День в истории Бурятии: 30 мая 1923 года образовалась Бурят-Монгольская АССР
30 мая 2018 года республике Бурятия исполняется 95 лет. Образование государственности Бурятии является главным событием в истории нашего края. Этому событию была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Современное развитие регионов России: политические, социальные и экономические аспекты», которая проводится 30 мая Бурятским госуниверситетом и при поддержке Правительства Республики Бурятия.
Автономия — необходимость
30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская АССР. Идеи создания бурятской автономии зародились в ходе национального движения бурятского народа начала 1900-х годов. В период революции 1917 года, на первом Общебурятском съезде в г. Чите, эти идеи окончательно оформились в открытые требования предоставления автономии.
В октябре 1920 года, благодаря инициативе Элбэк-Доржи Ринчино и Агвана Доржиева, которые лично убедили главу Советского Правительства Владимира Ленина в необходимости предоставления автономии бурятскому народу, было принято знаменитое постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами». Это постановление стало тем директивным документом, на основании которого создавалась бурятская автономия и государственность. В 1921 году была образована Бурят-Монгольская автономная область Дальнего Востока под юрисдикцией ДВР. В январе 1922 года Декретом ВЦИК была образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. С созданием Бурят-Монгольских областей идея автономии была реализована на практике.
Однако бурятский народ оказался в двух разных административных единицах. После воссоединения Дальнего Востока и Забайкалья с РСФСР в ноябре 1922 года появились объективные и необходимые условия для решения вопроса об объединении Бурят-Монгольских автономных областей. В ноябре 1922 года президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) БМАО РСФСР инициировал вопрос об объединении двух автономных областей в единую автономную республику, этот же вопрос был поставлен Бурревкомом БМАО Дальнего Востока. Идея объединения Бурят-Монгольских областей получила поддержку у центральных партийных и советских органов РСФСР.
Процесс объединения бурятских автономных областей в республику был сложным. В решении данного вопроса участвовали губернские и краевые органы, Дальневосточный и Сибирский ревкомы, Дальбюро ЦК РКП(б) и Сиббюро ЦК РКП(б), на высшем российском уровне — Наркоминдел, НКВД и Наркомнац, Оргбюро ЦК РКП(б).
Единое мнение
Региональные партийные и советские органы высказывали опасения и сомнения по вопросу создания бурятской автономии и объединения автономных областей в республику. После длительного процесса обсуждений, споров и согласований за объединение Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Наркоминдел, а затем — Президиум ВЦИК. Таким образом, мнение центральных властей России о необходимости создания бурятской республики было единым.
30 мая 1923 года Президиум ВЦИК, рассмотрев проект об объединении, постановил: «…объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске …» В развитие своего постановления от 30 мая об объединении автономных областей бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока в одну республику, Президиум ВЦИК 13 июня 1923 года принял новое постановление, в котором подтвердил и развил ранее принятые решения. Таким образом, постановления ВЦИК об объединении Бурят-Монгольских автономных областей в одну республику юридически закрепили образование Бурят- Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Следует подчеркнуть, что юридическое признание автономии не означало автоматического решения всех проблем, связанных с созданием собственной национальной государственности.
Создание республики наталкивалось на объективные трудности, связанные с уровнем политического, экономического, культурного и правового развития бурят, с отсутствием у них исторического опыта собственной государственности. Строительство новой республики было связано с серьезными проблемами в создании государственного аппарата и обеспечения его кадрами, в финансово-хозяйственной области и при определении окончательных территориально-административных границ. Основную работу по организации республики взял на себя Революционный комитет БМАССР. Необходимо было в кратчайшие сроки установить границы территории республики, провести I съезд Советов республики, организовать органы управления и многое другое. К сентябрю 1923 года было создано 9 аймаков (уездов) и 62 хошуна (волости). После завершения работ по новому административно-территориальному делению и определению окончательных границ республики, осенью 1923 года состоялись выборы в Советы. На первом съезде Советов Бурят-Монголии в декабре 1923 года были рассмотрены вопросы советского строительства и укрепления всей системы государственного аппарата, был избран Центральный Исполнительный Комитет БМАССР (ЦИК) и его президиум в составе семи человек. Председателем Президиума был избран Матвей Иннокентьевич Амагаев.
Федеративная часть РСФСР
ЦИК стал верховным органом государственной власти в период между съездами Советов БМАССР. На первой сессии ЦИК был утвержден состав Совета Народных Комиссаров (СНК) — высшего органа государственного управления Бурят-Монгольской АССР. Председателем СНК республики стал Михей Николаевич Ербанов. Деятельность республики с 1923 года по 1937 год осуществлялась на основе «Положения о государственном устройстве Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики», утвержденного ВЦИК 12 сентября 1923 года. В положении были регламентированы основные права и функции республики, определены полномочия ее руководящих органов, разграничены компетенции республики и центра. Бурят-Монгольская АССР, по положению, признавалась федеративной частью РСФСР. Аппарат государственной власти должен был создаваться в соответствии с Конституцией РСФСР. В ведении Союза ССР, согласно положению, находились иностранные дела и внешняя торговля. В двойном подчинении были наркоматы путей сообщения, почты и телеграфов, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, ЦСУ. Военный комиссариат республики непосредственно подчинялся ближайшему окружному военному комиссариату. Автономными признавались народные комиссариаты — внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и земледелия. В положении была закреплена равноправность русского и бурятского языков на территории БМАССР. К 1923 году территория Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики составляла 338,14 тысяч квадратных верст с населением в 450675 человек, в том числе 33072 человека составляло городское население. Буряты составляли 49% от общего числа жителей республики. На территории Бурят-Монголии насчитывалось 2349 населенных пунктов, в том числе три города: Верхнеудинск — столица республики, Троицкосавск и Баргузин. В 1924 году административно-территориальное устройство состояло из 9 аймаков, 35 хошунов, 26 волостей, 494 сельских и сомонных советов.
«Плацдарм революции на буддийском Востоке»
Национально-государственное строительство в БМАССР до начала 30-х годов во многом определялось доктриной мировой революции, согласно которой БМАССР отводилась роль «форпоста социализма» и «плацдарма мировой революции на буддийском Востоке». Национально-государственное и хозяйственное строительство в Бурятии в 20-30-е годы осуществлялось одновременно с крупномасштабным национально-культурным строительством, в результате которого за 14 лет существования БМАССР в сфере духовной и культурной жизни бурятского народа и всего населения республики произошли значительные и качественные изменения. В процессе н а ц и о н а л ь н о — г о с уд а р с т в е н н о г о строительства в 20-30-е годы была, в основном, ликвидирована политическая, хозяйственная и культурная отсталость республики, были сформированы национальные кадры квалифицированных рабочих, специалистов сельского хозяйства и интеллигенции, произошли изменения в социальной структуре населения.
К концу 30-х годов структура органов государственной власти и управления, их функции, направления деятельности и, в целом государственное устройство республики оформились, в основном, на принципах советской государственности. В 1937 году вопреки Конституции БМАССР территория республики была разделена на три части: БМАССР и Усть-Ордынский и Агинский автономные округа. Период с 1937 по 1958 годы характеризовался раздельным существованием республики и двух автономных округов. Участием республики в Великой Отечественной войне, восстановлением народного хозяйства в послевоенный период. В 1958 году БМАССР была переименована в Бурятскую АССР. В 1965 году все районы опять стали называться аймаками. Социально-экономическое и культурно- политическое развитие страны в 60- 80-е (8, 9, 10-я пятилетки) известно сейчас как период «развитого социализма». В эти годы, которые сегодня противоречиво и неоднозначно оцениваются, произошли значительные изменения в экономической и культурной жизни республики.
В начале 90-х годов в условиях всеобщей эйфории суверенизации 8 октября 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 22 февраля 1994 года Верховный Совет Бурятии принял новую Конституцию Республики Бурятия.
В этом году государственности Бурятии исполняется 94 года. За этот почти вековой путь своего развития республика кардинально изменилась, превратилась из отсталой окраины Российской империи в равноправный субъект современной Российской Федерации.
Александр ЕЛАЕВ
Из свободных источников