раз на то, что предлагает Путин. В данный момент идея перехода к цифровой экономике вступает в противоречие с также озвученным президентом недопущением разбалансировки бюджета и выполнением уже заложенных обязательств.

В 2014 году Путин говорил о необходимости повышения производительности труда и доведении годового уровня инвестиций до 25 процентов от ВВП страны.

На деле индекс производительности труда в целом по экономике не растет – падение в 2015 году на 3% по сравнению с 2014 годом, в 2014 году – рост на 1%, хотя президентом был озвучен феноменальный рост в ВПК.

А доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2015 г. составила 20,7% (в 2005г. – 17,4%, в 2010 г. – 20,6%, в 2014 г. – 20,6%).

По итогам первых девяти месяцев 2016 года общее сокращение инвестиций составило 2,3% (за год ожидается 3,7%). Причем они сокращаются в 50 регионах — это 50 более или менее развитых регионов. На 25-30% сократился объем инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом на территории Республики Алтай, Краснодарского, Хабаровского краев, Нижегородской, Новосибирской, Ярославской областей.

О какой модернизации, переходе к технологической экономике и повышению делового климата может идти речь?

В стране наблюдается дефицит дорожной сети, необходимо новое строительство, о чем говорит Путин, причем не только в этом послании, но и в предыдущих. Так, в прошлом послании Путин говорил о необходимости модернизации транспортной инфраструктуры, развитии Северного морского пути, авиаперевозок и проч. Несмотря на это, планы по наращиванию дорожного строительства не соблюдались и в благополучные годы. Сейчас в связи с оптимизацией бюджета в России все меньше строится автомобильных дорог. Так, если в 2014 году было построено или реконструировано более 500 км дорог, то в 2015-м уже только 369 км. В 2016 году расходы на дорожное строительство сократятся на 30%, на эти деньги планируется построить и реконструировать около 280 км автомобильных дорог федерального значения. На нефедеральные трассы денег уже не хватит — финансирование нефедеральных трасс из дорожных фондов осуществляется только на 13%, их ремонт ложится на плечи регионов, которые и так должны сокращать расходы.

Таким образом, несмотря на высокие цели по модернизации и привлечению инвесторов, в числе инфраструктурных проектов денег в лучшем случае хватит на федеральные проекты – федеральные трассы и Керченский мост.

Путин отчитался о рекордном вводе жилья – 85 млн кв. м за год. Однако фонд ветхого и аварийного жилья практически не обновляется – сейчас он составляет 88 млн. кв. м, за год выбытие составило только 3,8 млн. кв. м. Кроме того, в расчете на 1000 человек за год ввод в действие жилых домов даже сократился – с 575 кв.м до 571 кв.м.

В предыдущих посланиях президент уделял внимание необходимости исполнения своих же «майских указов», в прошлом послании добавив, что нужно добиваться сбалансированности бюджета. В этом году данная тема не звучала. Во-первых, очевидно, потому, что расходы на «майские указы» на 70-80% легли на бюджеты регионов и только 20-30% в виде трансфертов добавил федеральный бюджет. Во-вторых, регионы так и не могут их реализовать. Так, в январе-сентябре 2016г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, работников образования — 79% (в январе-сентябре 2015г. — соответственно 88% и 83%).

В отличие от прошлых лет президент не уделил внимания региональной политике, делая упор на развитие, в частности, Дальнего Востока, городов Приморья. Вероятно, потому, что каких-то конкретных достижений там также нет, а основные показатели развития регионов – инвестиционная активность, например, падают. В целом, несмотря на призывы Путина, инвестиции по-прежнему концентрируются в Москве и области, нефтедобывающих регионах и Санкт-Петербурге.

Некоторые прогнозы

1.Вполне можно ожидать всероссийский референдум по трансформации политической системы как исполнение обещания Путина развивать институты прямой демократии.

2.Жажда справедливости граждан будет актуализироваться все более громкими «антикоррупционными» делами в отношении представителей ослабевших властных кланов и групп.

3.Выход из экономического либерального тупика будет искаться через несистемные действия по поддержке реального сектора, включая промышленность и сельское хозяйство, и в реализации некоторых программных требований КПРФ (например, введение прогрессивной шкалы НДФЛ).

4.Однако при всем при этом Путин, судя по всему, продолжит «покрывать» класс олигархов, не меняя губительную для России либерально-рыночную модель. И продолжит «закручивать гайки», опираясь на перевод психологического состояния населения в сторону концентрации на духовно-социальных процессах на вертикально-горизонтальном уровне.

5.При частичной поддержке реального производства, в том числе потребкооперации (к чему также давно призывает КПРФ) и реальном вложении средств в высокие технологии (включаяIT-технологии – признак информационного общества), патерналистской риторике и «подачках» в отношении населения, а также продолжении реальной актуализации традиционных ценностей можно предположить, что в среднесрочной перспективе стабильность режима сохранится.

6.Это же относится и к риторике о поддержке малого и среднего бизнеса.

7.При этом сверхдоходы олигархов и иные крайне разрушительные для России факторы как бы выйдут из поля зрения масс, а всякий, кто будет отрицать значимость традиционных ценностей и риторики «госкапитализма» неизбежно попадет в маргинальное поле и будет в лучшем случае вытеснен из системной политики, а в худшем подвергнется силовому давлению, что облегчается фактором победы Трампа.

8.Заявления Путина об опасности «безвольной власти» и «хаоса снизу» — это прозрачный намек на готовности власти к пресечению возможного «Майдана» (равно как иРеволюции) любыми средствами.

9.В Послании Путин очевидно сделал четкую заявку (возможно, согласованную с командой Трампа) на региональное, евразийское лидерство России, и если оно возможно, то данная ситуация тоже развязывает ему руки.

10.При этом заданный Путиным вектор социальной активности населения на основе базовых ценностей дает КПРФ практически свободную площадку для пропаганды идей национализации, подлинной справедливости. Эта площадка находится именно в сфере традиционных ценностей, причем и во многом взаимно пересекается со сферой деятельности РПЦ (учитывая особенности Основ социальной концепции РПЦ).

11.Важно подчеркнуть, что именно сформулированная учеными КПРФ необходимость борьбы за устранение прибавочной стоимости в сфере новых технологий, цифровых сквозных технологий, — это очень перспективно. Именно государственное планирование в этой сфере, отказ от авторских прав и собственность государства в ключевых производственных направлениях в сфере высоких технологий (при сохранении таких прав в сфере киноиндустрии и т.д.) – это ключевое условие опережающего развития в XXI веке. Таким образом, нам уже сейчас необходимо бороться за новый пролетариат – пролетариат, работающий в сфере высоких технологий. Социалистическое производство высоких технологий – это тема КПРФ. Высокие технологии должны быть государственным делом, а не коммерческими продуктами. В этом случае государство получит такие прибыли, которые никогда не даст частная инициатива. И это – тоже сфера возможного открытого спора с Путиным.

12.Отметим, что Путин только раз произнес слово «русский», правда, не сказал и об идее «российской нации». А это также дает Компартии возможность, сохраняя статус государственно ответственно политической силы, вернуться на русское поле, рассматривая вопрос в соответствии со своей Программой.

Руководитель аналитической группы: С.П. Обухов, доктор политических наук.

Подготовили: С.П. Обухов, Е.Б. Шабарова, Р.И. Тхагушев, Н.Ю. Волков, А.М. Богачев, Н.В. Фокина, А.Н. Гавалова, А.А. Брагин, Ю.А. Болконский, П.Н. Орехов, С.А. Елагин, Д.А. Стрелков, Д.А. Коломацкая, А.В. Ведруссов.

Отдел ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний.

Центр исследований политической культуры России

https://kprf.ru/party-live/cknews/160542.html