ПЕРЕЛОМ В ПОЛЬЗУ ЛЕВЧЕНКО

Фора, которую поначалу имел в предвыборной гонке врио губернатора Сергей Ерощенко, сокращается, административный ресурс начинает давать сбои. Конечно, часть избирателей по-прежнему одержима страхом. Он вызван как опасениями за личную безопасность («буду перечить власти – потеряю работу, бизнес и т.п.»), так и глобальными соображениями («а вдруг если мы не изберем кандидата от «Единой России», то Иркутской области не дадут денег из федерального бюджета»). Впрочем, не будем укорять и первых, и вторых – особенности развития нашей страны таковы, что подобные настроения закономерно сильны.

Другую часть населения охватили апатия и безразличие: «Все равно ничего не изменится», «За нас уже все решили», «Голосуй не голосуй, а останется Ерощенко». Третьи просто нетребовательны, не имеют достаточно информации или не могут соединить воедино действия власти и окружающую нас реальность: «Кто, если не он? Никто», «Как бы не было еще хуже», «Альтернативы нет», «Оппозиция не та» и т. д. Такие суждения тоже имеют под собой давнюю основу.

При этом настроения страха и нетребовательности сильнее в сельской местности, в поселках и малых городах. Напротив, «бич» крупных городов – апатия и безразличие. Эта разница трансформируется в активность голосования. На страхе и нетребовательности можно обеспечить высокую явку с применением административного ресурса. Безразличие и апатия – дорога к неучастию в предстоящих выборах.

Отсюда и линия предвыборного штаба врио губернатора: стимулировать, повышать явку на селе и в районах и, наоборот, снижать, подавлять активность избирателей  в Братске, Ангарске и особенно в Иркутске. Впрочем, и тут есть изюминки, нюансы: даже в областном центре есть довольно большие группы избирателей («электоральные островки»), на которых можно воздействовать с помощью адмресурса: прежде всего, педагоги и врачи. Степень контроля здесь, конечно, не такая, как в большинстве райцентров (скажем, в Тайшете, Заларях или Черемхово), но все же… Глядишь, при низкой явке остальных удастся «подтянуть» Ерощенко даже в Иркутске.

Как итог, планируется «перекрыть» оппозиционно-протестный настрой и просто более высокую информированность большинства избирателей-горожан высокой активностью голосования в глубинке.

Казалось бы, победа гарантирована, тем более что на реализацию плана брошены мощные силы. Но, вопреки расчетам свиты врио губернатора, постепенно начинают действовать и противоположные факторы, и этот «противоход» становится все ощутимее. Главных факторов «против Ерощенко» в социологическом плане как минимум два, причем парировать их, а тем более блокировать вне возможностей административного ресурса и политических технологий.

Во-первых, и это очень важно, искренняя, убежденная поддержка кандидатуры Ерощенко, когда ваша позиция основана на знании большого и сбалансированного объема информации как о кандидатах, так и о социально-экономической ситуации в регионе, – такая поддержка слаба. Более того, она не увеличивается и – еще более того – не существует предпосылок к ее увеличению. Скажем, сознательных, убежденных, хорошо информированных сторонников у Сергея Левченко (а он, безусловно, единственный конкурент Сергея Ерощенко) намного больше, и это не только коммунисты – коммунисты даже, пожалуй, в численном меньшинстве среди сторонников оппозиции и победы над Ерощенко.

Получается, что врио губернатора опирается в первую очередь на весьма рыхлый, хотя и многочисленный конгломерат сиюминутно-неустойчивых, колеблющихся избирателей. И вот тут административный ресурс даже в сельской местности, где каждый человек на виду, с какого-то момента, после доведения его до определенного, очень массированного применения, начинает буксовать. Страх, нетребовательность, неинформированность постепенно рассыпаются, от льдины откалываются и тают куски нарастающей величины.

Несколько иная ситуация в крупных городах, но здесь, в силу наличия альтернативных источников массовой информации, более широкого, чем на селе, выбора во всех сферах жизни, апатия и безразличие тоже не могут быть прочной опорой Сергея Ерощенко.

Во-вторых, основой для таких сдвигов стала сама жизнь. Если отбросить самовосхваление, то губернаторство Сергея Ерощенко неэффективно. Ситуация в Иркутской области ухудшается, а врио губернатора не умеет и, похоже, не собирается по-взрослому разговаривать с народом. Для Ерощенко жители Иркутской области – это не сограждане, а все же подданные, что особенно чутко чувствуют жители крупных городов. Поэтому врио губернатора со своей риторикой об инновациях, инвестициях, кластерах и ТОРах явно «не попадает» в настрой, в повседневные заботы и тревоги большинства жителей Иркутской области. Порой информационные программы по иркутским телеканалам похожи на «фэнтэзи» о внеземных цивилизациях. И это обстоятельство начинает сказываться – у многих людей нарастает чувство раздражения и протеста.

Примечательно, что сейчас нет конструктивных вариантов по усилению предвыборной кампании Сергея Ерощенко, приданию ей, так сказать, второго дыхания. Обещано уже столько, что эти обещания мало кто воспринимает всерьез. Усталость от Ерощенко нарастает, от «нашего черемховского парня», по большому счету, уже ничего не ждут. Разумеется, в масштабно-позитивном смысле. Упущена даже возможность локального усиления позиций за счет своевременных и решительных действий по тушению лесных пожаров. Напротив, глава региона, проявив поразительную инертность и невнятность, стал лишь плестись в хвосте у федеральных структур – прежде всего, МЧС.

Менять риторику с «фантастичной» на реалистичную? Поздно, это вызовет только массовое изумление: «Так что ж ты нам говорил столько времени?». Устроить пропагандистскую атаку на Сергея Левченко? Ну, там «красный олигарх», «развалил все, за что брался», «настоящие коммунисты (варианты: пенсионеры, патриоты, ветераны и т .д.) против Левченко». Да сколько угодно, только эффекта в пользу Ерощенко не будет.

Опубликовать списки известных людей в свою поддержку? Но при всем уважении к заслуженным людям этот список почти один и тот же в отношении любого главы региона, будь то Говорин, Мезенцев или Ерощенко: кто у власти, того и поддерживаем. Зато, на контрасте, любое известное имя в поддержку кандидата оппозиции сразу же приносит большой эффект потому, что разбивает «единый фронт», расшатывает «монополию мнений».

Приналечь на использование административного ресурса? Но вот какая штука: мэров, конечно, «застроили», и не раз, но внутреннего стимула и «огонька в глазах» у большинства из них нет. И не то чтобы они очень уж за Левченко, но нет и рвения поддержать Ерощенко. Потому как непонятно: а чем он уж так лучше, и лучше ли вообще? Иными словами, региональная элита (точнее, ее ядро и ЕдРо) застыла в боязливом напряжении – она «подписалась» за Ерощенко, но не вполне понимает, зачем.

Другая часть административного ресурса – правоохранительные органы. Но и там усиливается понимание, что неукоснительное следование закону несовместимо с участием, пусть и косвенным, в политических играх на чьей-либо стороне. Тем более что сигналов с федерального уровня, что смена власти в Прибайкалье неприемлема, что Левченко нельзя пустить в губернаторы, не поступало. И, судя по всему, не поступит.

«Заложник своего послания» — такая характеристика в отношении Сергея Ерощенко вполне уместна. Ошибочный, неоправданно оптимистичный тон для организации досрочных выборов и, как предполагалось, победы на них был взят еще в начале года, хотя и ранее Сергей Владимирович не блистал самокритичностью. Символически-роковой стала дата 12 февраля, когда губернатор выступил с ежегодным посланием Законодательному собранию. Залихватские обещания «всего всем» стали очередным подтверждением, что глава региона не хочет вести серьезного, вдумчивого, подчас трудного диалога с жителями Прибайкалья.

Сейчас уже ясно, что 12 февраля стартовал не отсчет времени до победы Сергея Ерощенко на выборах, а обратный отсчет – до его поражения. Сергей Левченко начинает все быстрее настигать врио губернатора, разрыв между ними сначала перестал расти, а теперь сокращается. Сказать, что Левченко выиграет уже в первом туре, было бы сейчас слишком смело, хотя ситуация быстро меняется. Но вот прогноз, что второй тур выборов 27 сентября с участием Ерощенко и Левченко уже более вероятен, чем победа Ерощенко в первом туре 13 сентября, не вызывает сомнений.

http://altairk.ru/new/policy/our_comment__in_the_election_campaign_there_is_a_turn_in_favor_of_levchenko