Какая идеология нужна нашему обществу?

IMG_1452

Владимир  Соловьев в одной  из своих передач в конце 2018 года провел дискуссию на тему: какая идеология нужна нашему обществу, государству? Данная тема поднималась и на государственном совете при президенте, в котором приняли участие работники культуры. Кинорежиссер Кончаловский поставил вопрос прямо: « Мы не знаем, куда идем. Нам нужна идеология». Так что же такое идеология общества? На этот вопрос пытались ответить и Соловьев, и Шахназаров, и Хазин, и другие. Политолог Кургинян заявил: «Наш народ дичает от этих реформ. Без общего нам нельзя жить!» Шахназаров, а вслед за ним и Соловьев, заявили: « Самосохранение —  вот наша идеология!» Мнений было много, но убедительного и обоснованного ответа на данный вопрос так и не было. Интересную мысль высказал преподаватель вуза Мария Штейнман: «Советская идеология прекрасна, но она не продержалась и 100 лет».  В самом деле, с разрушением Советского Союза и социализма была отменена советская идеология. Более тог, в Ельцинской конституции было записано, что не должно быть какой-то единой идеологии. Но общество существовать без идеологии не может. Идеология либерализма, в основе которого лежит частная собственность, борьба за прибыль, чистоган и т.д.  в нашем народе неприемлема. Она не объединяет людей, а раскалывает общества на богатых и бедных, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Идеология — это духовные скрепы, это то, что объединяет большинство населения страны. Так что же  может объединить и объединяет большинство членов нашего общества?

Мне думается, что ответ на данный вопрос надо искать в древнейших глубинах истории нашего народа.

Всем, кто изучал историю развития человеческого общества, известно, что во всех странах цивилизованного западного мира и стран древнего Востока, в течение многих тысячелетий существовал рабовладельческий строй, основанный на частной собственности и жесточайшей эксплуатации рабов. А  у восточных славян рабовладельческий строй не прижился. С древнейших времен славяне жили сельскими общинами. Они тоже ходили в походы, тоже захватывали пленных. Но эти пленные со временем становились полноправными членами сельских общин. Что же заставляло смердов-крестьян жить общинами?  Прежде всего, суровый климат, постоянные набеги многочисленных кочевых племен с востока и юга, постоянные часто повторяющиеся завоевательные войны со стороны западных племен и народов. Чтобы выжить в этих суровых условиях, восточным славянам приходилось объединяться в коллективы, которые назывались сельскими общинами. Экономической основой этих общин являлась общественная собственность на землю, леса, водоемы и другие природные богатства. С  годами и столетиями в этих общинах складывались правила коллективного общежития, основанные на взаимной помощи, на гуманном, бережном отношении  друг к другу. Складывалась и своя идеология, в основе которой лежали неписаные законы: «не убий, не укради, помоги слабому и немощному, поддержи нищего ( подай милостыню) и т.д.» До наших времен в деревнях существуют старые, древние традиции: если крестьянин строит дом, к нему на помощь идут односельчане (строили всем миром), если хозяйка затевала большую, трудоемкую работу — собирались на помощь все соседи. Если в семье кто — то умер, хоронят всем миром: несут продукты, деньги, кто что может. Все вместе копают могилу, всем миром провожают покойника последний путь, все вместе поминают усопшего. При этом никто никого не принуждает, не зовет. Все делается добровольно, такие традиции с древнейших времён.

В конце первого тысячелетия (в 988г) на Русь пришла православная христианская религия, основные церковные заповеди которой  вполне совпадали со сложившейся веками идеологией сельской общины (не убий, не укради и т.д.) Потому и принято было восточными славянами — язычниками христианство. Оно укрепляло сельскую общину, способствовало  объединению всех племен и народов восточных славян.

Шли годы, десятилетия, столетия. Развитие производительных сил привело к неизбежной смене феодальных производственных отношений капиталистическими. В городах выросла промышленная буржуазия. Росту буржуазных отношений на селе стала мешать сельская община. Премьер министр царской России  Столыпин решил разрушить сельскую общину и на ее «обломках» вырастить сельскую буржуазию-кулачество. Крестьянство, в основной своей массе, оказало отчаянное сопротивление разрушителям сельской общины.  Дело кончилось крахом столыпинской реформы и убийством её автора и организатора Столыпина.

Пришел 1917 год.  Пришедшие к власти большевики после гражданской войны, политики военного коммунизма, новой экономической политики, решили возродить сельскую общину форме колхозов и совхозов на новой технической основе, при сохранении общенародной собственности на средства производства. Селу была дана новая современная техника (трактора, комбайны и т.д.), новая агротехника основанная на новейших достижениях сельскохозяйственной науки. Село стало возрождаться, расцветать. Крестьянство в основной своей массе (бедняки, середняки) поддержало коллективизацию сельского хозяйства. Сопротивление оказала только выращенная Столыпиным сельская буржуазия-кулачество. Те из них, которые пошли по пути террора (убийство колхозных организаторов, активистов, учителей и т.д.), по пути разрушения коллективных хозяйств (уничтожение скота, техники, поджога ферм ,школ и т.д.) были репрессированы и выселены в другие регионы. Строителям социализма, организаторам колхозов не надо было придумывать новую идеологию. Идеология, веками сложившаяся в сельской общине, укрепленная идеологией  христианской религии была  принята новой советской властью.  В дальнейшем эта идеология легла в основу морального кодекса строителя коммунизма.  Я не могу согласиться с участником дискуссии у Соловьева Марией Штейнман, что советская идеология прекрасна, но она не продержалась и 100 лет. Почему?

Во-первых, она не является только советской идеологией, т.к. имеет корни в древнейшей идеологии сельской общины. Во-вторых, советская  идеология не умирала по указам Ельцина и его Конституции, она живет в глубинах народных, в его сознании, психологическом укладе жизни народа. И недалеко то время, когда либерально-капиталистический дурман уйдет из сознания народа, возродится наша истинно народная идеология, а вместе с нею возродятся социалистические производственные отношения и народная советская власть.

Владимир Сафронов

г.Шелехов