Цены на бензин достигли «исторической высоты»

Россия продолжает устанавливать «экономические рекорды». На этой неделе достигнут еще один. Во вторник, 14 ноября, оптовые цены на бензин на биржах поднялись до исторического максимума. За семь дней стоимость бензина АИ-92 выросла на 2,3%, составив 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 – на 1,7%, 44,99 тыс. руб. за тонну.

Рекорды эти, к которым следовало бы прибавлять приставку «анти», вселяют серьезную тревогу за будущее. Как страны в целом, так и рядовых ее граждан – всех, независимо от того, являются ли они автовладельцами. Ведь в течение по крайней мере полутора десятков лет, когда топливо постоянно дорожало, даже люди, очень далекие от экономики, уяснили на состоянии собственного кошелька: вырос в цене бензин – следом обязательно повысятся все остальные цены и тарифы. На продукты питания, промтовары, на общественный транспорт и коммуналку. Поскольку транспортная и энергетическая составляющие в ценообразовании на просторах нашей огромной и холодной страны очень велика.
Так что цены на бензин стратегически важны. А значит, должны так или иначе регулироваться не «стихией рынка» (для которого значимы только сверхприбыли), а государством. Формально государство вроде бы и регулирует. Вот только как…
Комментарии чиновников не проясняют ситуацию. Напротив, возникают сомнения в том, что власти адекватно оценивают ситуацию. Собственно, оценок причин суперподорожания мы пока не услышали ни от президента, ни от премьера, ни от профильных министров. За всех отдуваются представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, начальник одного из управлений ФАС Дмитрий Манохин заявил, что рост цен связан с «реакцией трейдеров». Мол, Московский НПЗ частично приостановил работу одной из установок, сократив объем отгрузки бензина и одновременно занявшись скупкой бензина на бирже. Вот биржевые цены и скакнули.
Не мешало бы разобраться, что за бензиновые маневры устраивает Московский НПЗ. В компании «Газпромнефть» утверждают, что остановка работы связана с «оптимизацией технологического режима». Однако издание «Коммерсант», ссылаясь на свои источники, пишет, что в плановую программу ремонта, который утверждает Минэнерго, эта остановка не включена.
В любом случае ситуация на НПЗ – лишь сопутствующий, а не основной фактор роста цен на бензин. По мнению главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, Московский завод «повлиял сиюминутно». А главные причины – рост цен на нефть, инфляция и налоговая нагрузка. «Стратегически главное другое. Ежегодно растут акцизы на топливо, растет налог на добычу полезных ископаемых. И естественно, эти налоги переносятся на потребителя. Плюс еще резко выросли мировые цены на нефть, из-за чего курс рубля обычно укрепляется, но в этом году курс рубля остался на старом уровне», – сказал он в телеинтервью.
По его словам, цены на бензин в России растут из года в год, вырастут они и в 2018-м. Причем рост оптовых цен неизбежно сказывается и на розничных.
Тем временем заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин уверяет, что предпосылок для роста цен на бензин в ближайшее время нет. Вероятно, имеются в виду розничные цены, которые, по его словам, в большей степени ориентируются на платежный спрос потребителя, поэтому компании применяют программы скидок. Голомолзину, как он выразился, неочевидно, что цены имеют потенциал для существенного роста, да и зимний сезон «не является периодом высокого роста цен на топливо».
Только вот россиянам очевидно совсем другое. Какие там скидки или «периоды». Цены, в том числе на бензин, повышаются и зимой, и летом, при любой конъюнктуре. При падении мировых цен на нефть компаниям, корпорациям нужно компенсировать связанные с этим расходы. Так что бензин для российского потребителя опять дорожает. Его хочется продать за рубеж – зачем же его продавать за копейки своим?
Минувшим летом Владимир Путин на вопрос, почему в нефтедобывающей России цены на топливо постоянно растут, заявил, что «ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены». Однако «искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно в конечном итоге для экономики в целом». Вот только каким образом государство намерено не позволить «задирать цены», президент не объяснил.
Ну и, как очень верно отметил Аркуша, любой рост налогов сырьевые олигархи немедленно переносят на потребителя. То есть на того самого рядового россиянина, который так или иначе, но заплатит (причем дважды и трижды) государству вместо олигархов – за все государственные «налоговые маневры» в нефтяной сфере. При этом страдают не только отдельные граждане, но и целые отрасли отечественной экономики, поскольку производство становится нерентабельным.
Так оно в очередной раз и получилось. В минувшем сентябре правительство одобрило внеплановое повышение акцизов на топливо в 2018-м: с 1 января и с 1 июля. Такое повышение может привести к росту розничных цен на бензин более чем на рубль за литр.
На 15 ноября средняя розничная стоимость литра бензина А-95 составляла от 38 до 41,4 руб. (в зависимости от региона). Но если «рекорды» и дальше будут устанавливаться и побиваться такими темпами, то через год она может подняться и до 45, а в некоторых регионах и до 50 руб., полагают эксперты.

Екатерина Польгуева