Страшное признание

По стране продолжает катиться протестная волна, катализатором которой послужило расследование, посвященное громадному особняку, настоящему дворцу, расположенному на черноморском мысе Идокопас. Возглавляемый Алексеем Навальным фланг оппозиции настаивает на том, что резиденция и территория вокруг неё принадлежит непосредственно президенту РФ Владимиру Путину. Официоз, в целом уже традиционно предпочитая тактику умолчания, пытается парировать обвинения, выискивая неточности, подтасовки и монтаж в разлетевшемся по интернету со скоростью пули фильме производства ФБК.


И вот за сутки до тогда ещё ожидаемого второго массового десанта митингующих на улицы и площади, медиасферу оглушило взрывом грандиозной информационной бомбы, настоящего мегатонного снаряда – “герой капиталистического труда”, особа, приближенная к императору, один из лидеров отечественного списка Форбс и прочая и прочая Аркадий Ротенберг сделал страшное признание. Оказывается, именно он является владельцем, или, цитируя точнее новомодную манеру выражаться выпускника Ленинградского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, бенефициаром попавшего в фокус общественного внимания объекта недвижимости. И, якобы, намеревается даже превратить его в отель с VIP номерами – в достаточно неопределённом, впрочем, будущем.


Сведения распространяли не абы как, а прицельно, так сказать, по всем правилам искусства: воспользовавшись не дискредитированным среди целевой, молодёжной аудитории телевидением, а самым что ни есть свободным, так и не заблокированным Роскомнадзором Телеграммом, аккаунтом портала Mash. Реакция оказалась смешанной. Часть — пожалуй всё-таки большая — завсегдатаев социальных сетей экспромтом организовала настоящую юморину, предлагая кто во что горазд варианты того, в чём ещё мог бы сознаться Ротенберг: от убийства Джона Кеннеди и до похищения библиотеки Ивана Грозного. Кто-то поверил разоткровенничавшемуся олигарху, тем более, что в нашумевшем кинофильме уже выявили и другие натяжки — то якобы съёмки интерьеров дворца Путина окажутся на поверку Страговской библиотекой, расположенной в Праге, то успевший стать мемом туалетный ёршик по 700 евро за штуку отсутствует среди артикулов на сайте своего якобы итальянского производителя.


Споры множатся, стороны выкатывают всё новые аргументы. Да, конечно же владелец — Путин. Нет-нет, что вы, ни в коем случае не он. Здесь, и в целом в отечественной политике, обществу навзывается простая бинарная схема. Или — или. А автору этих строк вспоминается забавная реклама шоколадных батончиков Твикс, где зрителю предлагается выбрать на чью сторону встать: производителей левой, или правой палочки. Они ведь такие разные! И так ожесточённо сражаются друг с другом… Смехотворность этого противоборства в телеролике очевидна всем. А в жизни… в жизни наблюдается сколь печальное, столь и закономерное торжество пропагандистских технологий, аберрация массового сознания. Если ты не встал на одну из предложенных на выбор позиций, то у тебя нет голоса. Ты — вне повестки, на тебя на работают могучие медийные машины. Твоего мнения просто не существует. Если же ты влился в поток, стал сторонником левой или правой палочки «путинистом-ватником», или «навальнистом-несистемником», то рассуждать и делать свои выводы прямо противопоказано. Да и некогда. Не рефлексируй — распространяй!


Однако, давайте всё же попробуем отойти чуть в сторону от дерущихся, посмотреть на ситуацию здраво и трезво. Что является главным? Что по настоящему непреемлимо, что вызывает гнев народный? Не столь важно кому именно принадлежит дворец под Геленджиком: Путин ли его хозяин, Роттенберг, или кто-то другой. Главное – что он в принципе существует. Чей-то закрытый, охраняемый частный дворец. Всё. Этого более чем достаточно! Для получающего 15 000 и едва сводящего концы с концами провинциала, для столичного обитателя, отдающего больше половины зарплаты за съём конуры на краю географии, для человека, который чтобы было где жить с семьёй, накидывает на добрый десяток лет ипотечное ярмо себе на шею. Вопиющее неравенство! Совершенно нерациональная трата ресурсов (к слову, в очередной раз об «эффективности» капитализма). Подлость — и вызов. Чей-то дворец… Это в принципе должно быть анахронизмом в XXI веке, вещью звучащей странно, почти бредово. Заставляющей переспрашивать в недоумении. Как чья-то пирамида, чей-то храм-зиккурат.


И если его хозяином будет олигарх из “прекрасной России будущего”, заработавший своё состояние одной только “честной” эксплуатацией труда без примеси коррупции (что, впрочем, едва ли возможно и видано где и когда либо), он не станет от того ни дворцом культуры, ни дворцом пионеров, ни дворцом спорта. Не в рамках существующей системы.


Вот тут и кроется суть. Безотносительно любых теорий заговора, предположений о возможности нечистой игры и закулисных договорённостей между сторонами разворачивающегося сейчас в России противостояния, для подавляющего большинства населения оно всё равно останется борьбой нанайских мальчиков.

Предположим, сбылась мечта, свершилось невероятное — действующая власть свергнута, лично Владимир Несменяемый с гиканьем и свистом торжественно линчеван посреди Красной площади прямо на Лобном месте. То же самое произошло с ещё парой дюжин присных — показательные процессы, посадки, или бессудные расправы. Чудесно. Но что дальше? Что получит народ России, кроме быстро улетучивающегося чувства морального удовлетворения от свершившейся, наконец, мести людям, причинившим так много зла, виновным в таком количестве преступлений? Разве исчезнут у нас чьи-то — мы не знаем имён, да и знать их не обязаны — дворцы и усадьбы? Или просто сменят в сжатые сроки своих хозяев?


Буржуазия дерётся за передел власти и собственности. С жаром, с ненавистью. Но автор этих строк ручается, что он мог бы поменять местами несколько высказываний господ Путина и Навального о Ленине, о Советской власти так, что никто, кроме пары-тройки завзятых буквоедов не заметил бы никакой разницы. Мы, коммунисты, объявляем мир хижинам и войну дворцам! Всем, без изъятий! Мы предлагаем не тасовать по новой колоду — снять раз и навсегда застарелые противоречия, сменить систему! Чтобы снова, как когда-то, в городах и даже местечках нашего обширного отечества вставали здания с величественными колоннами, нарядной лепниной, высокими светлыми залами. Принадлежащие людям. Открытые, ждущие гостей… Впрочем нет. Хозяев.


Иван Мизеров