Всепроникающая коррупция – от избирательного участка до взяточника в администрации

ВИШНЕВОЕ ИСЧАДИЕ

В Кемеровской области объявлен трехдневный траур по жертвам пожара в ТЦ «Зимняя вишня».
Из 64 тел, обнаруженных на пожаре, на данный момент опознано пятнадцать. Несколько человек по-прежнему числятся пропавшими без вести.
Пострадало более 80 человек, 12 из них госпитализированы. 11-летний ребенок находится в крайне тяжелом состоянии, серьезные травмы также получил 18-летний юноша. Оба они выпрыгнули из окна, спасаясь. Состояние остальных не вызывает у медиков опасения.
Тление в завалах ТЦ более чем через сутки после начала пожара вновь перешло в активную фазу, что осложняет разбор завалов. В тушении и обследовании здания принимают участие около 300 пожарных и спасателей.

ПОЧТИ ЧЕРЕЗ СУТКИ после начала страшного пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» полностью обрушилась кровля сгоревшего здания. Теперь поиски погибших под дымящимися до сих пор завалами будет вести еще труднее. Сколько этих тел – неизвестно. В списках пропавших без вести к этому времени более 10 человек. Тела 64 человек извлечены из сгоревшего здания.
Пожар в ТЦ «Зимняя вишня» начался 25 марта около 16 часов по местному времени, на 3–4-м этажах, где находятся детские игровые комнаты и кинозалы. Распространился огонь стремительно – кругом пластик. А запасные выходы заперты, система автоматического пожаротушения и противопожарная сигнализация не действуют. Помещения сразу превратились в огненную ловушку. Они были переполнены детьми. Только начались весенние каникулы, многие пришли отдохнуть с ребятишками.
Из поселка Трещевский, что в 25 км от Кемерова, отпраздновать начало каникул приехал пятый класс местной школы. Поселок небольшой, класс тоже. Зато дружный. Вот и в город поехали почти в полном составе – 8 человек.
«Сразу после начала пожара из кинотеатра звонила моя племянница Вика. Она говорила, что горит всё, двери заблокированы в кинотеатре, что не может выйти, не может дышать: «Передай маме, что я ее любила. Передай всем, что я их любила», – и после этого отключилась», – сказала журналистам тетя одной из заблокированных в горящем ТЦ детей. Тогда еще была надежда, что трещевских ребятишек спасли: появилась информация, что из одного кинозала мужчина (не спасатель, не охранник, обычный посетитель) вывел десяток детей.
Но ребят из Трещевского не спасли, для них чуда не случилось: «Все дети погибли. Мы сейчас об этом узнали. С ними была учительница и несколько взрослых. Точное число не могу сказать. Мы сами об этом узнали только что», – сообщили в школе.
«Я люблю своих одноклассников. С ними очень весело», – так подписала Вика Почанкина фотографию, где она со своими друзьями. Вика Почанкина, Вероника Понушкова, Лена Черникова, Таня Курчевская, Сережа Манешкин, Вика Зипунова, Настя Смирнова и Диана Низовская не вернутся с весенних каникул, не переступят больше школьного порога.
11-летняя кемеровчанка Майя Ерохина, находившаяся в горящем кинотеатре, написала на своей страничке в социальной сети: «Это конец». Ее имя до сих пор числится в списках пропавших без вести.
Масштаб трагедии еще не осознан, точное число жертв неизвестно. Следствию предстоит установить причины возгорания. Между тем не прошло и пары часов с начала пожара, а вице-губернатор Кемеровской области Владимир Чернов косвенно обвинил в трагедии… детей: «Предварительная версия, что у кого-то из ребятишек была зажигалка. Воспламенение началось с поролона в батутном бассейне, который вспыхнул как порох». Правда, и про возможное короткое замыкание упомянул.
Но причины случившегося давно и хорошо известны. Они, по существу, одинаковы во всех подобных страшных ЧП: будь то сгоревший в Перми ночной клуб «Хромая лошадь», утонувший в Волге прогулочный теплоход «Булгария», очередной рухнувший в результате взрыва газа дом или сошедший с рельсов поезд московского метро. Это короткое замыкание совести у «эффективных собственников», которые ради сверхприбылей экономят прежде всего на безопасности, а также коррумпированная чиновничья система, позволяющая делать это безнаказанно. Ну, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет очередная резонансная катастрофа.
ТЦ «Зимняя вишня» раньше был кондитерской фабрикой. Затем фабрика, как тысячи и тысячи по всей стране, перестала существовать. Так мировой рынок уничтожал российских конкурентов во всех отраслях производства. Вот и закрытая кондитерская фабрика в Кемерове дала дорогу конфетам какого-нибудь очередного «партнера Порошенко». И ее переоборудовали, как опять-таки тысячи подобных убитых предприятий, в торгово-развлекательный комплекс. Естественно, с нарушением всех норм безопасности – писаных и неписаных. Недаром в советские времена выход из кинотеатров был обязательно на улицу – как раз на случай ЧП. Нынешние залы-закутки в ТЦ специально чаще всего оборудуют на верхних этажах, чтобы люди, прежде чем посмотреть кино, прошлись по всему торговому центру – и что-нибудь да купили.
Кто выдал разрешение и патенты на разные виды деятельности ТЦ «Зимняя вишня»? Почему нищие муниципальные библиотеки, например, постоянно проверяют пожарные службы, а «Зимнюю вишню» не проверяли уже три года? Но распорядился же нынешний премьер Медведев (когда был в должности президента), чтобы бизнес не кошмарили. Вот и не кошмарят – время проверок для кемеровского ТЦ «еще не настало». А и настало бы, у его номинальной владелицы, бывшего районного депутата от «Единой России», 44-летней Надежды Судденок, явно были и связи, и возможности, чтобы «порешать вопросы». Ну а тем более у реального владельца. По показаниям Судденок, которая задержана, таким реальным владельцем является предприниматель-миллиардер, основатель одного из крупнейших в России пищевых холдингов «КДВ групп» Денис Штенгелов. В прошлом году агентство Bloomberg оценило состояние Штенгелова в миллиард долларов.
Вице-губернатор Чернов заявляет, что у региональной власти-де есть вопросы. Почему сигнализации в крупнейшем ТЦ не было, как получилось, что для оборудования использованы горючие материалы, как случилось, что не было плана эвакуации, двери оказались закрытыми, а охрана ТЦ спасала не посетителей, а себя?
Но все эти вопросы теперь, после трагедии, – прежде всего к самой региональной власти, начиная с губернатора. Получается, в Кемеровской области она эффективно умеет организовывать только избирательные рекорды, когда, как и на состоявшихся ровно за неделю до трагедии выборах, за действующего президента Путина нарисовали 86%.
Это и есть та самая всепроникающая коррупция – от избирательного участка в провинции, где фальсифицируют выборы, до взяточника в администрации, который закрывает глаза на вопиющие нарушения.
Нет, не помогут цветы и плюшевые мишки у развалин сгоревшего ТЦ, если граждане так безропотно будут сносить любое властное беззаконие. И масштабные проверки торговых центров по всей стране – тоже не помогут. Все это, как показывает опыт, – показуха для галочки, для успокоения возмущенных людей. Что далеко ходить, полгода по всей стране эвакуировали торговые центры из-за «телефонного терроризма». Но как только понадобилась настоящая эвакуация – полный провал и десятки потерянных жизней.
Губернатор Аман Тулеев сразу же пообещал семьям погибших денежные компенсации: за одного родственника – 1 млн, за двух – 2 млн…
11-летний Сережа, который выпрыгнул с 4-го этажа горящего здания, наверное, станет миллионером. Если, конечно, выживет – сейчас его состояние врачи оценивают как крайне тяжелое. Но как жить с этими миллионами, если потерял всю семью: маму, папу и маленькую сестренку?
Кто ответит на эти вопросы? 

Е. ЮРЬЕВА

 

 

http://www.sovross.ru/articles/1675/38741