Рисковая идея родилась у коммунистов Советского района

Таков примерный контекст, вокруг которого развивалась занимательная история с автопробегом Советского райкома партии Улан-Удэ, возглавляемого Ниной Хандаровой. Этой рассудительной, скрупулезной, не считающейся с личным временем женщине удалось в какие-то два-три года сколотить вокруг себя команду-зажигалку, команду сплоченную и дружную настолько, что она на многих мероприятиях определяет молодеющее лицо бурятских коммунистов. Например, автор этих строк за последние четыре месяца невольно стал участником трех автопробегов: в честь 100-летия Октябрьской революции, в поддержку кандидата на главу Прибайкальского района Михаила Ангархаева и в честь 100-летия Красной Армии. И во всех случаях костяк участников составляли подопечные Хандаровой. Поэтому нисколько не удивительно, что заманчивая идея автопробега в поддержку Павла Грудинина родилась в голове поднаторевших коммунистов Советского района.

DSC04934

Поначалу желающих принять участие в увлекательном мероприятии было много. Люди стали стихийно собирать деньги. К примеру, Оюна Гомбоева выделила из семейного бюджета 5 тысяч рублей, Алексей Багадаев решил оплатить расходы на бензин одной машины до Москвы и обратно, а это как минимум 40 тысяч рублей. И так далее, и тому подобное. Однако старшие товарищи по партии отнеслись к идее с некоторым скепсисом, потому что их опыт подсказывал, в какой стране мы живем. Вернее, во что ее превратили сегодняшние руководители. Дело в том, что групповые движения на автомобилях по заданному маршруту в пропагандистских целях стали одним из фирменных оружий членов КПРФ по всей стране. И депутаты Госдумы посчитали, что автопробеги – это новая форма протеста, и законодательство должно учитывать такие акции наряду с другими. Естественно, за принятие поправок — после слова «передвижения» добавить «в том числе на транспортных средствах» — проголосовали только представители фракции «Единая Россия», остальные парламентарии высказались против. А два года назад президент Владимир Путин подписал закон, приравнивающий автопробеги к демонстрациям.
Получается, в чьей-то горячей голове родилась рисковая идея, граничащая с авантюрой, ведь теперь автопробеги согласовываются с чиновниками так же, как митинги.
10 grudininСоответственно, появились и наказания для участников несогласованных автопробегов – это штрафы для граждан в размере до 300 тысяч рублей, для должностных лиц — 600 тысяч рублей, а для юрлиц — 1 млн рублей. За неоднократное нарушение закона о митингах можно получить и уголовный срок — до пяти лет лишения свободы.
А теперь представьте автопробег через всю страну, от Улан-Удэ до Москвы, в течение двух недель, с наглядной агитацией – флагами КПРФ, портретами Грудинина, газетами «Правда» и «Коммунист Бурятии», надписями «Я на выборы никогда не ходил, но в этот раз точно пойду за Грудинина голосовать. Кандидат от народа!» и прочим. Прежде всего, это тот самый случай, когда инициатива может быть наказуема – нужно согласование с ЦК КПРФ. Самодеятельность, партизанщина пресекаются в любой партийной организации.
Во-вторых, нужно провести большую организационную работу по согласованию автопробега с регионами, через которые будет пролегать маршрут. Подать заявку не раньше 15 дней и не позднее 10 дней до акции. В документе указывать, кто организатор автопробега, где и когда он пройдет, сколько там будет машин. Отдельный вопрос — как будут обеспечены меры безопасности, медицинское обслуживание и прочее, ведь в дороге кому-то можно стать плохо или возможны различные провокации со стороны провластных общественных организаций. И не факт, что руководители регионов дадут добро на предвыборную агитацию заезжих бурятов на своей территории…
***
Естественно, центральный и республиканский комитеты партии не одобрили идею автопробега. Какой бы привлекательной она ни была. Потому что высока ответственность — рисковать судьбами людей, да и 3 или 6 миллиона рублей возможного штрафа – тяжелая ноша для страдающих из-за нехватки финансирования оппозиционных партий. Казалось бы, пыл энтузиастов постепенно угас, однако после появления информации о двухдневной работе «народного кандидата» в городах Приангарья, идея автопробега вспыхнула с новой силой. Правда, под другим соусом – в соседний регион собрались просто избиратели. Граждане, фанаты, поклонники, сторонники, сочувствующие КПРФ и Грудинину – как угодно их можно назвать.
Сборы прошли быстро и организованно. Автор этих строк наблюдал за всем этим слаженным, отрепетированным действом и думал о том, что партия все-таки – великая сила. Совершенно чужие в личном поле люди, на общественно-политическом фронте они живут и дышат в унисон друг другу, в решительный момент могут быстро собраться и — в любой боевой поход. И ведь ни у кого не возникает возражений. Сказала Хандарова – остальные берут под козырёк: «Есть!». Или это, думал я, генетические воины: славные русичи и буряты – 11 probeg
потомки Чингисхана. Легки на подъем, дружны, спаянны и неподдельно мужественны. Причем, последний эпитет применим даже к женщинам, коих среди участников была добрая половина. И все это под одобрение ветеранов, которые кроме добрых напутствий помогли материально – скинулись со своих пенсий. Вышло негусто – порядка 12 тысяч рублей, плюс нашлись спонсоры из числа дружественных предпринимателей.
Если кто-то считает, что автопробег из Улан-Удэ до Иркутска инициативной группы граждан был увеселительной прогулкой, то они глубоко заблуждаются. Задача заключалась не в приятном времяпрепровождении, а в предвыборной работе в согласованных населенных пунктах: Татаурово, Ильинке, Кабанске, Бабушкине, Селенгинске, малых поселениях. Раздавать листовки, календари, партийную печать и другие агитационные материалы. Везде прошли краткие митинги с возложением цветов к монументам Воинской Славы. Каждому участнику предоставили возможность поупражняться в ораторском искусстве. Происходили стихийные встречи с людьми, как сторонниками, так и оппонентами КПРФ. Порой очень непростые. Из всех инцидентов можно выделить истерику главы администрации одного из муниципалитетов, крайне возмущенной тем, что непрошеные гости 6 probeg-устроили митинг прямо под окнами районной прокуратуры. В подробности, имена и фамилии нет смысла вдаваться – видеорепортажи о каждом шаге группы выставлены в десятках интернет-пабликов. Посмотрите, почитайте многочисленные комментарии под ними.

Команда единомышленников

Автопробег – это жестко ограниченное во времени путешествие, в котором был главный организатор — эколог-общественник Владимир Обогоев. И не менее главный — штурман Нина Хандарова. Иногда они спорили между собой, и тогда решение принимали сообща. Все остальные – вышколенные солдаты, образцы высочайшей дисциплины и самодисциплины. Надо сказать, что в пробеге участвовали представители бурятского отделения «Левого фронта» и НПСР, влившиеся в коллектив столь органично, что выделялись из общего ряда разве что отсутствием фирменной амуниции коммунистов.

2 probeg
Нине Хандаровой можно ставить в заслугу, что ей удалось создать именно команду единомышленников. Об этом я сужу по микроклимату: никто никого не ограничивал в движениях. Пишите посты в соцсетях, спорьте, беседуйте хоть до утра, но на следующий день все должны быть бодры, готовы принимать информацию, делать красивые фото и общаться с коллегами из Иркутской области. А в 8 часов подъем и никаких «я приму ванну и выпью чашечку кофе». Все, что не успели, доделывали по пути или в машине. Между прочим, пятерым участникам автопробега в ночь со 2-го на 3-е марта удалось поспать какие-то три-четыре часа. Доблестная иркутская полиция, заприметив символику с Грудининым, все-таки задержала одну из машин, нашла к чему придраться и составила административный протокол.
Водителям в дороге намного сложнее, ибо приходится рулить все время. Помнить, что они отвечают не только за свою, но еще и за чужую жизнь. Автору этих строк, Арюне Ринчиновой и Цыцыгме Гуродармаевой повезло попасть в машину к опытному водителю Алексею Багадаеву. Кроме того, приятному собеседнику, непринужденно поддерживавшему разговор на любые темы, например, об особенностях диалектов бурятского языка с учителем по профессии Цыцыгмой Гуродармаевой. Полемика, открытое окно, а также вода, конфеты, хоровое исполнение «Тоонто нютаг» и «Турушын дурн» — энергетики, которым мы спасали водителя от сна.
В дороге сделали несколько перекусов – никаких хот-догов и кофе с заправок. Оказалось, что Оюна Гомбоева перед автопробегом практически не спала и накупила, наготовила всякой всячины. В общем, благодаря ей в плане питания дорога была достаточно комфортной. Кроме того, не забывали брызгать духам местности, а на Мандрике перед Татаурово совершили целый шаманский обряд.
Коммунисты сегодня – это мобильные, интерактивные люди, не отрицающие буддизм с шаманством. Два дня за рулем и спартанскую ночевку, туалеты на заправках и душ по минимуму перенесли в хорошем расположении духа. А на подъезде к Иркутску в свои права хозяина вступил член Совета Федерации от Иркутской области Вячеслав Мархаев. Вернее, его помощники, встретившие гостей по высшему разряду – заказанный ими стол в кафе «Хурал» ломился от яств. Три-четыре фирменных блюда, в том числе традиционные буузы, превратили нас в объевшегося до отвала Волка из мультфильма «Жил-был пёс». При этом рядом отдыхали компании местных жителей, большей частью дамы бальзаковского возраста, бескостно извивавшиеся под музыку 80-ых. Деловые, напыщенные, самодовольные — будто бога за причинное место поймали.
Честно говоря, участников автопробега женского пола это несколько задевало и они, судя по пробежавшим искоркам в глазах, были непрочь утереть нос иркутянкам, показав мастер-класс на танцполе. Но, увы и ах – нельзя: все понимали цель визита, грезили встречей с Грудининым и, как выяснилось на следующий день, основательно подготовились к мероприятию. (Продолжение следует).