ДЕЛАЙ ЕЁ, С ТОВАРИЩА БАИНОВА!

7884581148e30ccb73a24dfa45b62e09_L
Интеллектуальный блеск, точные знания и широта ассоциаций в нем неотделимы от понятия «этика».

Почему человеку даны два глаза?

Французский философ Гельвеций писал: «Мы редко властны заставить других полюбить нас, но всегда в нашей воле добиться того, чтобы нас уважали». Александр Семенович прошел большой жизненный путь и заслужил уважение, а уважение — это отношение, основанное на признании его достоинств. Это своего рода дань, причем коллеги по Советскому райкому КПРФ не проявляют ее на публике – Баинов держится просто, даже скромно, но внутренне каждый из его партийных товарищей чувствует, признает его заслуги.

3 BAINOV-B
Это уважение к Александру Семеновичу – не восхищение и преклонение, а нечто более личное. За что уважают этого благородного с виду, интеллигентного во всех отношениях человека с приятными манерами? За доброту, за порядочность, самостоятельность мышления, смелость, мудрость, ум и т.д. Я был на его недавней юбилейной вечеринке в кафе «Золотой Дракон», что рядом со стадионом, где в эти летние дни организованы просмотры матчей текущего чемпионата мира по футболу. И поймал на слух, что каждое поздравление начиналось со слов «уважаемый» и «дорогой».

36351957_206352030199414_5921960977137401856_n
Суть не в этих эпитетах, а в выражении лица и интонации, с которой приглашенные друзья, товарищи, коллеги произносили свои речи, поднимали тосты. При этом у всех, я заметил, глаза были на месте. Я понял в тот вечер, почему человеку даны два глаза и почему только один рот и один нос.

Одним глазом (левым) мы видим собственные недостатки и пути их устранения, а правым должны видеть достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.
К сожалению, большинство людей больны «душевным косоглазием» — видит собственные достоинства и чужие недостатки. И здесь всем гостям вечеринки повезло быть знакомыми с юбиляром, потому что Александр Семенович точно знает, где находится заветная кнопка, которая переключает сознание с любви к себе на уважение к другим.

Повезло, ибо уважение практически всегда требует взаимности. То есть в общении с Александром Семеновичем необходимо соответствовать его уровню – подтягиваться, тащить себя за волосы наверх и тут приходит на ум известные в свое время строки Маяковского. Конечно же, поэта надо перефразировать в соответствии с современными региональными реалиями: «Юноше, обдумывающему житьё, решающему – делать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее, с товарища Баинова».

Главный идеолог БРО КПРФ

Иными словами, нужно познать самого себя. А это возможно при уважении самого себя. Александр Семенович из тех немногих, кому удалось прожить жизнь в соответствии с этим замечательным принципом. Как ему это удалось? Откуда в нем это знание? Родился он в 1938 году в семье колхозника, в многодетной семье Мансармана Баинова из рода сэгэнуд* (село Большой Дулан Байкало-Кударинского района Бурят-Монгольской АССР). Мать Полусурова Прасковья Михайловна из рода шоно*, уроженка села Корсаково того же района, была токарем 4-го разряда улан-2 BAINOV-Mудэнского завода «Механплит». Окончил школу в Усть-Баргузине, начал трудовую деятельность рабочим сплавной конторы Баргузинского ЛПХ комбината «Забайкаллес» Бурят-Монгольской АССР. Отслужил три года в армии и получил образование в Бурятском государственном пединституте им. Д. Банзарова по специальности «история», квалификация – «учитель истории и обществознания».
Лично я многое в Александре Семеновиче объясняю выбором «истории» и «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ», но только ли в учебном предмете дело? Он сразу после вуза был назначен завучем школы, был директором, затем переведен на должность заведующего Домом политпросвещения и заведующего кафедрой партийной учебы университета марксизма-ленинизма. Карьера его развивалась стремительно, но без намека на малейшее головокружение. Причина, думаю, в упомянутом выше самоуважении, чувстве собственного достоинства, более важном, чем самопознание. Здесь согласимся с высказыванием французского моралиста Мишеля Монтеня: «От недостатка уважения к себе происходит больше пороков, чем от излишнего к себе уважения».
Самоуважение, думаю, возникает не на пустом месте, это некий результат огромного процесса, работы над собой, преодоления себя – своей инертности, собственной слабости и собственной лени, наконец. Для мужчины это особенно важно: подтверждать свой статус, быть способным в любых условиях находить себе полезное занятие. Такой своего рода талант у Александра Семеновича есть. И с избытком. Он почти десять лет возглавлял Бурятскую государственную телерадиокомпанию, успешно окончил Академию Общественных наук при ЦК КПСС и, внимание, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Учебный предмет «обществознание» логично привел его к изучению проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения у школьной молодежи и задачах первичных партийных организаций (ППО) в сфере воспитания подрастающего поколения. То есть он не изменил первоначальной профессии школьного учителя и стал педагогом в самом широком контексте – сегодня его называют главным идеологом БРО КПРФ. После выхода на пенсию он преподавал в Бурятском государственном университете на факультете экономики и управления, стал заведующим кафедрой государственного и муниципального управления.

Благородство – в характере

А ведь на пенсии можно просто почивать на лаврах, заниматься хозяйством, детьми и внуками. Смотрю я на Александра Семеновича и понимаю, что он – настоящий мужчина, а это не только уверенность, что зиждется на самоуважении, на чувстве собственного достоинства. Мужчина – это, прежде всего, характер. Как тут не согласиться с пословицей: «Благородство – не в происхождении, а в характере». Представляете, Александр Семенович после 60-ти лет успел разработать учебные и рабочие программы по 10-ти учебным дисциплинам: «Основы административного управления», «Государственная служба и кадровая политика», «Теория управления», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и др.
7 BAINOV-BДругими словами, многие из нынешних управленцев республики, чиновников – его воспитанники. И сегодня он в качестве специалиста, эксперта в области кадровой политики и по работе с самоуправлением участвует в работе конкурсных, аттестационных и квалификационных комиссий федеральных органов власти, республиканских законодательного и исполнительного органов государственной службы и управления. Оценивает соискателей на соответствие вакантной должности гражданской службы… Добавим к этому непременное активное участие в общественной жизни коллективов, в которых он работал.
Я не могу найти слова и даже с робостью пишу этот материал, потому что речь идет о философе, идеологе, интеллектуале, думателе – авторе убедительных концепций и теорий, которые объясняют для всех нас сегодняшний день, независимо от идеологической группировки.

Общаться с ним очень интересно – говорит он негромко, неспешно, но выверено, точно, ёмко. Просто слушаешь и соглашаешься с каждой его мыслью. Потому что интеллектуальный блеск, точные знания и широта ассоциаций в нем неотделимы от понятия «этика». Ведь сегодня, когда общество разделилось по разным линиям (от Майдана и «арабской весны» до дискуссий вокруг «пенсионного возраста»), то, как нельзя поступить ни при каких обстоятельствах, гораздо важнее того, что может произойти. Личный выбор между черным и белым, добром и злом, еще недавно казавшийся самоочевидным до пресного, сейчас приобрел неожиданный, новый накал.
В сегодняшнюю эпоху этических революций необходимо ориентироваться на людей, к авторитету которых приходится апеллировать в сложных и невнятных ситуациях. Проще говоря, образцам, которым хочется подражать. Кому можно безоговорочно верить, на кого равняться. В современной Бурятии такие «моральные авторитеты»* есть и один из них – заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный доктор Международной академии естествознания, Член-корреспондент Международной академии информатизации и преданный коммунист Баинов Александр Семенович.

http://kv-uu.ru/component/k2/delaj-ejo-s-tovarishcha-bainova