«Нашей юности цвет, нашей родины честь»

Screenshot_52-1

Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодёжи (ВЛКСМ) родился в Москве, на первом съезде Комсомола. 29 октября 1918 года в Москве открылся I съезд союзов крестьянской и рабочей молодежи. Это были годы Октябрьской революции и гражданской войны. В огне жестоких классовых битв он получил боевой крещение. В условиях напряженной борьбы начинает расти союз молодежи. С первых дней своего существования комсомол принимал активное участие в жизни страны. Комсомольцы были всегда впереди – на фронтах, шли в продовольственные отряды, в бригады по ликвидации детской беспризорности, в части особого назначения и для охраны порядка.

Таким образом, комсомол – это была не просто молодежная организация. Она играла огромную роль в воспитании советской молодежи. С помощью комсомольцев решались многие важные государственные и общественные дела. Комсомольцы строили, воевали, участвовали в демонстрациях, проводили культурные мероприятия, субботники. Не одно событие не прошло мимо комсомольцев. Стать членом ВЛКСМ мечтал каждый! Но чтобы стать комсомольцем каждый ученик еще в школе должен был готовиться к этой ответственной роли.

Вступая в комсомол, юноши и девушки не искали никаких выгод и благ. Только одного они хотели – бороться за Советскую власть. В 1928 году за героическую борьбу во время гражданской войны комсомол получил свой первый орден – орден Боевого Красного знамени).

Жизнь первых поколений комсомольцев была трудной, но романтичной. Стране не хватало угля, металла, техники, и комсомольцы трудились на заводах и в шахтах. Стране нужны были грамотные, знающие люди, и они учились сами и учили других. В 1931 году за самоотверженный труд комсомол получает вторую награду – орден Трудового Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны, советские люди знали, что воюют за свое молодое социалистическое государство и право жить. В самых ожесточённых боях всегда первыми были коммунисты и комсомольцы. 7 тысяч комсомольцев страны получили высокое звание Героя Советского Союза.

За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию молодежи в 1945 голу комсомол получает третью награду – орден Ленина.

Комсомольцам послевоенных лет казалось, что все героическое уже позади. Но это было не так. Они строили электростанции на реках Сибири, возводили новые города и поселки. Четвертую награду – орден Ленина комсомол получил в 1948 году за героический труд в период восстановления разрушенного войной хозяйства страны и в свя­зи с 30-летием со дня рождения.

В 1956 году комсомол получает пятую награду — третий орден Ленина, за освоение целинных и залежных земель.

1968 году за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев в становление, и укрепление советской власти Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи был награждён орденом Октябрьской революции.

Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что ВЛКСМ играл важную роль в судьбе своей Родины.

Комсомольская юность моей семьи

Моя династия происходит из Западной Украины. Лучшие человеческие качества комсомольцы и молодёжь проявили в мирное время, например, в служении в рядах Советской Армии. Дорогой мужества и героизма прошёл мой дедушка Ярошенко Николай Трофимович.

Мой дедушка служил на Турецкой границе в Батумском пограничном отряде. Будучи солдатом, мой дедушка показывал пример высокой бдительности по службе, настойчиво овладевал военными, специальными и политическими знаниями. Не раз он становился победителем социалистического соревнования. Как трудолюбивый и самоотверженный воин, он пользовался заслуженным уважением у своих старших начальников и у своих товарищей.

За время службы он не раз задерживал нарушителей границы. Мой дедушка был достойным защитником рубежей своей Родины. Его старания были отмечены рядом поощрений. А его родителям командир воинской части присылал благодарственные письма.  Пройдя суровую пограничную службу, он стал более закалённым, выносливым, готовым к преодолению любых трудностей, которые встают на жизненном пути. Мой дедушка считает, что служба в пограничных войсках и комсомольская жизнь научили его умению ставить цели и достигать их, да и многому другому.

Моя бабушка Ярошенко Александра Георгиевна вступала в комсомол по собственной инициативе. Пришла в комитет комсомола школы, написала заявление и долго-долго готовилась: учила комсомольский устав. Она вспоминает,  как принимали её в комсомол. Сильное волнение, страх, что ты можешь не стать комсомольцем. Хорошо запомнилось, что нужно было знать все  6 орденов ВЛКСМ и за что каждый орден был вручен. Прием  проходил в два этапа: первый в школе, второй в райкоме комсомола. Когда приехали в райком комсомола, запомнилась красная дорожка и суровые лица членов райкома, которые задавали различные вопросы. Но все волнения позади и вот красуется на груди красивый комсомольский значок. Сразу чувствуешь себя взрослее. Бабушка всегда была активной в школе. Она отвечала за культмассовый сектор. Из воспоминаний одноклассников: «Нина вела активную работу по проведению различных внеклассных мероприятий, было много вечеров, интересных встреч. Все знали, что если она взялась за дело, то будет интересно, и не бросит работу на половине пути». В каждом классе висел уголок, где ребята отражали свою деятельность. Бабушка вспоминает, что их уголок назывался Гренада, девиз «Юности очень надо, чтоб в жизни была Гренада». Сейчас трудно понять этот девиз, но, наверное, смысл в том, что в жизни всегда должно быть место подвигу. А комсомольцы того времени обладали высоким чувством патриотизма.   В школе проводили комсомольские собрания, на которых решали важные школьные проблемы. На собраниях требовалось поддерживать какие-то решения или наоборот предлагать новые. Часто говорили: «Отвергая, предлагай».   Бабушка имела свою точку зрения на многие проблемные вопросы. Комсомол всегда был хорошим наставником пионерии. В каждом классе выбирали лучших комсомольцев, которые работали с пионерами: готовились к различным праздникам, проводили воспитательные беседы, спортивные и другие игры. Они были заводилами самых интересных и увлекательных дел. Рядовые комсомольцы с большим энтузиазмом бралась за любое дело. В студенческие годы она была одной из самых активных комсомолок, принимала участие в работе строительного отряда, в спортивных соревнованиях, субботниках.

Я поговорил о комсомольской юности и со своей прабабушкой  Жолоб Ирина Петровна , которая вступила в комсомол всем классом в 1964 году в 14 лет. Была она в рядах комсомольской организации до 28 лет. Носила особый значок, который мне показали. Взносы составляли по 2 копейки в месяц. С одноклассниками выполняли в школе особое поручение – ходили на молочно-товарную ферму помогать дояркам кормить маленьких телят, чистить у них клетки. И школьная форма у них была особая – коричневое платье с белым или чёрным фартуком. Такую форму я видел в нашем школьном музее с. Барагхан. Любимой песней моей бабушки в те далёкие годы была песня «Орлёнок». После школы бабушка выучилась на бухгалтера и работала в правлении колхоза, была активисткой конкурсов сандружинниц.

Комсомола нет, но мои родные вспоминают только хорошие моменты и считают, что членство в этой молодежной организации не прошло бесследно, научило общению с людьми, умению ставить цели и достигать их, да и многому другому. Может быть,  поэтому мои родные, стали тем, кем стали.

Из воспоминаний Зарубиной Зинаиды Михайловны. «Я думаю, что все-таки комсомол оставил в истории нашей страны много положительного. И в чём было его главное преимущество? Комсомол доказывал востребованность молодежи, объединял людей, давал возможность проявлять социальную активность. У комсомола были прекрасные традиции, которые воспитывали подрастающее поколение на самых лучших примерах нашей истории. В моей биографии комсомол сыграл, бесспорно, значительную роль. Она вспоминает, что у них проводился Ленинский зачет. Это было очень важное и ответственное мероприятие, где каждый комсомолец в преддверии съезда ВЛКСМ брал на себя обязательства по повышению успеваемости, помощи отстающим одноклассникам, формированию политической грамотности. К Ленинскому зачету она  относилась очень серьезно: заводила специальную тетрадь, где прописывала свои планы на учебную, спортивную, трудовую и общественную деятельность. В конце года проводился этот зачет, где анализировались достижения, если комсомолец был достоин, ему вручали специальный комсомольский значок.  «Тот опыт, который получила я в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный. Потому что это действительно «школа жизни». Для молодых людей, которые строили БАМ, Магнитку, которые поднимали целину, это была счастливая пора: они реализовывали себя, знакомились друг с другом, создавали семьи. Они полностью отдавались работе. Будучи секретарём комсомольской организации нашей школы, я с удовольствием занималась своей деятельностью: проводила комсомольские собрания, руководила выпуском комсомольской газеты, проводила пионерские сборы, линейки, смотры строя и песни, вонно-спортивную игру «Зарница»», ярмарки солидарности. Пионеры — это смена комсомола. И мы готовили достойную смену. Комсомол по достоинству оценивал нашу работу.  Я считаю, что комсомол дал мне и школу профессиональную. И как педагогу мне это потом очень пригодилось. Заслуги комсомола очень серьезные. Комсомол всегда и везде был впереди. Он воспитывал патриотов – интернационалистов, формировал ответственность за всё, происходящее в стране и мире. Для меня комсомол стал школой гражданской закалки, общественного, профессионального и духовного роста».

***

      ВЛКСМ объединял в своих рядах широкие массы советской молодёжи. Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что комсомол играл важную роль в судьбе своей Родины. Комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело. Во время гражданской войны комсомол героически сражался за Советскую власть. После войны комсомольцы выводили на поля первые тракторы, самоотверженно боролись с безграмотностью. В самых ожесточённых боях Великой Отечественной всегда первыми были коммунисты и комсомольцы; после войны молодые парни и девчата строили электростанции на реках Сибири, осваивали целинные и залежные земли; в 60-х и 70-х годах 20-го столетия комсомольцы героически трудились на строительстве БАМа и работали в молодёжных строительных отрядах; немало интересных и важных дел было у комсомольцев на производстве и в учебных заведениях страны. К этим великим делам комсомола оказались причастными и герои моей исследовательской работы. Я начал эту работу потому, что мне стало интересно, что такое комсомольская организация, были ли в моей семье комсомольцы и что дал им комсомол.

В результате, я выяснил, что все мои родственники были либо комсомольцами, либо пионерами, либо октябрятами. И спустя годы, они все равно помнят свои школьные годы, дела, впечатления, в основном только положительные. Они говорят о том, что комсомольская организация действительно работала в школе, а школьники трудились на благо этой организации. Работа в организации воспитывала такие значимые для общества качества как ответственность, отзывчивость к чужим проблемам, трудолюбие. Именно это и позволило членам моей семьи достичь поставленных жизненных целей.

Я начал эту работу потому, что мне стало интересно, что такое комсомольская организация, были ли в моей семье комсомольцы и что дал им комсомол.

В результате, я выяснил, что все мои родственники были либо комсомольцами, либо пионерами, либо октябрятами. И спустя годы, они все равно помнят свои школьные годы, дела, впечатления, в основном только положительные. Они говорят о том, что комсомольская организация действительно работала в школе, а школьники трудились на благо этой организации. Работа в организации воспитывала такие значимые для общества качества как ответственность, отзывчивость к чужим проблемам, трудолюбие. Именно это и позволило членам моей семьи достичь поставленных жизненных целей.

Я считаю, что цель исследовательской работы достигнута. А именно, я изучил комсомольскую юность своих родных и учителей, на их примере выявил влияние ВЛКСМ на формирование жизненной позиции моих героев. Я узнал, что все они благодарны судьбе за то, что она связала их с комсомолом. Каждый из моих героев комсомольский дух несёт в своём сердце до нынешних дней.

И комсомольский выцветший значок

Вонзится в лацкан самозваной эры.

И в кризисах сдыхая мировых,

Мы все-таки прозрением спасемся….

 


«Нашей юности цвет, нашей родины честь»

 

Автор: Калашников Алексей – 9кл.

«Живой родник» МБОУ ДО «РЦДО»

Руководитель: Булгутов Владимир Доржиевич

педагог дополнительного образования

Ветеран комсомола