Дата в истории. 100 лет назад В.И. Ленин написал статью «Очередные задачи Советской власти»
Эта работа не так часто оказывается в фокусе внимания исследователей и политиков, как, скажем, многократно вспоминавшиеся нами в год столетия Великого Октября «Империализм, как высшая стадия капитализма» или «Государство и революция». Между тем, думается, обделена она вниманием совершенно незаслуженно.
ВО-ПЕРВЫХ, потому, что это — первая крупная ленинская работа, написанная и в дальнейшем опубликованная на страницах «Правды» после завершения первого этапа пролетарской революции — относительно мирного установления Советской власти на большей части территории страны и заключения Брестского мира, позволившего перейти к созидательной деятельности.
Во-вторых, именно в этой работе В.И. Ленин формулирует важнейшие принципы организации социально-экономической жизни и в целом мирного строительства социалистического общества. Более того, можно обоснованно утверждать, что именно тогда, в апреле 1918-го, были сформулированы многие идеи, впоследствии положенные в основу новой экономической политики (нэп).
Ещё раз подчеркнём: эти идеи впервые представлены вовсе не в марте 1921 года, как некоторые полагают, в преддверии и в ходе X съезда партии, когда после окончания кровопролитной Гражданской войны и разгрома интервентов победившая Страна Советов лежала в руинах и отказ от политики «военного коммунизма» стал просто жизненно необходимым, а ровно тремя годами ранее, то есть ещё до того, когда эта политика была вынужденно введена для отпора интервентам и белогвардейцам.
Именно тогда 1918 года В.И. Ленин произносит исторические слова: «Мы, партия большевиков, Россию убедили. Мы Россию отвоевали — у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы должны теперь Россией управлять. И всё своеобразие переживаемого момента, вся трудность состоит в том, чтобы понять особенности перехода от главной задачи убеждения народа и военного подавления эксплуататоров к главной задаче управления».
Итак, главная задача после установления Советской власти — всестороннее начало мирного строительства, налаживание системы управления. Где здесь, позвольте спросить, призывы или тем более подготовка к «развязыванию гражданской войны», в чём сегодня безответственно и лживо обвиняют большевиков антикоммунисты и антисоветчики всех мастей?
Какие же конкретные задачи вождь партии большевиков и глава Советского правительства считает наиболее важными сразу после того, как молодая республика вышла из кровавой империалистической войны и получила мирную передышку? В первую очередь, подчёркивает В.И. Ленин, «речь идёт об изменении центра тяжести нашей экономической и политической работы». Что имеется в виду? «Теперь, — подчёркивает Ленин, — на первом плане становится организация учёта и контроля в тех хозяйствах, где уже экспроприированы капиталисты, и во всех остальных хозяйствах» (выделено мной. — О.Ч.). Знаменитое положение об учёте и контроле хорошо известно многим, но все ли обращают внимание на последнее ленинское замечание? Что означает формулировка относительно «всех остальных хозяйств»?
В.И. Ленин имеет в виду предприятия, которые в условиях переходного периода от капитализма к социализму остаются в капиталистической собственности, но их необходимо вовлечь в процесс строительства социализма на его первой стадии. Учёт и контроль, понимаемые в широком смысле, со стороны органов управления социалистического государства — разве сегодняшняя практика китайских и вьетнамских коммунистов не показывает нам успешный пример именно такого воплощения ленинских идей? Контролируемые партией и органами народной власти капиталистические, то есть частные, предприятия на протяжении довольно длительного периода времени, который потребуется для перехода, работают на решение задач социалистического строительства.
В.И. Ленин напоминает о важнейшем теоретическом положении марксизма. «Во всякой социалистической революции, — подчёркивает Ленин, — выдвигается необходимо на первый план коренная задача создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда, а в связи с этим (и для этого) его высшая организация» (выделено мной. — О.Ч.). Таким образом, повторяем ещё раз для замшелых антикоммунистов: именно повышение производительности труда, а не создание какого-либо репрессивного аппарата видится вождю Октября важнейшей практической задачей.
Что из этого следует? «Подъём производительности труда, — отмечает Ленин, — требует, прежде всего, обеспечения материальной основы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности» (выделено мной. — О.Ч.). Обращаем особое внимание: В.И. Ленин ставит в один ряд с разработкой природных богатств развитие таких ведущих отраслей промышленности, как машиностроение и химическая. На тот момент, 100 лет назад, это вообще были наиболее прогрессивные отрасли промышленности и экономики в целом, определявшие степень её развитости. (Заметим, кстати, что и сегодня, век спустя, эти отрасли, наряду, конечно, с новейшими микроэлектроникой и использованием биотехнологий, не утратили своего важнейшего значения для экономики).
Что касается сырьевых богатств России, то В.И. Ленин и здесь подчёркивает принципиальный момент: «Разработка этих естественных богатств приёмами новейшей техники даст основу невиданного прогресса производительных сил» (выделено мной. — О.Ч.). Таким образом, задача развития и ускорения научно-технического прогресса, а вовсе не паразитического проедания природных ресурсов (как это имеет место в современной буржуазной России) виделась Ленину неотъемлемой частью социалистического строительства.
«Другим условием повышения производительности труда, — отмечает В.И. Ленин, — является, во-первых, образовательный и культурный подъём массы населения… Во-вторых, условием экономического подъёма является и повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации». В связи с этим звучат важнейшие слова Ленина, которые часто передёргивают современные монархо-белогвардейские подголоски: «Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями». Но далее следует принципиальное пояснение, которое столь же часто сознательно опускают антикоммунисты: «И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права» (выделено мной. — О.Ч.). Поэтому, подчёркивает В.И. Ленин, «учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всём её объёме» (выделено мной. — О.Ч.). При этом «Советская республика во что бы то ни стало должна перенять всё ценное из завоеваний науки и техники в этой области».
Разве не сверхактуальны эти слова сегодня, после почти 30 лет разрушительного «строительства демократии», когда россиян в основном учили воровать, брать и давать взятки и в лучшем случае перепродавать турецкое барахло и польские фрукты? Страну необходимо заново учить работать — и не только в отраслях ВПК, но и в гражданской промышленности, которая, по сути, так и не вышла из кризиса.
И здесь вновь мы возвращаемся к фундаментальным ленинским положениям об оплате труда при социализме, о чём «Правда» уже не раз писала. Отвечая всевозможным клеветникам социализма, пытающимся приписать лично Ленину, партии большевиков в целом некую теорию «уравниловки», «подрыв стимулов к труду» и прочую чушь, вождь Октября, не скрывая и не затушёвывая ошибок в первый период послереволюционной эйфории, буквально несколькими гениальными фразами начёртывает будущую конструкцию оплаты по труду и материальной заинтересованности в процессе социалистического строительства.
«Допустим, — пишет В.И. Ленин, — республике необходимы 1000 первоклассных учёных и специалистов разных областей знания, техники, практического опыта, для руководства народным трудом в целях возможно более быстрого экономического подъёма страны… Спрашивается, можно ли признать чрезмерным или непосильным расход пятидесяти или ста миллионов рублей в год (В.И. Ленин называет здесь конкретную крупную сумму в масштабах цен на начало 1918 года. — О.Ч.) на переорганизацию народного труда по последнему слову науки и техники? Конечно, нет. Подавляющее большинство сознательных рабочих и крестьян одобрит такой расход…» (выделено мной. — О.Ч.).
В дальнейшем, уже в момент и после перехода к нэпу, это ленинское положение было развито — и «Правда» об этом подробно писала — в целостную концепцию оплаты по труду при социализме.
В целом историческое значение рассматриваемой нами работы состоит в том, что она свидетельствует о наличии широкого плана мирного социалистического строительства уже в самом начале 1918 года. К сожалению, силы внутренней и внешней контрреволюции сделали всё, чтобы помешать воплощению этого плана. Страны Антанты начали в марте — апреле широкомасштабную военную интервенцию против Советской России, и именно с их помощью белогвардейские генералы — а вовсе не большевики! — развязали кровопролитную Гражданскую войну. Потому и пришлось прибегнуть к политике «военного коммунизма», а изложенный В.И. Лениным план смогли начать реализовать лишь по её завершении, три года спустя.