С.Г. Левченко: Стратегическая инициатива за нами, и победа будет за нами

Представляем выступление губернатора Иркутской области С.Г. Левченко на VII (мартовском) совместном Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ.

— Уважаемый Геннадий Андреевич, уважаемые участники Пленума! Я рад приветствовать вас от имени Иркутской области. Сегодня я не просто доложу о состоянии дел в нашем регионе. Мое выступление будет посвящено тому, как мы в настоящее время претворяем идеи государственного планирования в жизнь.

В течение всего постсоветского периода плановый подход постоянно критиковался. Экономику сразу отдали на произвол рынку, социальную сферу также постепенно переводили на рыночные рельсы со всеми вытекающими последствиями. Однако достаточно быстро стало ясно, что существование в свободном плавании невозможно. В управлении социально-экономическими процессами как минимум необходимо заниматься целеполаганием, согласованием хозяйственных решений, координацией действий между ведомствами.

Уже в 1995-м году социально-экономическая ситуация побудила руководство страны принять федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития. В нем, конечно, содержались только общие основы системы организации разработки прогнозов, программ. И, как часто бывает, практическое применение этого закона сопровождалось трудностями. Прямо скажем, руководство страны тогда было настроено не на плановый лад. Однако сам факт принятия этого закона показывает постоянную актуальность идеи государственного планирования.

Я не буду пересказывать всю историю вопроса. Вы знаете, что в последующие годы в государственном управлении постоянно использовались понятия прогноза, стратегии, программы. И, наконец, в 2014 году был принят закон о стратегическом планировании №172, за который наша фракция боролась несколько лет. Все мы являемся свидетелями проблем с его реализацией. Однако и сам закон, и принятые в рамках его обеспечения нормативно-правовые акты, возвращают нас к практической полезности планирования.

Мы в Иркутской области приняли решение не подходить к этому вопросу формально, не заниматься написанием стратегий для галочки, а разработать в рамках действующего законодательства реальный государственный план для нашего региона. В результате получился стратегический документ на пять лет – государственный план социально-экономического развития Иркутской области, который начал действовать с 1 января этого года.

Мы выбрали пятилетний срок госплана, поскольку это реалистичный среднесрочный период планирования, отвечающий запросам граждан, предприятий, административного аппарата. Всем этим звеньям народного хозяйства удобно планировать свою деятельность именно на пять лет.

К слову сказать, осенью прошлого года в Иркутске состоялась международная конференция, на которой присутствовали эксперты из Китая, Индии, Канады, Великобритании, Австрии. И они с интересом и одобрением отнеслись к реализации идеи государственного планирования в нашем регионе.

При подготовке к работе над государственным планом мы ориентировались прежде всего на опыт нашей страны и на деятельность Госплана СССР, на базе разработок которого была создана подавляющая часть национального богатства современной России. При этом опыт планирования в Советском Союзе очень полезен для возрождения в России на новой основе. В Советском Союзе была создана широчайшая научная база и разработана методология формирования плана.

Когда наша команда победила на выборах в 2015 году, в регионе была накоплена масса проблем. К тому же в этот период страна вошла в стадию очередного экономического кризиса. И мы поставили перед собой задачу максимального использования внутреннего потенциала Иркутской области. Здесь сидит Ольга Николаевна Носенко – заместитель Председателя Законодательного Собрания. Она хорошо помнит, как я получил область с 5-миллиардной «дыркой» в бюджете, и всего доходная часть составляла 97 млрд. Сегодня 170 млрд, и наши коллеги из «Единой России» стремятся делить эти дополнительные доходы, забывая, как они гробили Иркутскую область еще несколько лет назад.

Чтобы реализовывать на практике, нам нужно было внедрять новые принципы управления экономикой региона, которые основываются на планировании ее развития. Мы опирались на модель государства развития. Она предполагает усиление роли государства в экономическом регулировании. И в рамках этой модели государство выступает в роли стратега, который занимается комплексным планированием развития всех отраслей народного хозяйства, или регулятора основных экономических процессов. Таким образом мы подошли к государственному планированию, категорически отказавшись от неэффективного, реактивного управления экономикой, когда действия предпринимаются только в ответ на очередной вызов.

Непосредственная работа над текстом госплана была начата летом прошлого года, и к концу года он уже был методически готов. 31 декабря прошлого года мной первый вариант был утвержден, и сейчас идет работа по его приземлению на каждый поселок Иркутской области. Содержательно госплан нацелен на три вектора роста, три стратегически связанные между собой цели: рост экономики, рост бюджета и рост уровня жизни.

Чтобы проиллюстрировать конкретное содержание госплана, я остановлюсь на некоторых показателях и запланированных мероприятиях. Одновременно дам отчет о том, что уже удалось достичь в Иркутской области.

Мы взяли ориентир на повышение качества управления с помощью модели государства развития и внедрения элементов государственного планирования. Так вот, ежегодно растет валовый региональный продукт Иркутской области. В 2017 году он составлял 1,169 трлн рублей, в прошлом году – уже более 1,242 трлн рублей. ВРП за последнее время растет по 4,6% в год, и на ближайшие пять лет мы закладываем такой же постоянный рост валового регионального продукта. Должен вас проинформировать, что у нас в стране утверждены шесть крупнейших в Российской Федерации инвестиционных проекта. Три из них – в Иркутской области.

Госпланом предусмотрены преференциальные условия и меры поддержки для крупных инвестиционных проектов, которые снижают сроки их окупаемости. И объем привлекаемых в экономику Иркутской области инвестиций в основной капитал за прошлый год составил 316 млрд рублей, три года назад было 100 млрд рублей. В машиностроительной отрасли объем инвестиций вырос в 4 раза, в химической промышленности в три раза, в нефтеперерабатывающей и пищевой в 2,6 раза.

Я затрону еще одну тему, которая для нас является очень важной, потому что мы самая крупная лесная провинция Российской Федерации. Буквально в начале этой недели я направил письмо президенту с указанием на то, что отсутствие экспортных таможенных пошлин при вывозе пиломатериалов с низкой степенью обработки используется недобросовестными компаниями, чтобы не платить таможенные пошлины за вывоз леса. Соответственно, предложил запретить экспорт древесины в виде круглого леса. Теперь, наверное, понятно, почему возникают некоторые вопросы на телевидении.

Другая проблема – незаконные рубки. Когда-то нам казалось, что эта проблема в принципе не решаема. Однако это не так. В прошлом году мы сократили объем незаконных рубок на 47%. Об этом правительство Российской Федерации с удовольствием докладывает на разных мероприятиях. Кроме этого, мы реализуем пилотный проект по маркировке всей заготавливаемой древесины. Мы ведем учет деятельности лесозаготовителей и лесоэкспортеров в информационной системе контроля, который мы осуществляем, начиная от рубки и заканчивая отгрузкой на железную дорогу и переработкой.

Я должен сказать, что мы имеем одни из самых низких показателей в Российской Федерации по так называемым условным доходам, которые никем не контролируются. В среднем в стране, я вам докладываю, уровень таких доходов считается по статистике 26,5%. Есть регионы, особенно это касается юга Российской Федерации, где такие условно незаконные доходы превышают 53%. Мы за три года снизили показатель до 4,5%. Теперь тоже понятно, почему возникают эти вопросы.

Благодаря развитию экономики, мы можем наращивать доходную часть. Геннадий Андреевич уже говорил, и я готов только подтвердить, что за два года мы увеличили почти на 30% доходную часть бюджета, на 32 млрд рублей. Сегодня, я повторяю, наши коллеги из других партий с удовольствием их делят.

За время нашей работы мы вошли в первую десятку рейтинга регионов России по эффективности деятельности исполнительных органов. В прошлом году министерство финансов Российской Федерации присвоило Иркутской области первую степень качества управления региональными финансами по оценкам за предыдущий год.

Но главное: экономическое развитие и достижения бюджетно-финансовой политики позволяют нам обеспечить рост благосостояния населения и бороться с бедностью. Наша стратегическая цель – это улучшение уровня и качества жизни населения. Я еще один пример приведу. У нас в Иркутской области уже несколько лет действует закон о детях войны. Для вас, может быть, это будет неожиданностью. Вы знаете, кто внес предложение о том, чтобы детям войны к 9 мая выплачивать 2 тысячи рублей? Ни за что не догадаетесь, «Единая Россия». Причем, зная, что мы поддержим этот проект и наша фракция его готовит, они на пятнадцать минут опередили, когда шли ко мне, для того, чтобы внести этот законопроект. И он прошел единогласно.

В последние годы мы проводим политику, направленную на увеличение доходов жителей Иркутской области. Кроме того, что я уже сказал, мы недавно ввели закон о ветеранах труда Иркутской области, которому подвержены почти 70 тысяч человек. Мы им все необходимые льготы выделяем за счет областного бюджета. Для того звания, которое они получают, работа в советских партийных органах тоже учитывается.

Одна из приоритетных мер, направленных на снижение бедности – это механизм социального контракта. Если кто-то внимательно слушал послание президента три недели назад, в нем было сказано, что есть поручение правительству такие социальные контракты вводить в действие. Я вам докладываю, что они у нас уже действуют, и в феврале, когда он предложил эту меру и поручил правительству, мы подводили итоги. За прошлый год было заключено 918 социальных контрактов и более 900 мы наметили уже на этот год. Так что у нас учатся.

Еще один момент, о котором я хотел сказать, может быть, уже для того, чтобы немножко перейти от цифр. Буквально недавно прошел Сочинский экономический форум и была так называемая пленарная дискуссия. Рядом со мной сидел крупнейший руководитель одной американской компании, которая занимается производством и продажей лекарств. Они у нас монополисты по лечению некоторых видов заболеваний. И когда я рассказал о госплане, он захлопал, встал, поклонился и говорит: «Ну, наконец-то Россия преодолела эту болезнь отсутствия планирования». Я его разочаровал, что пока что только Иркутская область.

И последнее, с точки зрения разговоров с людьми и нашей агитации. Когда мы им говорим о валовом региональном продукте, каких-то бюджетных делах, наверное, для людей это очень далеко, и они очень слабо могут применить это к себе. Но если говорить о планировании, я вижу, что у людей открываются глаза. Например, меня недавно спросили на пресс-конференции в Интерфаксе: «А почему госплан? Для чего вы его придумали?». В ответ я задал вопрос: «Есть ли в этом зале хоть один человек, который ничего не планирует? Есть ли человек, который не планирует семейные расходы? Есть ли учитель, который не планирует урок? Есть ли врач, который не планирует какую-то операцию? Почему мы все планируем, а государство в лице своих органов обходится прогнозами, концепциями, стратегиями? Что угодно, только не планирование. Очень просто – отвечать не хотят».

Я вижу, что ситуация, тенденция у нас в стране идет именно к этому, потому что избежать теоретических разработок, которые были у нас в советское время, того, что было принято и того, чего мы добивались, уже никак невозможно. Поэтому я думаю, что стратегическая инициатива за нами, и победа будет за нами.

https://kprf.ru/party-live/cknews/183946.html