Спрут. Первая серия
В мэрии Улан-Удэ саботируют поставку 600 новых пассажирских автобусов. Распиаренный главой РБ Цыденовым масштабный проект обновления пассажирского транспорта столицы Бурятии на сумму более 3 млрд рублей в рамках единой «дальневосточной» субсидии и федерального проекта «Народный бюджет», похоже, забуксовал. Об этом сообщает еженедельник «Номер один». Однако до сих пор нет не только проектной документации по обновлению парка пассажирских автобусных перевозок города. Но и не определены места для хранения и обслуживания столь огромной автобусной партии. В комитете по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации Улан-Удэ задержку в реализации проекта объясняют витиевато.
– Администрация города, руководство республики не заинтересованы в развитии муниципального транспорта. Ситуация в Ошурково – это цветочки. Она будет ухудшаться. Нужно менять эту власть, – убежден председатель Совета межрегионального общественного движения (МОД) содействия сохранению природного и культурного наследия коренных, местных народов «Священный Байкал», экс-перевозчик Владимир Обогоев.

– Владимир Владимирович, так почему власти не заинтересованы в развитии пассажирских перевозок?
– Потому что никто не хочет расставаться со своей кормушкой. Основой транспортной системы любого крупного города являются пассажирские перевозки автобусами малой, средней и большой вместимости.
Автобусы большой вместимости в городе практически отсутствуют. Большие автобусы совершенно не в интересах Комитета по транспорту и мэра города г. Улан-Удэ. Чем больше численность автобусов малой вместимости, тем больше доход коррупционеров.
А ведь решение данной острой проблемы могло бы в разы улучшить экологическую обстановку, отрегулировать ситуацию с вечными пробками, обеспечить объем перевозок пассажиров, снизить траты людей на такси.
Есть объем перевозок пассажиров, графики движения транспорта. Это же основа основ. Человек пришел на остановку в 7 часов, в 7 и должен уехать, а не в 9 часов.
Сейчас у нас бешеные пробки, в которых 60% – микрики. а вот больших автобусов вместимостью более 100 человек – практически нет.
И все эти проблемы можно решить с выходом больших автобусов. Но никто этого не делает. А почему? Потому что власти организовали прослойку фирм-перевозчиков, которым выгодно иметь много маленьких автобусов, чем автобусы большой вместимости. Их основная задача – сбор ежемесячной платы с многочисленной массы водителей маршрутов, работающих на птичьих правах. Проще собирать с них за каждое место 10-17 тысяч. В среднем на каждом маршруте в Улан-Удэ стоит от 68 до 80 машин, а городских маршрутов не менее 43! Если умножить эти цифры, то вырисовывается огромная сумма – больше полумиллиарда рублей в год. И это не считая пригородных маршрутов (около 20) и междугородних.
Эти фирмы-перевозчики, владельцы которых зачастую имеют криминальное прошлое, на словах ратуют за справедливость, а на деле грабят мужиков. Они ничего не делая, окружение-друзья Ткачева просто собирают с них деньги. Также продают незаконно места за работу на маршруте. Водители маршрутов поставлены в кабальные условия: в случае отказа от оплаты этой суммы их просто выгоняют с маршрута. Места их продаются другим. К примеру, место на круговых, «Хлебных» маршрутах стоит 120-150 тысяч рублей?!
Водителей по сути лишают возможности зарабатывать на кусок хлеба. Ведь большинство из них на последние деньги, или в кредит, или заняв у родственников, покупают автобусы. Эти автобусы, как правило, «бэушные», снятые с маршрутов в других городах. Таким образом, можно смело констатировать, что Улан-Удэ – это российская свалка автобусов, созданная ещё при Наговицыне и Айдаеве, когда убрали незаконно хорошие автобусы «Истана», лишив людей права на труд.
Почему у нас на маршрутках работают местные жители, а в других регионах гастарбайтеры? Республика у нас разваливается, деревни уничтожаются, люди до сих пор переезжают в эту «шиферную долину», как ее называют, вокруг города – Левый берег, Исток, Поселье и др. Там в основном вторичное жилье, перевезенное из деревень, крыши из шифера, в других городах такого не увидишь. Это люди, которых государство лишило права на труд, на жилье. Они перевезли свои дома, бани, пристрои и поставили в районе Поселья, Истока, Солдатского. И вот, чтобы выжить, эти люди купили автобусы и ездят.
Многие полагают, что рядовые маршрутчики имеют суперзаработки. Это не так. Водители деньги свои зарабатывают, работая по двум путевым листам, по 12-16 часов в сутки. С 6 утра он должен быть на маршруте и до 9 вечера работает. Чтобы в 6 утра выехать на маршрут, ему надо в 5 часов вставать.
В советское время были водители муниципальных автопредприятий были социально защищены, имели право на отпуск, на бесплатное медобслуживание, на жилье, пенсию. Сейчас они ничего мало что имеют. Работая из последних сил, человек испытывает перенапряжение, как физическое, так и психологическое. В результате чего в Улан-Удэ очень много суицидальных случаев среди водителей маршруток.
Человек купил автобус, это же кормилец его семьи! Сломается автобус – минимум надо 150 тысяч на ремонт двигателя. Купить резину стоит 4-5 тысяч, а надо купить 6 колёс. Никто им не помогает, с них только собираются поборы. Суммы, собираемые с водителей, идут на поддержку так называемых представителей комитетов администрации города, комитета транспорта, ГАИ и других надзорных органов.
Ситуация, сложившаяся в системе пассажирских перевозок, устраивает руководство Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации города Юрия Ткачева. Чиновникам не нужно заниматься организацией пассажирских перевозок на должном уровне, не нужно приобретать автобусы большой вместимости, не нужны гаражи, ремонтная база, медики, охрана, дежурки и т.д.
Порочная система организации пассажироперевозок вызывает постоянные перебои в перевозках, что и случилось недавно в Ошурково.
Транспортный коллапс будет продолжаться. Перевозками сейчас занимаются те, кто находится в кругу личных друзей главы этого комитета. Других людей сюда просто не пускают, ограничивая конкуренцию, в том числе используя административный ресурс и надзорные органы. При необходимости не брезгуют закошмариванием на свой выбор отдельных физических лиц, перевозчиков. При этом нарушения имеются повсеместно, а наказывают избирательно только неугодных.
В свое время были достойные, ответственные перевозчики, но их просто зачистили. А к неуступчивым направлялись надзорные органы, которые выявляли нарушения, останавливая автобусы этих перевозчиков на линии. А там штрафы – от 30 до 150 тысяч!!! Понятно, что человек со штрафами конкурс не выиграет.
То, что частники не могут или не хотят приобретать автобусы большой вместимости – это миф. Их просто не пустят на маршрут. Спруту не выгодно.
Прослойка фирм-перевозчиков нужна для сбора денег доверенными людьми, которые делятся этими деньгами с высокопоставленными должностными лицами, надзорными органами. Вакханалия будет продолжаться, если мы будем молчать. Пирамиду коррупции надо разрушать вместе, – подчеркнул Владимир Обогоев.
Продолжение следует.
Иван ПЕТРОВ
Фото: http://govrb.ru