День в истории Бурятии: 30 мая 1923 года образовалась Бурят-Монгольская АССР

30 мая 2018 года республике Бурятия исполняется 95 лет. Образование государственности Бурятии является главным событием в истории нашего края. Этому событию была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Современное развитие регионов Рос­сии: политические, социальные и экономические аспекты», которая проводится 30 мая Бурятским го­суниверситетом и при поддержке Правительства Республики Буря­тия.

Автономия — необходимость 

30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская АССР. Идеи соз­дания бурятской автономии зароди­лись в ходе национального движения бурятского народа начала 1900-х го­дов. В период революции 1917 года, на первом Общебурятском съезде в г. Чите, эти идеи окончательно офор­мились в открытые требования пре­доставления автономии.

В октябре 1920 года, благодаря инициативе Элбэк-Доржи Ринчино и Агвана Доржиева, которые лично убедили главу Советского Прави­тельства Владимира Ленина в не­обходимости предоставления ав­тономии бурятскому народу, было принято знаменитое постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами». Это поста­новление стало тем директивным документом, на основании которого создавалась бурятская автономия и государственность. В 1921 году была образована Бурят-Монгольская ав­тономная область Дальнего Востока под юрисдикцией ДВР. В январе 1922 года Декретом ВЦИК была образова­на Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. С созданием Бурят-Монгольских областей идея автоно­мии была реализована на практике.

Однако бурятский народ оказал­ся в двух разных административ­ных единицах. После воссоединения Дальнего Востока и Забайкалья с РСФСР в ноябре 1922 года появи­лись объективные и необходимые условия для решения вопроса об объединении Бурят-Монгольских автономных областей. В ноябре 1922 года президиум Бурят-Монгольско­го обкома РКП(б) БМАО РСФСР ини­циировал вопрос об объединении двух автономных областей в единую автономную республику, этот же во­прос был поставлен Бурревкомом БМАО Дальнего Востока. Идея объ­единения Бурят-Монгольских об­ластей получила поддержку у цен­тральных партийных и советских органов РСФСР.

Процесс объединения бурятских автономных областей в республику был сложным. В решении данного вопроса участвовали губернские и краевые органы, Дальневосточный и Сибирский ревкомы, Дальбюро ЦК РКП(б) и Сиббюро ЦК РКП(б), на выс­шем российском уровне — Наркомин­дел, НКВД и Наркомнац, Оргбюро ЦК РКП(б).

Единое мнение 

Региональные партийные и со­ветские органы высказывали опасе­ния и сомнения по вопросу создания бурятской автономии и объедине­ния автономных областей в респу­блику. После длительного процесса обсуждений, споров и согласований за объединение Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Даль­него Востока высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Наркомин­дел, а затем — Президиум ВЦИК. Та­ким образом, мнение центральных властей России о необходимости соз­дания бурятской республики было единым.

499579_900

30 мая 1923 года Президиум ВЦИК, рассмотрев проект об объеди­нении, постановил: «…объединить в одну Бурят-Монгольскую Социа­листическую Советскую Республи­ку автономные области бурят-мон­голов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске …» В развитие своего постановления от 30 мая об объединении автономных областей бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока в одну республи­ку, Президиум ВЦИК 13 июня 1923 года принял новое постановление, в котором подтвердил и развил ранее принятые решения. Таким образом, постановления ВЦИК об объедине­нии Бурят-Монгольских автономных областей в одну республику юриди­чески закрепили образование Бурят- Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Сле­дует подчеркнуть, что юридическое признание автономии не означало автоматического решения всех про­блем, связанных с созданием соб­ственной национальной государ­ственности.

Создание республики наталки­валось на объективные трудности, связанные с уровнем политическо­го, экономического, культурного и правового развития бурят, с отсут­ствием у них исторического опыта собственной государственности. Строительство новой республики было связано с серьезными пробле­мами в создании государственного аппарата и обеспечения его кадрами, в финансово-хозяйственной области и при определении окончательных территориально-административных границ. Основную работу по орга­низации республики взял на себя Революционный комитет БМАССР. Необходимо было в кратчайшие сро­ки установить границы территории республики, провести I съезд Сове­тов республики, организовать ор­ганы управления и многое другое. К сентябрю 1923 года было создано 9 аймаков (уездов) и 62 хошуна (во­лости). После завершения работ по новому административно-террито­риальному делению и определению окончательных границ республики, осенью 1923 года состоялись выбо­ры в Советы. На первом съезде Сове­тов Бурят-Монголии в декабре 1923 года были рассмотрены вопросы со­ветского строительства и укрепле­ния всей системы государственного аппарата, был избран Центральный Исполнительный Комитет БМАССР (ЦИК) и его президиум в составе семи человек. Председателем Прези­диума был избран Матвей Иннокен­тьевич Амагаев.

Федеративная часть РСФСР 

ЦИК стал верховным органом государственной власти в период между съездами Советов БМАССР. На первой сессии ЦИК был утвержден состав Совета Народных Комисса­ров (СНК) — высшего органа государ­ственного управления Бурят-Мон­гольской АССР. Председателем СНК республики стал Михей Николаевич Ербанов. Деятельность республи­ки с 1923 года по 1937 год осущест­влялась на основе «Положения о государственном устройстве Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики», ут­вержденного ВЦИК 12 сентября 1923 года. В положении были регламенти­рованы основные права и функции республики, определены полномо­чия ее руководящих органов, разгра­ничены компетенции республики и центра. Бурят-Монгольская АССР, по положению, признавалась федера­тивной частью РСФСР. Аппарат го­сударственной власти должен был создаваться в соответствии с Кон­ституцией РСФСР. В ведении Союза ССР, согласно положению, находи­лись иностранные дела и внешняя торговля. В двойном подчинении были наркоматы путей сообщения, почты и телеграфов, финансов, тру­да, рабоче-крестьянской инспекции, ЦСУ. Военный комиссариат респу­блики непосредственно подчинялся ближайшему окружному военному комиссариату. Автономными при­знавались народные комиссариаты — внутренних дел, юстиции, просве­щения, здравоохранения и земледе­лия. В положении была закреплена равноправность русского и бурят­ского языков на территории БМАССР. К 1923 году территория Бурят-Мон­гольской Автономной Советской Социалистической Республики со­ставляла 338,14 тысяч квадратных верст с населением в 450675 че­ловек, в том числе 33072 человека составляло городское население. Буряты составляли 49% от общего числа жителей республики. На тер­ритории Бурят-Монголии насчиты­валось 2349 населенных пунктов, в том числе три города: Верхнеудинск — столица республики, Троицкосавск и Баргузин. В 1924 году администра­тивно-территориальное устройство состояло из 9 аймаков, 35 хошунов, 26 волостей, 494 сельских и сомон­ных советов.

«Плацдарм революции на буддийском Востоке» 

Национально-государственное строительство в БМАССР до начала 30-х годов во многом определялось доктриной мировой революции, согласно которой БМАССР отводи­лась роль «форпоста социализма» и «плацдарма мировой революции на буддийском Востоке». Националь­но-государственное и хозяйственное строительство в Бурятии в 20-30-е годы осуществлялось одновременно с крупномасштабным националь­но-культурным строительством, в результате которого за 14 лет суще­ствования БМАССР в сфере духовной и культурной жизни бурятского на­рода и всего населения республи­ки произошли значительные и ка­чественные изменения. В процессе н а ц и о н а л ь н о — г о с уд а р с т в е н н о г о строительства в 20-30-е годы была, в основном, ликвидирована поли­тическая, хозяйственная и культур­ная отсталость республики, были сформированы национальные кадры квалифицированных рабочих, спе­циалистов сельского хозяйства и ин­теллигенции, произошли изменения в социальной структуре населения.

К концу 30-х годов структура органов государственной власти и управления, их функции, направ­ления деятельности и, в целом го­сударственное устройство респу­блики оформились, в основном, на принципах советской государствен­ности. В 1937 году вопреки Консти­туции БМАССР территория респу­блики была разделена на три части: БМАССР и Усть-Ордынский и Агин­ский автономные округа. Период с 1937 по 1958 годы характеризовался раздельным существованием респу­блики и двух автономных округов. Участием республики в Великой От­ечественной войне, восстановлени­ем народного хозяйства в послево­енный период. В 1958 году БМАССР была переименована в Бурятскую АССР. В 1965 году все районы опять стали называться аймаками. Соци­ально-экономическое и культурно- политическое развитие страны в 60- 80-е (8, 9, 10-я пятилетки) известно сейчас как период «развитого социа­лизма». В эти годы, которые сегодня противоречиво и неоднозначно оце­ниваются, произошли значительные изменения в экономической и куль­турной жизни республики.

В начале 90-х годов в условиях всеобщей эйфории суверенизации 8 октября 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 22 февраля 1994 года Верховный Совет Бурятии принял новую Конститу­цию Республики Бурятия.

В этом году государственности Бурятии исполняется 94 года. За этот почти вековой путь своего раз­вития республика кардинально из­менилась, превратилась из отста­лой окраины Российской империи в равноправный субъект современной Российской Федерации.

Александр ЕЛАЕВ

Из свободных источников