Почти тайная вечеря: Как «Единая Россия» собирает кандидатов в Хурал
Бурятские «единороссы», не изменяя своим традициям, кулуарно дали старт выборам в парламент республики.
На своем заседании 28 марта региональный политсовет утвердил состав оргкомитета праймериз. И почему-то отказался собрать по этому поводу пресс-конференцию, хотя обычно не упускает возможности засветиться в СМИ любой ценой. Возможно, руководство местных «единороссов» побоялось отвечать на резонные вопросы журналистов: как и по какому принципу отбирали в оргкомитет людей?
В итоге избирателей просто поставили перед фактом. Под руководством секретаря БРО партии «ЕР» Владимира Павлова в оргкомитет вошли вместе с ним еще 11 человек. Это, прежде всего, руководитель регионального исполкома Владимир Ведерников, запомнившийся журналистам по праймериз в 2011 году. Тогда этот партийный функционер запретил журналистам присутствовать на подсчете голосов в Улан-Удэ. Дескать, те, кто подсчитывает голоса, могут сбиться со счета. Журналисты долго смеялись от такого нелепого отказа. Еще бы, после того как в Кижинге межрайонный праймериз неожиданно Наговицын проиграл Слипенчуку, «единороссам» крепко «намылили» шеи за то, что не смогли «правильно» подсчитать.
На своем первом заседании оргкомитет распределил районы. Например, Юдаевой достались максимально отдаленные друг от друга районы — Баунтовский, Тункинский и Окинский. Сам же Павлов будет курировать Бичурское местное отделение партии, Санжицыренова — Хоринское, Цыденжапова – Кяхтинское. Молодому гвардейцу Санжиеву поручили юг Бурятии – Джидинский, Закаменский и Селенгинский. Еще одной загадкой стало, по каким критериям распределялись территории?
Правда о праймериз от Наговицына
Откровеннее всех о праймериз своей же партии высказался в прошлом году, еще будучи главой, Вячеслав Наговицын во время прямого эфира на БГТРК.
— Вообще праймериз законодательно нигде не прописаны, требований и ограничений по ним нет, — рассказал Наговицын. — И сегодня идёт огромное количество фальсификаций и нарушений. Вот подвоз — это хорошо или нет? Мы понимаем, что нехорошо. Но нарушений закона никакого нет. Если, скажем, члены избирательной комиссии в бюллетенях проставят кому-то «плюсики», это будет нарушением? Нет. Ни по уставу партии, ни по закону. И все поняли, что есть некая недоработка. И кто побеждает?
Он тогда отметил: в регионах, где в мае состоялось предварительное голосование перед выборами в Госдуму, «работали очень большие деньги».
— То есть, если у тебя есть деньги, ты можешь организовать подвоз, скупку голосов, раздачу водки, продуктов и прочее, — это всё законно, — заявил глава. — Тогда возникает вопрос: что такое открытые праймериз? Тогда это конкуренция кошельков, всего-то-навсего. Больше ничего. Но это не волеизъявление какой-то группы, тем более партии.
Это заявление Наговицына тогда прозвучало как гром среди ясного неба. Ведь он этими словами поставил под сомнение победу двух депутатов от Бурятии на «госдумовских» выборах. Как Алдара Дамдинова, так и Николая Будуева. Не говоря уже о том, что он в открытую раскритиковал действия «ЕР». Разразился скандал, эти слова Наговицына безуспешно попытались вырезать из записи прямого эфира. Но было поздно, доверие к таким праймериз было подорвано окончательно.
Хотя партия власти и сейчас декларирует открытость для праймериз всем, кроме членов других партий, на деле бурятские «единороссы» изначально заложили хорошую основу для отсева. Например, надо представить справку о несудимости. Ее даже через портал «Госуслуги» делают целый месяц. Многие могут и не успеть получить необходимую справку, с учетом нашей бюрократии и праздничных дней в мае. Об этом руководство местных «единороссов» предпочло не предупреждать.
Светлана Намсараева
Рисунок В. Дашиевой