К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ: Советская Арктика

Пожалуй, ни одно событие в промежутке между двумя мировыми войнами не привлекало к себе столько внимания мировой общественности, как спасательная операция экипажа ледокола «Семен Челюскин» идрейф «папанинской четверки» в Арктике.
ПОДВИГ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ
Знаменитый ледокол «Челюскин» был построен в 1933 году в Дании по заказу советского правительства. Пароход соответствовал всем самым современным стандартам своего времени. Его водоизмещение равнялось 7,5 тысячи тонн.
«Челюскин» привлек внимание советского полярного исследователя Отто Шмидта. Этот географ и математик мечтал о покорении Северного морского пути – маршрута, ведущего в Тихий океан вдоль северных берегов Евразии. Шмидт был готов на все ради своего замысла.
И вот — 2 августа 1933 года ледокол «Челюскин» отправился в путь. На отплывшем из Мурманска корабле находились 112 человек. Пройдя пролив Маточкин Шар, ледокол «Семен Челюскин» оказался в Карском море, где его поджидали первые грозные льдины. Эти препятствия судно преодолело без каких-либо проблем. Однако, чем дольше шла экспедиция, тем тяжелее экипажу было продолжать путешествие.
23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным. Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. 4 ноября он вошел в акваторию Берингова пролива. Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо.
Недалеко от «Челюскина» находился другой советский ледокол «Ф.Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин».
Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни. Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах. Более того, полярники забили тревогу – никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера.
13 февраля нового, 1934 года, корабль действительно пошел на дно. Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт.
За несколько часов до развязки, когда уже стало ясно, что корабль отправится на дно, началась спешная эвакуация людей. Команда успела перенести на окрестный лед часть инвентаря и инструментов. Этих вещей было достаточно для создания хоть какого-то временного лагеря. Перебираясь на льдину, экипаж выгрузил с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы. Оказавшийся на краю гибели коллектив проявил сплоченность и организованность, благодаря чему в лагере удалось наладить достаточно сносную жизнь. Был построен барак, кухня и сигнальная вышка.
И с первых дней пребывания на льдине не прерывалась научная работа. Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря. Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения.
Полярники оказались настолько далеко, что единственная возможность их спасти заключалась в использовании авиации. В спешном порядке на Чукотку отправились лучшие советские летчики.
Спасение экипажа ледокола «Челюскин» стало уникальной операцией хотя бы потому, что никакой арктической авиации еще не существовало в мире.
Среди первых летчиков, приступивших к поискам Шмидта и его людей, оказался пилот Анатолий Ляпидевский. Перед тем как наконец найти челюскинцев, авиатор совершил 28 попыток обнаружить необходимое место. Только в 29 раз, 5 марта 1934 года, Ляпидевский заметил внизу сначала гидросамолет, а затем и людей около него. Теперь, когда было обнаружено место, где затонул ледокол «Челюскин», эвакуация пошла полным ходом. АНТ-4 Ляпидевского взял на борт всех женщин и одного ребенка (12 человек) и переправил их в ближайшее чукотское поселение.
Однако вслед за первым успехом последовала и первая неудача. Сломался двигатель спасательного самолета, после чего операция застопорилась. Использование авиации на этом, впрочем, не ограничивалось. На север отправились дирижабли. Также к челюскинцам пытался пробиться ледокол «Красин» и вспомогательные вездеходы.
Тем не менее именно самолеты внесли основной вклад в благополучный исход полярной эпопеи. Все два месяца жизни во льдах обитатели лагеря занимались тем, что готовили для искавшей их авиации аэродромы. Каждый день мужчины посменно расчищали взлетные полосы, не теряя надежды на возвращение домой.
Вызволение челюскинцев из ледяного плена возобновилось 7 апреля. Теперь в операции участвовали сразу несколько знаменитых летчиков. Михаил Водопьянов позже примет участие в отправке полярников на первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1», а Николай Каманин станет начальником первой команды советских космонавтов. Были среди спасателей и другие легендарные летчики: Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Иван Доронин и Сигизмунд Леваневский.
Застрявший в полярных льдах экипаж переправлялся в Ванкарем – небольшое чукотское стойбище, ставшее центром всей спасательной операции. Последним затерянную стоянку покинул капитан погибшего судна Владимир Воронин.
Заключительные дни операции проходили во все более нервозной обстановке – ледовое поле постепенно разрушалось. На следующий день после спасения Воронина мощный шторм уничтожил временный лагерь.
В дни спасательной операции экипаж и сам ледокол «Челюскин», фото которого попало во все советские и многие мировые газеты, оказались в центре внимания миллионов людей. Ликование по поводу благополучного исхода полярной драмы было общенациональным.
Восторг обычных людей легко объясним: ничего похожего в истории мировой авиации и мореплавания еще не случалось. Принявшие участие в эвакуации челюскинцев летчики стали первым Героями Советского Союза. Эта высшая государственная награда была учреждена как раз накануне событий на Крайнем Севере. Ордена Ленина получили и два американца (Уильям Левери и Клайд Армстед), которые заботились об импортных самолетах, закупленных специально для операции по спасению оказавшегося на краю гибели экипажа.
Участники ледовой эпопеи были с ликованием встречены в Москве, а позже и в Ленинграде.
***
ЭПОПЕЯ ПАПАНИНЦЕВ
На протяжении десятков лет тысячи отчаянных путешественников и исследователей Севера стремились попасть на Северный полюс, старались во что бы то ни стало водрузить там флаг своей страны.
С появлением авиации возникли новые возможности для достижения Северного полюса. Такие как полеты Р. Амундсена и Р. Берда на самолетах и полеты дирижаблей «Норвегия» и «Италия». Но для серьезных научных исследований Арктики эти экспедиции были кратковременными и не очень значительными. Настоящим прорывом было успешное завершение первой воздушной высокоширотной советской экспедиции и высадки на дрейфующий лед в 1937 году героической «четверки» под руководством И. Д. Папанина.
В планах экспедиции была высадка в районе Северного полюса на год, в течение которого предполагалось собрать огромное количество разнообразных научных данных по метеорологии, геофизики, гидробиологии. Пять самолетов вылетели из Москвы 22 марта 1937 года.
В 11 часов 35 минут флагманский самолет под управлением командира летного отряда Героя Советского Союза М.В. Водопьянова опустился на лед, перелетев 20 км за Северный полюс. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР, и самолеты отправились в обратный путь.
На льдине остались одна собака и четверка отважных исследователей с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, соединенными антенной, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда.
В составе экспедиции были: П.П. Ширшов — гидробиолог, гляциолог; Е.К. Федоров — метеоролог-геофизик; Э.Т. Кренкель — радист и И.Д. Папанин — начальник станции. Предстояли месяцы изнурительного труда, нелегкого быта.
Каждый день пребывания на Северном Полюсе приносил исследователям новые открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.
Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного Полюса, затем льдина устремилась на юг со скоростью 20 км в сутки.
Через месяц после высадки папанинцев на льдину (так окрестили отважную четверку во всем мире), когда в Кремле состоялась торжественная встреча участников Первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс, был зачитан указ о присуждении О.Ю. Шмидту и И.Д. Папанину званий Героя Советского Союза, остальные участники дрейфа были награждены Орденами Ленина. Льдина, на которой располагался лагерь папанинцев, через 274 дня превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами.
Принято решение об эвакуации экспедиции. Позади остался путь в 2500 км по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю. 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман».
Почти месяц длился переход в Ленинград, осложнявшийся сильными штормами. Когда 15 марта корабль с полярниками вошел в ленинградский порт, его встречали восторженные толпы.
Научные исследования, проведенные во время дрейфа, принесли множество интересных результатов. А сам факт столь длительного пребывания на полюсе укрепил статус СССР как первой арктической державы.
Подготовила к печати Аюна АЛДАРОВА.