К 100-летию Ленинского субботника

100 лет назад в ответ на призыв Владимира
Ильича ЛЕНИНА улучшить работу железной дороги коммунисты ячейки депо
Москва-Сортировочная в ночь на субботу 12 апреля, проработав безвозмездно 10
часов, отремонтировали 3 паровоза.

Инициатором первого субботника выступила
партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги.
В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав
безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. 
В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской
партячейки И.Е. Буракова, отмечалось: 
«Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три
паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась
так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где,
отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную
работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы
над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…».

В первом коммунистическом субботнике
участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История
сохранила их имена — вот они: Е. Апухтин — слесарь, И.Е. Бураков — слесарь,
Я.Ф. Горлупин — слесарь, М.А. Кабанов — слесарь, П.С. Кабанов — слесарь, А.В.
Каракчеев — слесарь, Я.М. Кондратьев — машинист, В.И. Наперстков — слесарь,
Ф.И. Павлов — котельщик, П.С. Петров — слесарь, А.А. Сливков — машинист, А.И.
Усачев — слесарь, П.И. Шатков — слесарь, А.В. Кабанова — чернорабочая, В.М.
Сидельников — слесарь.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый
(205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной
дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов,
произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность
труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской,
Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах.
Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы
и других городов.

Именно это событие стало поводом для
статьи В.И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу
«коммунистических субботников»)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в
июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на
промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс,
начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной
разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им
как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в
1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на
субботниках в помощь фронту. По решению IX съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был
проведён всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли
участие 425 тысяч человек. В Кремле в работе на этом субботнике принимал
участие руководитель Советского государства В.И. Ленин. Именно о таких
коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».

Коммунистические субботники и воскресники
проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в
период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов.

Частота проведения субботников была
непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда –
только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники,
приуроченные ко дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно.

В 1970 году, в год 100-летия В.И. Ленина
на субботник трудиться вышли 119,2 миллиона человек – половина населения
Советского Союза.

Сегодня традицию коммунистических
субботников продолжает новое поколение коммунистов и комсомольцев: активисты
КПРФ и ЛКСМ РФ шествуют над музеями и памятниками советской эпохи.

Источник: facebook.com/grou