БУРЯТИИ НУЖНА СВОЯ ГЕОЛОГИЯ! Геологи взывают о помощи

Еще более 10 лет назад автору этих строк довелось общаться с ныне покойным ведущим геологом Бурятского Геоцентра Юрием Козловым. Рассказывая об огромных возможностях недр Бурятии, он не уставал повторять: в недрах Республики скрыта вся таблица Менделеева, а по обеспеченности полезными ископаемыми Бурятия выходит на первое место в России.

Пополнить казну республики новыми источниками доходов, обеспечить занятость населения возможно благодаря разработке уникального сырья из недр Бурятии. Это и титановые руды Северобайкальского района, из которых можно делать корпусы атомных подлодок, и залежи длинноволокнистого хризотиласбеста, идущего на производство жаропрочных скафандров. А богатейшие залежи редких и редкоземельных металлов, востребованные в высокоточной и электронной промышленности? Все это лежит у нас под ногами, но никем не добывается.

Сейчас же, зайдя в знакомое здание на площади Советов, я не без труда нашел комнату с открытой дверью безо всякой таблички. Там и работают последние геологи Буртгеоцентра. Но оказалось, что они трудятся уже не на Республику, а подчиняются Красноярску!

Запланированный разговор о проблемах геологической службы в Бурятии превратился в печальную исповедь и даже призыв к руководству Республики о помощи.

Профессионалы геологии рассказали, как нелегко для бурятской геологии прошли эти годы. На тернистом пути преобразований ФГУП «Бурятгеоцентр» даже превратился в акционерное общество: перестав быть Федеральным государственным унитарным предприятием, он стал называться АО «Бурятгеоцентр».

Но на этом реформы и сокращения не закончились: акционерное общество находится в процессе ликвидации юридического лица. Исполнительный директор АО «Бурятгеоцентр» Геннадий Патрахин еще работает в своем кабинете, но специалисты-геологи уже числятся сотрудниками геологического отделения в Красноярске.

Теперь осталось всего шесть геологов. Они занимают только два кабинета в просторном здании Бурятгеоцентра, широкие коридоры и кабинеты которого отданы множеству прочих организаций. Официально геологи значатся как работники конторы в Красноярске, откуда им переводят даже зарплату. Дело в том, что уже год — с мая 2016 года, улан-удэнские геологи подчиняются подразделению Росгеологии в Красноярске — Сибирскому ПГО (Производственно-геологическому отделению). А за геологоразведку на территории всей республики сейчас отвечает всего одна партия — Бурятская партия № 10 Сибирского ПГО.

Чтобы осознать масштаб сокращений, достаточно вспомнить: раньше на дверях многих учреждений в Геоцентре висели таблички – «Джидинская партия», «Закаменская партия», «Северобайкальская партия» и другие геологоразведочные и геологосъемочные партии, названные в соответствии с районами Республики.

По словам ведущего геолога Александра Игнатова, Бурятскую партию планируют подчинить геослужбе в Чите, которая в свою очередь подчиняется той же конторе в Красноярске.

Вообще, Сибирское ПГО объединяет геологические службы нескольких регионов: это Республика Алтай, Алтайский край, Тыва, Забайкальский край и Бурятия…

— Красноярские геологи увозят образцы проб в Красноярск, хотя экономически это невыгодно, — поделился Александр Игнатов.

У бурятских геологов назрел вопрос к руководству республики: «Зачем год назад нас подчинили Красноярску, если Республика лишилась налогов, поступавших до этого в республиканскую казну в результате нашей деятельности? У нас должна быть своя геология. Все налогоотчисления уходят мимо бюджета Бурятии в Красноярск.

Также Александр Игнатов рассказал немало интересного про особенности работы в смежной с геологией деятельности — о порядке выдачи лицензий частным предприятиям на право добычи золота. Насчет деятельности самого Бурятгеоцентра, идущего ко дну, он высказался так:

— Основное направление нашей работы – геологическое. Было картирование, но теперь работу по составлению карт берут на себя другие организации.

Александр Игнатов и его коллеги приводили немало доводов в пользу сохранения АО «Бурятгеоцентр». Это целесообразно и с экономической, и с организационной точек зрения, благо процесс ликвидации Бурятгецентра как юрлица еще не завершен.

Из новых работ геологов Бурятии можно упомянуть исследования рудного золота на Мухтунном объекте на Севере Бурятии в Уаките.

А в 2013-2015 годах Бурятгеоцентр сделал обоснование и провел геологосъемочные работы на двухсоттысячном листе (Мохейский объект под Сосновоозерском в Еравнинском районе Бурятии). Заключительный этап этих работ – подготовка к изданию геологической карты нового поколения – забрал Красноярск, а геологов, выполнивших тяжелую полевую работу, сократил, не дав возможности увидеть свое детище в изданном на картфабрике варианте.

Работа федеральной Росгеологии и отделения в Красноярске (Сибирского ПГО) прослеживается на сайте этого ведомства. Там содержатся официальные сведения о недавних исследованиях на золото в Еравнинском районе Республики.

Алексей ГЕРГЕНОВ.

Фото предоставлено Александром Игнатовым

Справка:

Бурятгеоцентр — старейшее геологоразведочное предприятие Бурятии. За более чем полувековую историю коллектив предприятия накопил богатый опыт региональных, детальных поисковых, оценочных и разведочных работ на разные виды минерального сырья.

Бурятгеоцентр входит в холдинг Росгеология с 2011 года. Созданная в 2011 году Росгеология – это многопрофильный геологический холдинг, занимающийся геологоразведкой, включающий в себя 37 предприятий в 30 регионах страны.