ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАМЯТНИКАМ
Неужели в черте города Улан-Удэ есть свой Бермудский треугольник, где бесследно исчезают многотонные автоцистерны?
Помните знаменитую фразу из «Джентльменов удачи»: «Кто ж его посадит! Он же памятник!»? В наши дни эту культовую фразу-мем из советского кино можно смело использовать по отношению к депутатам (неприкосновенность), полицейскому (доказать вину тяжело), президенту (никто на него заявление не подаст), прокурору (проблематично), судье (сам кого хочешь посадит). Всё с ног на голову перевернуло время, былые ценности — уже не в той цене…
30 лет и коту под хвост?!
Сегодня олигархи, депутаты и прочие власть имущие в один срок отрываются от живых ощущений жизни – что называется, «бронзовеют», а с самими памятниками обходятся как с простыми смертными. Например, в Сочи два жителя жестоко избили памятник певцу Владимиру Высоцкому у подножья горы Ахун: откололи фрагменты постамента, поломали гитару, а также отбили правую кисть руки статуи и сломали пальцы на левой руке.
В Новокузнецке молодой человек, поругавшись с девушкой, решил выместить зло на скульптурах Ленина и Павки Корчагина. В результате палкой одному сломал нос, а другому повредил обширную часть лица. Но и этого показалось вандалу мало: он повис на руке вождя, отломав ему указующий в светлое будущее перст…
В Бурятии, слава богу, пока далеко до вакханалии вандализма, оправдать которую ненавистью к советской эпохе или другими идеологическими причинами никак нельзя. Но есть настораживающие симптомы «виртуального вандализма» — имеются в виду покушения на «Голову Ленина», установленной в далеком 71-ом году на главной площади Улан-Удэ.
Дело в том, что в современных условиях неоднозначного отношения к патриотизму так называемые интернет-тролли безнаказанно публикуют провокационные темы для обсуждения. Не потому, что им так интересно мнение других. Им просто нужна негативная реакция, это их забавляет. То шапку-ушанку на голову Ильича наденут, то оживят ее, заставив спеть песню Тимати «Слышь, ты чё такая дерзкая?». Один чудик предложил вместо каменного изваяния водрузить золотую статую Будды, другой в фоторедакторе пририсовал ему зубы. Третий во время эпидемии гриппа предложил надеть на «Голову» марлевую повязку как символ профилактики простудных заболеваний. И якобы это изделие даже сшили.
Закинет такой тролль шуточку и ждет реакции. БРО КПРФ, понятное дело, приходится комментировать действия оболтусов, мол, на кого замахнулись – ваши родители под этим символом жизнь прожили. Два года назад даже Геннадия Зюганова достали вопросом: «Что делать с гигантской головой Ленина – оставить как достопримечательность города или снести как символ прошедшей эпохи?». Формат вынудил Геннадия Андреевича выразиться в своем фирменном стиле: «Я бы мог одной фразой ответить, но обязан ответить развёрнуто. Ленин предложил собрать страну, но не вокруг империи и не вокруг идеи русского национализма, а на основе труда, справедливости, дружбы народов. И полумёртвая страна собралась в единый союз. Вы Ленину все будете скоро пятки лизать и поклоняться этой голове и этому памятнику».
Если перевести реакцию Зюганова на простой язык, то видно, что он сперва хотел дать пендаля стебающемуся журналисту за то, что в его голове вообще возникают подобного рода идеи. Но сдержался и только пристыдил: скоро вы все будете поклоняться «Голове Ленина», как статуе Будды или Христа-спасителя.
А ведь прав Геннадий Андреевич — из-за ошибок элиты и обслуживающей ее партии мы идем к тому, от чего ушли 30 лет назад. К если не полному, то значительному использованию опыта СССР. Представляете, 30 лет и коту под хвост?! Мы живем в «потерянное время». И теперь у России есть два пути: первый — по-прежнему блуждать по либеральному лабиринту, приспособляя сырьевую экономику для санкционных условий, покрывая внутренние проблемы патриотическим угаром.
Второй — курс на суверенную экономику, вытеснение доллара и евро из внутреннего оборота, введение жестких валютных ограничений для стабилизации валютного рынка, создание условий для нормальной эмиссии рубля, стимуляции экономического роста. Бесполезные потоки сырья на экспорт в Азию и Китай перенаправить на развитие инфраструктуры и развитие промышленности страны, что создаст десятки миллионов (обещанных президентом) рабочих мест, в том числе на пребывающем в застое производстве. Наш путь – путь индустриализации СССР и нынешнего Китая.
Тролли и хомячки
«Мы пойдем другим путем!» — эти слова Ульянова-Ленина вновь актуальны. В них программа выхода из кризиса, а мы без конца стебаемся над памятником великому человеку. Кавээним. Согласитесь, символ Улан-Удэ, да и всей республики, не отстебал разве что самый ленивый тролль. Грешно и даже смешно издеваться над памятниками – этими безмолвными свидетелями нашей жизни. Они не могут отвечать за прошедшие этапы истории или изменить её. Но мы идем на поводу троллей: обозленные феминистки плюются едкостями, мудрые философы давай рассуждать о патриархате, завязывается словесная перебранка. И пошло-поехало. Тролль в это время потирает шаловливые руки.
Все мы превратились в интернет-хомячков — ту самую доверчивую и легко ведомую аудиторию, на которую тролли и рассчитывают. В реальной жизни каждый из нас считает себя умным, а вот в виртуальной мы выражаем везде свое никому не нужное мнение под новостями, под фотографиями, в бестолковых обсуждениях. Нам просто нечем заняться на работе, вот мы и пишем: «Спонсор ленинизма — стоматологическая клиника», «Это типа чтобы не снесли, он показал зубы?», «Я вообще лежу», «Очень напомнил моего хорошего друга, тот тоже постоянно улыбается вот так», «Как будто шахтер из забоя вылез», «ну а чо, так даже лучше, позитив, однако» и т.д.
А потом весь этот словесный понос соберет Infpol.ru, потому что нужно как-то «отстреляться» по случаю знаменательной даты. Серьезную аналитику о 148-летии со дня рождения вождя мирового пролетариата сделать слабо, а вот постебаться – дай. Любопытно, что в строю интернет-хомячков можно заметить таких известных людей, как певец Юрий Лоза, шоумен Иван Ургант и др. Делаем вывод, что известный и популярный – не значит умный.
Все мы – немножко головары
Троллинг — это глумление над кем-то, провокация, стёб. А вот шутить, конечно, не возбраняется. Вообще юмор – украшение нации. Пока мы, писал Юрий Довлатов, способны шутить над собой, мы остаемся великим народом. Вот шутка на грани фола: жители Бурятии настолько любят хоониной тоолэй, что закопченную голову Ленина установили на площади Советов. Действительно, многие думают, что памятник сделан из черного камня – отсюда повод для параллелей с Майком Тайсоном и рекламой «Lacalut».
На самом деле, скульпторы Георгий и Юрий Нерода, получившие в свое время награды на выставках в Париже, Монреале и Москве, сотворили ее в бронзе – сплаве меди, олова, цинка и свинца, который при высокой влажности может быстро разрушаться. Особо опасен зеленый налет, но к нашей «Голове» подошли серьезно и определили налет второго вида – черную патину. Это естественное состояние, которое защищает металл от окисления и разрушения. Задача заключается в том, чтобы ухаживать за памятником предельно осторожно – не дай бог, повредить глянец на бронзе.
Другая шутка связана с сельчанами, которые, плохо зная город, якобы назначали встречи у «Головы» на центральной площади. И со временем стали зваться «головарами». Сегодня просто стерты сами деревни – нет прежнего четкого деления на социальные слои. Значит, головары – это уже некое состояние души. А так как мы все родом из деревни: кто в первом, кто во втором, третьем поколении, то все мы – немножко головары, каждый из нас по-своему головар. Не спорьте – лучше перечитайте стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Здесь обязательно останавливаются свадьбы, тусуется молодежь, здесь совершенно особая энергетика места, которая, видимо, и тянет гостей со всего мира в центр города. Изображение «Головы» есть практически на любом рекламно-туристическом буклете.
А еще на этом месте коммунисты устраивают субботники. Взяли, так сказать, шефство над памятником — три года назад, с легкой руки Должидмы Доржиевой. Другим бы партиям – Справедливой России, ЛДПР и ЕР – по примеру КПРФ закрепить за собой исторические объекты в городе. Уж «Коммунисты России», чьим техническим кандидатом с помощью технологии под названием «муниципальный фильтр» Кремль заменил на выборах наиболее вероятного главу региона Вячеслава Мархаева, могли бы проявить себя к 22 апреля. Получается, чистой воды спойлерство: в названии слово «коммунисты» есть, но «не голодные, не нищие, ни Ленина в башке, ни нагана в руке». Используются тогда, когда нужно партии власти. И это несмотря на повторение ситуации столетней давности (по Маяковскому): «… свинцовый льется на нас кипяток. Одни мы – и спрятаться негде. «Янки дудль кип ит об, Янки дудль дэнди». Посреди винтовок и орудий голосища Москва — островком, и мы на островке»...
Получается, головары не те, кто встречается или проводит мероприятия возле «Головы Ленина», а те, кто не понимает, что человек таков, в каком мире живет, что архитектура – застывший в бронзе или камне отпечаток ценностей системы людей. И его нужно передавать потомкам. Именно потомкам важен этот памятник, чтобы общаться с историей напрямую, а не через книги и фильмы…
Безответственность комбината по благоустройству
О субботнике придется рассказать подробнее, ибо столько небылиц распространено провластными СМИ. Как водится, стяжал все лавры тролль – он проходил мимо, запечатлел процесс и опубликовал в паблике «Аноним 03» под названием «Ленина моют». Фотографии вмиг собрали 2000 лайков и комментарии слетевшихся «хомячков»: «Наконец-то», «Давно пора», «Он зажмурился!», «С лёгким паром!», «Улыбается», «Шею надо намылить», «Теперь я видел всё!», «Путин приезжает что ли?» «Столько лет живу здесь и впервые это вижу» и т.п. В общем, по обыкновению точат языки.
На самом деле, коммунистам в тот день было не до шуток. Заказанная за месяц машина почему-то не прибыла к 10 часам. Рассчитывали управиться за пару часов, пришли с тряпками, швабрами, ведрами и моющими средствами, однако к полудню никакого намека на сотрудничество со стороны Комбината по благоустройству. Обеспокоенная первый секретарь Советского райкома КПРФ Нина Хандарова стала обзванивать инстанции и выяснила почти детективную историю: машина выехала утром на Площадь Советов и пропала в неизвестном направлении. Оказывается, и такое бывает. Неужели в черте города Улан-Удэ есть свой Бермудский треугольник, где бесследно исчезают многотонные автоцистерны?
Что оставалось делать? Коммунисты Татьяна Жаркова, Виктория Коршунова, Валентина Тыпкесова, Эльвира Очирова, Владимир Соколов, Нина Хандарова, Арюна Ринчинова, Аягма Болотова с помощью подручных средств отдраили на постаменте все, до чего достали руки. За их действиями наблюдала съемочная группа «Тивиком» и молодой мужчина, оказавшийся, как выяснилось позднее из телерепортажа, начальником благоустройства комитета городского хозяйства Алексеем Тулоновым. Чиновник и корреспондент Дарья Белоусова неожиданно оказались очень демократичными и не отказали в совместной фотографии.
Звонки Хандаровой, видимо, возымели действие: в 12.30, наконец-то, прибыла другая автомашина, но с коротким шлангом без брандспойта. Водитель Сергей абстрагировался от всего, мол, ходил по гаражу, вызвало начальство, посадило на чужую машину и отправило на площадь. Куда пропала первая машина – без понятия. Что прикажете делать без шланга – развел руками, мол, ничего не знаю, моя хата с краю. Так и сидел в кабине. Отворачивался от фотоаппарата, чувствуя подвох.
Другие бы плюнули и ушли домой. Но не коммунисты. Виктория Коршунова обратилась за помощью в близлежащую мэрию, но не нашла там понимания: пожарный рукав и брандспойт имелись, но опечатанные и на замке. Никто не захотел брать на себя ответственность. И тут прибыл сотрудник отдела агитации и пропаганды БРО КПРФ Алдар Доржиев, быстро оценил ситуацию, уехал куда-то с водителем-увальнем Сергеем и минут через 40 привез необходимые вещи – не самого лучшего качества: пожарный рукав ему пришлось латать пару раз. Именно этот человек выполнил работу комбината по благоустройству и чиновников городской администрации. Благодаря ему журналисты «Тивикома» взяли нужный комментарий Тулонова на фоне принимающего горячий душ памятника.
_____________________
Символ исторической памяти продолжал работать на индустрию туризма, приносил доход в региональный бюджет. Однако сохранить серьезность ему не удалось: он засиял, заблестел, заулыбался на солнце, когда Алдар Доржиев и Виктория Коршунова совместными усилиями достали напором воды до его глаз, ноздрей и усов. Видно, гигиена по нраву и памятникам.
А в это время площадь жила своей жизнью. Прошла мимо симпатичная чиновница из Белого Дома, спешил куда-то экс-губернатор Вячеслав Наговицын. Не каждый день удается смотреть в спину уходящей эпохи, ассоциирующейся с упадком, холодностью чужака, который так и не стал своим. А теперь посмотрите вслед участникам субботника и ощутите позитивную энергетику людей, не посчитавшихся с 5-6 часами личного времени. Людей, понимающих, как важно сохранять историческую связь между поколениями. Знающих, что народ, который не помнит своего прошлого, это народ без будущего…