К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ. Великие стройки Советского Союза

МНОГИМ грандиозным стройкам в СССР придавали ста­тус комсомольских строек. Оно и понятно – молодость, здоровье и романтика. Вспоминается знаменитое «Веселей ребята, выпало нам – строить путь железный, а короче БАМ»!

На комсомольских стройках прак­ти­ко­ва­лись свои ме­то­ды ор­га­ни­за­ции тру­да. Дей­ст­во­ва­ли ком­со­моль­ские шта­бы. Шта­бы про­во­ди­ли со­рев­но­ва­ние сре­ди ком­со­моль­ско-мо­ло­дёж­ных кол­лек­ти­вов. В бри­га­дах, на стро­ительных уча­ст­ках соз­да­ва­лись по­сты «Ком­со­моль­ско­го про­жек­то­ра» для борь­бы за ук­ре­п­ле­ние тру­до­вой дис­ци­п­ли­ны, эко­но­мию стро­ительных ма­те­риа­лов, эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние тех­ни­ки. Ве­лась «Ле­то­пись удар­ной строй­ки», в ко­то­рую за­но­си­лись име­на мо­ло­дых ра­бо­чих и спе­циа­ли­стов, ком­со­моль­ско-мо­ло­дёж­ных кол­лек­ти­вов, внёс­ших зна­чительный вклад в вы­пол­не­ние пла­нов строи­тель­ст­ва.

Пер­вой комсомольской стройкой ста­ло строи­тель­ст­во Вол­хов­ской ГЭС. В 1920-1930-е годы комсомольские стройки бы­ли объ­яв­ле­ны Сель­маш­ст­рой (Рос­тов-на-До­ну), Трак­то­ро­строй (Ста­лин­град), Днепрогэс, Урал­маш­ст­рой, строи­тель­ст­во Ура­ло-Куз­нец­ко­го ме­тал­лур­гического ком­би­на­та, Ком­со­моль­ска-на-Аму­ре, пер­вой оче­ре­ди Московского мет­ро­по­ли­те­на, железнодорожной ма­ги­ст­ра­ли Ак­мо­линск — Кар­та­лы и др.

В 1950-1970-е годы к Все­со­юз­ным удар­ным комсомольским стройкам от­но­си­лось строи­тель­ст­во Брат­ской, Днеп­ро­дзер­жин­ской, Крас­но­яр­ской ГЭС, атом­ных элек­тро­стан­ций, неф­те­про­во­да Уфа — Омск, Омск — Ир­кутск, га­зо­вых ма­ги­ст­ра­лей Бу­ха­ра — Урал, Са­ра­тов — Горь­кий, железнодорожной ли­нии Аба­кан — Тай­шет, Бай­ка­ло-Амур­ской железнодорожной ма­ги­ст­ра­ли, пер­вых оче­ре­дей ря­да за­во­дов (Крас­но­яр­ско­го, Ир­кут­ско­го и Пав­ло­дар­ско­го алю­ми­ние­вых, Ан­гар­ско­го и Ом­ско­го неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих, За­пад­но-Си­бир­ско­го и Ка­ра­ган­дин­ско­го ме­тал­лур­ги­че­ских) и др.

Все­со­юз­ны­ми удар­ны­ми комсомольскими стройками в 1959 году бы­ло строи­тель­ст­во 114 пред­при­ятий промышленности и транс­пор­та (154 в 1962 году, 135 в 1982 году, 63 в 1987 году). Прин­ци­пы ор­га­ни­зации тру­да, при­ня­тые на комсомольских стройках, при­ме­ня­лись так­же при ос­вое­нии це­лин­ных зе­мель Ка­зах­ста­на, Ал­тая, Но­во­си­бир­ской области.

***

СЕГОДНЯ подробнее расскажем о строительстве Днепрогэса и Московского метрополитена.

ДНЕПРОГЭС

В принятом в 1920 году плане ГОЭЛРО строительство мощной гидроэлектростанции на Днепре было определено как одна из самых главных задач электрификации. Сооружение этой станции позволило бы не только обеспечить дешёвой электроэнергией строящиеся в Донбассе шахты и металлургические предприятия, но и решить целый ряд других проблем.

В январе 1921 года постановлением ВСНХ была создана проектно-изыскательская организация «Днепрострой», проводившая топографические, геологические и гидрологические исследования на месте строительства станции, а также детальную разработку проекта самого ДнепроГЭСа и других вспомогательных сооружений. Эта гигантская работа потребовала без малого шесть лет, только девятый вариант проекта был признан оптимальным и удовлетворяющим условиям технического задания.

15 марта 1927 года на берегу Днепра, на скале под названием «Любовь», был поднят красный флаг с надписью «Днепрострой начат!». 60 тысяч человек приехали на берега Днепра, чтобы строить ДнепроГЭС.

1 мая 1932 года в 6 часов 30 минут ДнепроГЭС выдал первые киловатты электроэнергии. В этот момент был запущен гидрогенератор ДнепроГЭСа. Первая очередь станции, состоявшая из пяти энергоблоков, была сдана в эксплуатацию 27 сентября 1932 года. На проектную мощность в 560 тысяч кВт ДнепроГЭС вышел 19 апреля 1939 года, когда был запущен девятый энергоблок станции.

В августе 1941 года ДнепроГЭС был захвачен немецкими войсками. Персонал станции до последнего момента оставался на своих местах, и только когда танковая колонна немцев вплотную подошла к плотине, энергетики затопили машинный зал и вывели из строя генераторы. Фашисты очень хотели восстановить работу такого важного объекта, как ДнепроГЭС, сам фюрер почтил своим вниманием станцию, однако немцам, несмотря на все их старания, не удалось получить ни единого киловатта.

Сразу же после того как войска Советской Армии выбили немцев с ДнепроГЭСа, на станции начались восстановительные работы.

3 марта 1947 года гидроэлектростанция дала первый промышленный ток — был запущен первый блок. К концу года были введены в строй ещё два генератора. Полностью на проектную мощность станция вышла в июне 1950 года, когда была восстановлена работа всех девяти энергоблоков.

… Станция и сейчас исправно выдаёт киловатты, теперь уже в энергосеть независимой Украины. Но ДнепроГЭС — это не просто электростанция, не просто гидротехнический объект. Это — символ эпохи и памятник людям, построившим этот уникальный объект.

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Увеличение числа автомобилей и бурное строительство привели к тому, что наземный городской транспорт всё с большим трудом справлялся с перевозкой возрастающего количества пассажиров. Улицы крупных городов, прежде всего Москвы, были перегружены. Особенно тяжёлым положение было в центральной части столицы. К концу 20-х годов средняя скорость движения трамваев и автобусов на узких улицах центра Москвы не превышала 6–7 км/ч. Единственным решением транспортной проблемы был метрополитен.

«Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешёвых людских перевозок» — такое решение принял летом 1931 года Пленум ЦК ВКП(б), рассматривавший сложившуюся в Москве ситуацию с пассажирскими перевозками.

Подготовка к прокладке первой линии метро продолжалась в 1931–1932 годах, а в 1933 году началась прокладка первой подземной линии от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Первая очередь метрополитена имела общую протяжённость 11,2 км и включала 13 станций.

Станции представляли собой не просто места посадки-высадки пассажиров, а монументальные архитектурные комплексы, украшенные статуями и барельефами.

Темпы строительства потрясали воображение. Если в начале 1934 года на стройке работали около 35 тысяч человек, то к маю это число увеличилось вдвое. «Советское метро должно стать лучшим в мире» — такое задание было дано партией и правительством, и для достижения этой цели не жалели ни сил, ни средств.

15 октября 1934 года от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» был пущен первый пробный поезд, состоящий из двух вагонов: № 1 — моторного и № 1001 — прицепного. На этом участке машинисты и другие работники метрополитена обучались водить поезда и управлять сложнейшим процессом движения.

4 февраля 1935 года было открыто пробное движение по всей линии первой очереди московского метрополитена. Первыми пассажирами стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. А 15 мая 1935 года в 7 часов утра все 13 станций открыли свои двери перед жителями и гостями столицы. Метро стало не просто новым видом городского транспорта, а гордостью столицы. В первый год эксплуатации поездка под землёй для москвичей была в чём-то схожа с семейным посещением музея, а уж для гостей столицы поход в метро был обязательным ритуалом, таким же, как посещение Мавзолея или Третьяковской галереи.

Сразу же после сдачи в эксплуатацию первой линии началось строительство второй очереди московского метро протяжённостью 9,6 км: от станции «Площадь Свердлова» до станции «Сокол». С тех пор прокладка новых тоннелей под Москвой не прекращалась ни на один день, даже в военные годы продолжалось строительство третьей линии метро, которая была сдана в эксплуатацию 1 января 1943 года.

В самые тяжёлые дни наступления немцев на Москву и ежедневных налётов фашистской авиации метрополитен работал как бомбоубежище. Как только звучал сигнал «Воздушная тревога!», прекращалось движение поездов, снималось напряжение с контактного рельса и на станции и в тоннели спускались люди. Благодаря метрополитену были спасены тысячи жизней.

Подготовила к печати Аюна АЛДАРОВА.