Многое можно достичь вместе

В преддверии Нового 2021 года учителя истории ГБОУ СКОШИ №2 г. Улан-Удэ Анну Викторовну Коновалову наградили Почетной грамотой Народного Хурала Республики Бурятия за многолетний, добросовестный труд. Награду учителю вручил депутат-коммунист НХ РБ Тумэн Дондоков. Стоит отметить, что рабочий стаж Анны Викторовны составляет 37 лет, и она уже три года является членом КПРФ. На вопросы о себе и своей работе Коновалова ответила корреспонденту «КБ».

— Анна Викторовна, расскажите о себе.

Я родилась в 1963 году в Кяхтинском районе, в селе Кудара-Сомон.

Мой отец, Кривогорницын Виктор Иванович, был участником войны с Японией, всю жизнь проработал шофером. Мама – Коновалова Любовь Федоровна трудилась  медицинской сестрой. Жили мы небогато, даже бедно, в небольшом доме на улице Ломоносовой.

Мы, как и многие жители села держали домашнюю скотину. Все в семье играли на музыкальных инструментах.  

Я окончила там десять классов и попутно музыкальную школу.

В советское время Кудара-Сомон был большим, развитым административным центром. Когда-то существовал Кударинский район, но потом объединили с Кяхтинским.

В селе было много промышленных предприятий, огромный совхоз, аэропорт,  развитая по тем временам инфраструктура. Строились дороги, квартиры, для населения было открыто большое количество магазинов. Приезжали артисты из разных театров Улан-Удэ, Москвы, других крупных городов с концертами, выступали в сельском клубе.

— Как дальше сложилась Ваша жизнь?

Я окончила Кяхтинское музыкальное училище, отделение народных инструментов. Направление получила в Кудара-Сомон, в музыкальную школу.

К сожалению, музыкальную школу закрыли, а в здании музыкалки открыли отделение милиции, я там даже не успела поработать. Перешла работать в Дом культуры музыкальным работником, а потом в школу учителем музыки.

Хочу сказать, что профессиональный музыкант в селе может состояться, только если его семья музыкальная. Ведь обучение музыке стоит всегда дорого, а еще покупка музыкальных инструментов, нот.

Мне посчастливилось обучаться музыке в Кяхтинском музыкальном училище у выдающихся музыкантов, приезжавших в Кяхту на заработки из разных центров Советского Союза. Преподавал в Кяхте и знаменитый бурятский композитор Анатолий Андреевич Андреев. Студенты были первыми исполнителями его некоторых произведений, его оратория ставилась в Кяхтинском Доме культуры. Там играл настоящий студенческий оркестр народных инструментов. В то время культура в Кяхте вообще была на должном уровне. Там работали профессиональные музыканты и хореографы.

Я, работая в культуре, ездила с концертной бригадой по всем животноводческим стоянкам. Тогда  ценился труд доярок, чабанов, пастухов, свинарок. На разбитом автоклубе объехали многие районы Бурятской АССР, выступали на полевых станах, фермах. За день проезжали сотни километров по грунтовым дорогам.

За это в далекие 80-е годы я получала почетные грамоты от Министерства культуры БАССР. Труд работника культуры был сложен, не нормирован рабочий день. Как сказала однажды коллега по работе в культуре, Серебренникова Анна Александровна, «работник культуры – это штучный товар».

А когда и почему Вы вступили в КПРФ?

В 2017 году я вступила в КПРФ по идеологическим принципам. В КПСС никогда не состояла. Я положительно воспринимаю нынешних коммунистов, потому что, для меня лично, это рупор правды.

И еще потому, что в 2014 году в СКОШИ №2 создала пионерскую организацию по официальному письму Мархаева Вячеслава Михайловича тогдашнему министру образования Бурятии Дамдинову Алдару Валерьевичу.

В письме затрагивались темы патриотического воспитания подрастающего поколения. Мне это показалось близким и значимым, ведь при изучении тем о Великой Отечественной войне, о вкладе нашего бурятского народа мы говорим детям о детях, работавших в тылу, о пионерах-героях.

В школе тогда пионерскую организацию восприняли неоднозначно. Но никто и не думал погружать детей в политику. Задача стояла другая, помочь детям социализироваться, приобщиться к истории нашей великой Родины. Меня в тот период поддержала Котовщикова Валентина Васильевна, старшая пионервожатая Республики Бурятия.  С ней мы провели множество интересных патриотических мероприятий. Учащиеся школы побывали с ней на экскурсиях в воинских частях, для нас она резервировала правительственный автобус. 

Молодые коммунисты, еще не будучи депутатами Народного Хурала, Дондоков Тумэн Цырендашиевич, Красовский Леонтий Александрович часто приходили в школу-интернат на наши внеклассные патриотические мероприятия по праздничным датам. Заслуженная артистка Софья Данзанэ выступала на школьной сцене перед детьми, как на самом торжественном концерте. Ковалев Анатолий Ефремович выступал в качестве спонсора на новогодних праздниках, помог школе ввести в процесс обучения японский волейбол. По его просьбе, совершенно бесплатно занималась с нашими детьми тренер Туяна Жамсарановна.

Нашу школу депутаты-коммунисты не забывают и сейчас. В сентябре 2020 года Ковалев привез благодарственные письма учащимся, участникам патриотических конкурсов и акций БРО КПРФ.

Я благодарна им за деловое сотрудничество, возможность детям СКОШИ № 2 принимать участие в конкурсах рисунков, поделок, сочинений, проводимых коммунистами. Ведь победа в них вселяет в детей уверенность в своих силах.

— А Вы помните свою школу, Ваших учителей?

Я училась в советской сельской средней школе. Школа была советская, это о многом говорит. Советская школа давала прочные знания.

Конечно, помню учителей, потом многие из них стали моими коллегами. Кто учился, тот помнит, что какую оценку получил в школе на выпускных экзаменах, ту и получишь на вступительных. Учителя отвечали за знания, проводились педсоветы, разборы уроков, методическая помощь молодым учителям. Писали от руки планов целые тома.

Сельские дети ехали поступать самостоятельно одни в большие города, не терялись там, учились и были весьма адаптированными ко всем реалиям. Сельские школьники привлекались к сельхозработам в совхоз. Они работали всю осень весь рабочий день наравне со взрослыми. Никто не задавал никаких вопросов, зачем и почему. Эта работоспособность и помогла выжить нашей семье в годы перестройки.

Конечно, помню учителей, потом многие из них стали моими коллегами.

— Ваши увлечения – музыка и история. А причем здесь музей?

Кроме музыкального, имею много других образований. Иду с музыкой по жизни, пою, играю на разных инструментах. Люблю театр, могу организовать детский спектакль.

Считаю, что история – один из главных предметов, потому что, не зная прошлого своей Родины, своей семьи, нельзя понять настоящее и предсказать будущее. История связана с музеями, с краеведением. Поэтому в школе, в которой работаю сейчас, создала краеведческий музей при кабинете истории.

С интересом приходят дети, задают вопросы. Коллекция уже не вмещается в музейную комнату. Дети сами приносят экспонаты. Этим они уже вовлечены в исторический процесс, заинтересованы в расширении экспозиции.

В школе работает кружок «Экскурсовод». Дети, участники кружка, победители многих конкурсов и научно-практических конференций среди общеобразовательных школ. Прошлой осенью мне вручили Почетную грамоту от Совета ветеранов Октябрьского района г. Улан-Удэ за создание краеведческого музея и подготовку различных мероприятий к 75-летию Великой Победы.

— Это просто интересно или еще и полезно?

Работа в школьном музее у нас строится на научной основе. Я являюсь инициатором подписания договора о сотрудничестве школы с кафедрой музеологии и наследия ФГБОУ ВО ВСГИК.

За пять лет совместной работы с кафедрой музеологии и наследия проведено более пятидесяти различных музейных мероприятий. Опыт совместной работы транслируется на республиканском и всероссийском уровнях в ряде изданий в научных журналах. На кафедре нашла не только коллег по музейному делу, но и познакомилась с интересными, неординарными, творческими людьми. Нагайцева Нина Дмитриевна, доцент кафедры музеологии и наследия является моим научным руководителем. Для проведения квест-игры для учащихся 8-го класса школы нам был предоставлен на целых два часа Русский драмтеатр им. Бестужева. Студенты ВСГИК проходят практику в школьном музее. После общения с детьми многие из них хотели бы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мой инновационный музейный социокультурный проект, обеспечивающий успешность развития несовершеннолетних, в республиканском дистанционном конкурсе инновационных проектов «Сделаем жизнь ярче!», в рамках республиканского конкурса «Вызовы XXI  века» вышел победителем, и стал лауреатом 2020 года.

— В сфере Ваших интересов еще библиография и дефектология?

Я пишу  работы, связанные с историей и краеведением. Исследования в области генеалогии, этнографии, кое-что стала печатать, нашла свою нишу, интересующую читателя. Пишу об истории основания Кяхтинского района. В 2017 году получила Диплом лауреата 3 степени от Министерства спорта и молодежной политики и ГБУ «Молодежный Центр Республики Бурятия» в республиканском конкурсе среди СМИ в категории «видеоролики» в номинации «Герой войны». 

А дефектология – наука, изучающая  проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями.  Я не случайно, переехав в Улан-Удэ, пришла работать в коррекционную школу.  Еще в 2002 году, глава Кяхтинского района Цыремпилов Валерий Жамсуевич, ныне депутат Народного Хурала, вручил мне Почетную грамоту за работу с детьми-инвалидами в честь 10-летия года инвалидов.

В те годы на мероприятие, организованное простым учителем, могли приехать гости из районной администрации. Цыремпилов был частый гость в Кударинской школе. Приезжал на акции с детьми-инвалидами министр социальной защиты Ефимов Степан Гаврилович из Улан-Удэ. Представьте себе такое сейчас. Далеки нынешние чиновники от народа.

— Какие плоды приносят Ваши труды?

Я для себя сделала вывод, в профессии учителя всегда найдется место творчеству, саморазвитию и достижению определенных результатов. Результаты есть у моих учеников. Со своими учениками когда-то я объехала все республиканские вокальные конкурсы. И даже один из моих учеников стал участником всероссийского конкурса «Звезды мира детям».

В то время, когда в стране шел обвал рубля и бушевал кризис, мы пели на одной сцене с Монсеррат Кабалье с хором Юнеско под руководством Виктора Попова. Летали в Москву, в Санкт-Петербург на совместные выступления со звездами мировой оперной сцены, в Ватикан на концерт перед Папой Римским Иоанном Павлом II. И это совершенно бесплатно, за счет фестиваля.

Этот опыт помог мне в дальнейшей работе  создавать и реализовывать проекты, как в области образования, так и в культурной сфере. Ну, а этот талантливый ученик стал кандидатом техническим наук, доцентом, работает в одном из ВУЗов Бурятии. Занятия музыкой не бросает.

— Каковы Ваши планы на будущее?

Наконец-то закончить книгу «Моя Сибирь, с тобою я всегда» об испытаниях, выпавших на долю моих родителей и о том, как мои предки осваивали сибирские просторы. Книга основана на  архивных данных.

В образовании вряд ли что-нибудь кардинально изменится, будут какие-нибудь незначительные новшества. В области зарплаты учителей необходимо соблюдать законы, а депутатам и правительству контролировать бюджет, не допускать на откуп распределение стимулирующей части разным комиссиям.

Необходимо навести порядок в зарплате учителей, хотя бы в нашей школе, в соответствии с положением о заработной плате. Денежный вопрос испортил педколлективы. Конечно, к  советской системе образования не вернуться, но из прошлого можно взять все лучшее. А время все расставит на свои места.

И, конечно, я благодарна некоторым своим коллегам за неоценимую помощь в моей работе, за неравнодушие и сердечное отношение к детям. Есть еще сподвижники у учителя, а в работе можно многое достичь вместе. Всем желаю таких хороших друзей!