Доклад «Устойчивое развитие сельских территорий – ключ к развитию отрасли»

Кашин ВИ

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, на заседании итоговой Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 10.04.2018г.

Уважаемый Александр Николаевич! Уважаемые товарищи!

В рамках подведения итогов 2017 года хочу выразить вам и всему коллективу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации слова благодарности за ту работу, которая, безусловно, поспособствовала достижению нашими крестьянами выдающихся результатов на многих направлениях производства сельскохозяйственной продукции! Недаром Президент Российской Федерации определяет сельское хозяйство, как локомотив развития экономики. С тем, что без села невозможно развивать страну сегодня уже никто не может поспорить.

Особого внимания заслуживают успехи коллектива Министерства в создании целостной системы управления отраслью. Высокий уровень внедрения цифровых технологий в процесс принятия решений позволяет оперативно, игнорируя фактор времени и географической удаленности, реагировать на любые ситуации, взаимодействовать с региональными органами управления АПК в режиме «online». Это дорогого стоит!

При этом закрепить достигнутые результаты, обеспечить стабильность позитивной динамики, а также сформировать благоприятные условия для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции нам не удастся без вложений в развитие кадрового потенциала отрасли.

Мы все сделали для того, чтобы поддержать отраслевые высшие учебные заведения. Благодаря принятым решениям финансирование аграрных вузов увеличивается с прежних 28-40 тыс. руб. до 100-130 тыс. руб. на каждого студента. Это предоставляет возможность эффективно заняться самыми сложными проблемами, в том числе в семеноводстве, технологическом развитии. Более того, законодательную поддержку получили учебные и опытные хозяйства — был принят Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», сделавший названные хозяйства равноправными получателями государственной поддержки.

Теперь же мы должны обратить самое пристальное внимание на решение второй задачи – возрождение системы подготовки кадров массовых профессий.

Современная техника имеет высокую производительность, но для того чтобы использовать ее эффективно требуется квалифицированный персонал. Без профессиональных кадров не удастся интегрировать в производство новые наукоемкие технологии. Это видится тем более необходимым с учетом перспектив развития органического сельского хозяйства, внедрения в сельскохозяйственное производство принципов цифровой экономики.

В этой связи Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, региональные органы управления АПК должны держать вопросы развития профессиональных образовательных организаций на особом контроле, содействовать повышению квалификации молодых рабочих и специалистов для удовлетворения реальных потребностей отрасли. К решению этого вопроса следует подойти предметно, ведь система профтехучилищ разорена – от более чем четырех тысяч образовательных организаций такого типа сегодня осталось меньше тысячи.

Еще более важным является вопрос создания благоприятных условий проживания в сельской местности.

Не поедут молодые и перспективные специалисты работать на село до тех пор, пока условия жизни там не будут соответствовать городским. Проблемы здравоохранения, образования, соцкультбыта на сельских территориях являются наиболее животрепещущими. Без решения этой проблемы не удастся обеспечить устойчивости развития села.

Уважаемые товарищи, с карты России уже исчезли десятки тысяч сел! Хватит хоронить деревню!

Эта задача должна быть приоритетом не только у Министерства сельского хозяйства, но и у губернаторов, глав районов. В каждом районе каждый год должна возрождаться хотя бы одна деревня, а для того чтобы определить перспективы ее развития на долгие годы вперед, в ней должна строиться семейная ферма, 5-7 домов, ФАП, транспортная инфораструктура.

Должна быть создана сбалансированная система государственной поддержки села, как в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, так и в рамках других государственных программ в части их реализации на сельских территориях. И в этом кроется значительный потенциал.

Всего 20 Государственных программ, на реализацию которых из федерального бюджета в 2018 году будет выделено 7 640 млрд. рублей, напрямую затрагивают интересы жителей сельских территорий, но фактически не уделяют им какого-либо внимания. Это и «Развитие здравоохранения» и «Развитие образования», и «Доступная среда», и другие.

Исходя из численности сельского населения по всем этим программам 1,9 трлн. рублей должны расходоваться в интересах 38 миллионов сельских жителей. Это ключ к перспективному развитию деревни, как души нашего народа, как кормилицы и берегини России на долгие годы вперед.

Только на программу «Развитие здравоохранения» в 2018 году объем федерального финансирования составит 311 млрд. рублей, плюс консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации направит на реализацию программы 1 602 млрд. руб. Что же из этого пойдет на сельскую медицину ни кто четко ответить не сможет! И аналогично по всем другим госпрограммам.

Если рассмотреть профильную Государственную программу развития сельского хозяйства, то следует отметить, что по сравнению с исходными паспортными значениями она недофинансирована уже на 500 млрд. рублей!

Мы ставим приоритетной задачей в краткосрочной перспективе довести объемы финансирования Государственной программы до уровня, определенного Паспортом в 2014 году, а именно – 1 трлн. руб. на 2018-2020 годы. В среднесрочной же перспективе мы должны увеличить эти средства до 5% расходной части федерального бюджета. Только так нам удастся конкурировать с ЕС, выделяющим 800 долларов господдержки на гектар пашни, Китаем, выделяющим 1500 долларов на гектар.

Только так мы сможем сдвинуть с мертвой точки многие вопросы, в том числе повышения технической вооруженности наших хозяйств, мелиорации, почвенного плодородия, вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, наращивания поголовья КРС и дойного стада, увеличения площади под плодовыми и ягодными культурами и других кричащих вопросов, решить которые до сегодняшнего дня так и не получилось.

Наращивание государственной поддержки также позволит снизить негативное влияние на сельскохозяйственное производство диспаритета цен.

Себестоимость производства зерна за год выросла в среднем на 11%.

Мы сможем через субсидии компенсировать сельскохозяйственным товаропроизводителям экономический ущерб, связанный с падением цен на рынке первичной сельхозпродукции. С 2015 года цены на пшеницу и продовольственную рожь снизились на 38-39%, а фуражный ячмень упал в цене на 53%.

В результате в 2017 году прибыль сельскохозяйственных организаций снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%. Потери растениеводческих предприятий составили 120 млрд. рублей – фактически половину всего объема федеральной господдержки сельского хозяйства. И это лишь по предприятиям, занимающимся производством пшеницы, кукурузы и сахарной свеклы.

Удивительно, но на этом фоне потребительские цены на хлеб и другие продовольственные товары продолжали расти.

Ситуация в животноводстве еще более кричащая, и в первую очередь в молочном скотоводстве. Только за последние три месяца от падения цены на сырое молоко фермеры потеряли десятки миллиардов рублей. И это без учета личных подсобных хозяйств, у которого перекупщики закупают молоко уже по цене 7-8 рублей за литр.

Нам удалось добиться того, что Минсельхоз в текущем году стал единственным ведомством, которому были увеличены бюджетные ассигнования. Кроме того положения о том, что при корректировках бюджета в течение года должны быть учтены дополнительные расходы на село уже включены ряд Постановлений Государственной Думы.

Свою позицию о необходимости принятия решительных мер в интересах развития сельского хозяйства и сельских территорий мы защитили на встрече с Председателем Правительства Российской Федерации. Все наши предложения нашли отражение в итоговом протокольном поручении с контрольными сроками исполнения каждого пункта ответственными органами государственной власти.

По нашей инициативе начата серьезная работа по подготовке предложений по корректировке всех государственных программ Российской Федерации, имеющих отношение к реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года, в части отражения в каждой из них мероприятий по развитию сельских территорий и соответствующего финансирования.

Будут совершенствоваться механизмы оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. В части несвязанной поддержки в растениеводстве и поддержки продуктивности в молочном скотоводстве прорабатывается учет региональных особенностей функционирования данных направлений сельскохозяйственного производства. Изыскиваются возможности увеличения объема поставок сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях лизинга.

Начата проработка вопроса о придании подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» самостоятельного федерального целевого статуса, а также увеличении объемов ее финансирования.

Обращено внимание на поиск новых механизмов стабилизации цен на рынках сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, по итогам нашей встречи ключевым министерствам дано поручение оперативно завершить работу над важнейшими законодательными инициативами, предусматривающими:

— обеспечение равных прав отечественных и зарубежных поставщиков продовольственных товаров;

— систему мер по выявлению и пресечению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки;

— обеспечение учащихся начальных классов бесплатным питьевым молоком;

— оптимизацию налогового режима при реализации плодово-ягодной продукции;

— повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве на весь период их проживания в сельской местности.

Наша задача – вместе с Правительством Российской Федерации добиться реализации всех этих предложений, что станет большим шагом в деле возрождения села!

Эту же цель преследует текущая законопроектная деятельность Комитета. В Государственной Думе седьмого созыва совместная позиция Комитета и Министерства сельского хозяйства стала более взвешенной и принципиальной, что дает положительный эффект.

Уже принят ряд важнейших законов, целый пакет законопроектов внесен в Государственную Думу, в разработке находится большой перечень инициатив, направленных на системное развитие сельского хозяйства.

И в заключение, уважаемые товарищи, хочу отметить работу департаментов Министерства сельского хозяйства, и в первую очередь отраслевых – растениеводства и животноводства. Их возглавляют академики РАН Петр Александрович Чекмарев и Харон Адиевич Амерханов. Те результаты, которые они обеспечили, и то, как они чувствуют отрасль, заслуживает самой высокой оценки!

Существенный вклад в повышение эффективности законопроектной деятельности внес правовой департамент под руководством Ивана Анатольевича Бабенко, а также лично статс-секретарь – заместитель Министра Лебедев Иван Вячеславович.

Уважаемые товарищи! Нами сделано много, но впереди еще очень большие задачи. Мы на правильном пути и будем делать все для того, чтобы жизнь в нашей русской деревне, кубанской станице, кавказском ауле была не хуже чем в городе. Если будет это, то будет все остальное, будет хлеб и будет песня!

https://kprf.ru/activity/ecology/174766.html