Политическая карта ДФО. Бурятия: огонь недовольства

На Дальнем Востоке 2019 год выдался жарким: две губернаторские кампании, крупные политические скандалы, прогремевшие на всю страну протесты. Эксперты сходятся во мнении: обстановка в ДФО одна из самых напряженных во всей стране. «ФедералПресс» вместе с экспертами изучил, какая ситуация сложилась в регионах к концу 2019 года.

Для удобства разобьем регионы на зоны по росту социально-политической напряженности. В «красной» зоне находятся субъекты ДФО, которые откровенно штормит. В «желтую зону» попали те регионы, где пока все спокойно, но уже сформировались предпосылки для кризиса. В «зеленой» зоне – стабильные и относительно благополучные регионы.

В экспертный совет «ФедералПресс» вошли политологи Илдус Ярулин, Даниил Ермилов, Павел Наливайко, Петр Ханас, Андрей Кудисов. Весь год они следили за тем, как развивается ситуация на Дальнем Востоке и вынесли свои вердикты.

«Красная» зона

Хабаровский край: падение по всем фронтам

Хабаровский край в этом году стал, без сомнения, самым проблемным регионом Дальнего Востока. Его постоянно сотрясают скандалы, политический «накат» на местные власти стал перманентным, а общая ситуация в крае неизменно ухудшается. Прошлой осенью губернатор Сергей Фургал был на коне, пользуясь практически полной поддержкой населения. За год энтузиазма у хабаровчан поубавилось, и причины для этого довольно веские.

«У команды Сергея Фургала до сих пор нет повестки реальных дел. Да, какое-то время удавалось выезжать на популизме – мол, народный губернатор, утер нос «Единой России», и так далее. Но людям нужны какие-то конкретные результаты работы властей. Пока их нет. Во многом это связано с тем, что Фургал (как и многие из его команды) пришли в политику из бизнеса. Но во власти совершенно иначе принимаются решения, там больше ограничений, там нужно выстраивать более сложные взаимодействия. Бизнесмены это понимают далеко не всегда», – считает политолог Даниил Ермилов.

Сейчас связь с крупным бизнесом больно аукнулась Фургалу. Проблемы с предприятием «ТОРЭКС», совладельцем которого является его жена, стали главной проблемой краевых властей. Внимание губернатора сейчас сосредоточено главным образом на спасении семейного бизнеса – и это идет ему в минус.

«Сергей Фургал сейчас защищает свои экономические интересы, пусть и вынужденно. Но учитывая провалы в предыдущей работе, это смотрится не очень красиво. Губернатор теряет политические очки, и очень быстро», – рассказал политолог Павел Наливайко.

При этом еще осенью позиции Фургала были весьма и весьма прочными. В сентябре ЛДПР одержала абсолютную победу на выборах в краевую законодательную думу. Другое дело, что после выборов хабаровские «жириновцы» серьезно оконфузились. Дмитрий Приятнов, назначенный сенатором от региона, через несколько дней подал в отставку – у него обнаружили скрытую судимость.

Не стоит забывать, что Хабаровский край переживает если не кризис, то, как минимум, сильную рецессию. Показатели во всех сферах падают, госдолг региона по-прежнему космический (52 миллиарда, прим.ред.), предпосылок для улучшения нет. Отчасти это связано с кризисом лесной отрасли, который происходит на всем Дальнем Востоке, но только отчасти.

«Падение идет по всем фронтам. Если посмотреть на бюджет, который сформировали на будущий год, становится видно: деньги кончаются. Идет сокращение расходов по большинству социальных направлений. Это неизбежно вызовет рост социальной напряженности», – рассказал Павел Наливайко.

Бурятия: огонь недовольства

Бурятия в этом году неожиданно стала местом сильной протестной активности в ДФО. В сентябре, после выборов мэра Улан-Удэ, в столице республики начались массовые протесты. Триггером общественного недовольства стало задержание сторонников шамана Александра Габышева – однако вскоре повестка стихийного митинга сменилась на политическую. Жители Улан-Удэ стали требовать перевыборов мэра. Протест подхватили местные коммунисты, и вскоре на улицу вышло около двух тысяч человек.

По мнению протестующих, итоги выборов могли быть сфальсифицированы. Победителем голосования стал не очень известный врио мэра Игорь Шутенков, проигравшим – популярный коммунист Вячеслав Мархаев, создатель бурятского ОМОН. В итоге протесты растянулись на несколько дней. Разгонять людей пришлось силовикам, хотя массовых задержаний удалось избежать.

Как отмечают политологи, причины недовольства отчасти кроются в серьезном межэлитном конфликте, который развернулся в Бурятии.

«Губернатор Цыденов пытается переформатировать местные элиты, равноудалить политические кланы от финансовых потоков. Это устраивает далеко не всех. Поэтому, собственно говоря, недовольство в республике активно подогревают», – рассказал политолог Илдус Ярулин.

Костер недовольства все еще тлеет, разгорится ли он вновь – зависит от действий местных властей.

«Сейчас для Бурятии характерен ряд проблем, общий для многих регионов. Во многом это последствия общей экономической ситуации в стране: налогов и ограничений становится все больше, и жителям небогатых регионов становится сложнее жить. Если эти проблемы никто не решает, протестный потенциал растет очень быстро»+, – рассказал «ФедералПресс» Даниил Ермилов.

Читать полностью:
https://fedpress.ru/article/2398474