Геннадий Зюганов: Проект казенной милостыни. Часть 2

Дотации на отставание и зависимость

Последние 10 лет среднегодовой рост нашей экономики не превышает 1%. Согласно прогнозам, приведенным в недавнем докладе Всемирного банка, чьими установками, как и установкам МВФ, продолжает руководствоваться и нынешняя власть, даже во второй половине этого десятилетия Россия при нынешнем курсе не сможет достичь роста выше 1,5% в год. В то время как среднемировой рост, по прогнозам, будет составлять 4-5%.

Это подтверждают и прогнозы министерства экономического развития. Его глава Максим Решетников, выступая 18 октября на заседании бюджетного комитета Думы, констатировал: хотя ведомство ожидает четырехпроцентного роста ВВП по итогам нынешнего года, этот рост является не более чем эффектом «отскока» после колоссального провала в промышленном производстве и потреблении, вызванного пандемией. И восстановительный потенциал роста отечественная экономика уже исчерпала. Она возвращается к прежним стагнационным показателям. Но министр умолчал о том, что причиной этого финансово-экономическая политика правительства. И его бюджетная политика – в том числе.

На долю СССР приходилось 20% мирового промышленного производства, на Россию в советские годы – 9%. А сегодня мы производим меньше 2% от мировой промышленной продукции. И если экономический курс не изменится, то эта цифра будет сокращаться. Мы не только не окажемся в первой пятерке мировых экономик, но и откатимся с нынешнего 12-го места на 15-е и ниже.

Любому здравомыслящему человеку ясно, какое огромное значение имеют в таких условиях расходы государства на национальную экономику. Как же можно мириться с тем, что в новом проекте бюджета запланировано их урезание в 2022-м году на 152 миллиарда рублей по сравнению с ожидаемыми расходами года нынешнего? Относительно ВВП правительство намеревается сократить их с 2,9 до 2,6%. В общем объеме расходов казны они снизятся в следующем году с 15,4 до 14,6%. К концу следующей трехлетки их намереваются ужать на 3% в сравнении с текущим годом. И это без учета инфляции. А с ее учетом – на 15%!     

В указах президента мы видим призывы к технологическому прорыву, к опережающему инновационному развитию. А в проекте бюджета обнаруживаем: финансирование программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», составляющее в этом году и без того скромные 694 миллиарда рублей, в 2022-м будет урезано на 18%. Бюджет, нацеленный на укрепление суверенитета страны, на ее экономическую независимость и успешное развитие, не может быть таким. Так может выглядеть только бюджет, способствующий дальнейшему закабалению страны, ее окончательному превращению в сырьевой придаток мирового капитала.

Размер расходов, предусмотренных в этом году на повышение производительности труда, составляет откровенно ничтожные 5 миллиардов рублей. В 2024-м эта сумма увеличивается до 7 миллиардов. Но это смехотворное увеличение. Вместо полноценного финансирования такого важного направления, от которого напрямую зависит рост отечественной экономики, мы видим циничную бюрократическую отписку.

В советское время отечественная авиационная промышленность была предметом нашей гордости и вызывала восхищение во всем мире. А сегодня постигший ее кризис – это наша боль и тревога. И на его преодоление невозможно рассчитывать с таким бюджетом, который нам предлагают утвердить. Скудные расходы по госпрограмме «Развитие авиационной промышленности», насчитывающие в этом году 113 миллиардов рублей, кабинет министров собирается сократить до 42 миллиардов в 2022-м и до 39 миллиардов – в 2023-м. На 2024-й намечено их повышение до 48 миллиардов. Но эта сумма в 2,3 раза меньше той, которая выделяется на развитие авиапрома из бюджета текущего года.

На государственную поддержку российских организаций авиационного двигателестроения против нищенских для такой отрасли 10 миллиардов рублей в нынешнем году собираются «отстегнуть» еще более нищенские 6,8 миллиарда в следующем. А в 2024-м задумали сократить расходы по этому направлению до 1,8 миллиарда – в 5,6 раза по сравнению с нынешними!  

Только за 2021-й год у нас произошло свыше 20 крупных авиационных катастроф – больше, чем во всем остальном мире. И кто поверит, что при таком отношении власти к государственному бюджету эту плачевную ситуацию удастся исправить?

Аналогичным образом правительство хочет обойтись и с госпрограммой «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Не надо доказывать, насколько она важна для нашего сырьевого сектора. Но в текущем году под нее выделяют всего 29 миллиардов, а к концу следующей трехлетки оставят от них только 17 – на 41% меньше.  

Если мы хотим остановить вымирание и социальную деградацию российского села и гарантировать продовольственную безопасность страны, необходимо уделить максимум внимания государственной программе развития сельского хозяйства. Надо признать: это одна из немногих программ, расходы на которые, согласно проекту бюджета, поступательно увеличиваются в течение всей следующей трехлетки. С 264,5 миллиардов в нынешнем году они должны вырасти до 326,8 миллиарда в 2024-м. Но, учитывая масштаб нерешенных проблем отечественного агропрома и особую важность этой отрасли для России, такую сумму, составляющую менее 10% от всех расходов на национальную экономику и 0,2% от ВВП, нельзя признать достаточной. Вспомним, что в странах Евросоюза на поддержку сельскохозяйственной отрасли выделяется от 10 до 20% от ВВП.

Одновременно с этим производят удручающее впечатление показатели финансирования, заложенные в программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса». При нынешнем сокращении обеспеченности граждан свежими рыбопродуктами и на фоне стремительного роста цен на них правительство обязано оказывать бюджетную поддержку развитию этой отрасли. Но оно идет по противоположному пути. В 2021 году ожидаемые расходы на финансирование названной программы составляют 15 миллиардов рублей. В следующем году они сокращаются до 13, а в 2024-м – уже до 7,6 миллиарда. То есть наполовину в сравнении с расходами нынешнего года.

Необходимо подчеркнуть: бюджетные расходы на развитие рыбного хозяйства неуклонно сокращаются на протяжении последних десятилетий. В итоге отрасль уже почти полностью перешла в руки частных предпринимателей, далеких от интересов граждан и ориентированных прежде всего на поставки за рубеж. Фракция КПРФ будет требовать увеличения расходов на развитие рыболовства как важнейшей отрасли, связанной с качественным продовольственным обеспечением нашей страны.

Наша партия уделяла и будет уделять особое внимание развитию агропромышленного комплекса. Убедительное подтверждение этому – достижения работающих в союзе с нами народных предприятий. В нынешних кризисных условиях они демонстрируют блестящие производственные результаты. Подают всей стране пример успешного развития и социальной справедливости. Мы настаиваем: необходимо оказывать им всестороннюю поддержку, максимально широко распространять их опыт. И навсегда покончить с направленными против лучших хозяйств и руководителей рейдерскими атаками и провокациями, которые жулики и бандиты устраивают с подачи своих высокопоставленных покровителей!

Хроника экономической колонизации

Время требует срочного пересмотра как бюджетной и промышленной политики, так и экономической политики в целом. Благодаря нашим усилиям закон «О промышленной политике» уже принят Государственной Думой. Но либеральный блок правительства блокирует его полноценное исполнение.  И продолжает сопротивляться другим нашим важнейшим инициативам – удвоению инвестиций в развитие производства на основе новейших технологий и выдаче предприятиям целевых инвестиционных кредитов. Снижению действующего НДС минимум вдвое и активному стимулированию инновационного обновления в промышленности. Переходу к жесткому регулированию внутренних цен для предприятий на отечественное сырье. Стратегически необходимому сокращению доли иностранного капитала в российской промышленности. Сегодня эта доля, по данным Академии наук, составляет 65%, а в ряде важнейших отраслей достигает 75-95%.

Под таким же тотальным иностранным контролем находятся и торговые сети. Вот где кроются основные причины головокружительного роста цен. И прежде всего – стремительного подорожания лекарств и продуктов питания, составившего за год в среднем порядка 40%, продолжающего нарастать и представляющего особую опасность.

Иностранный контроль над нашей экономикой и промышленностью – это и причина того, что даже в стратегически важнейших сферах, от которых напрямую зависит наша национальная безопасность, проваливается обещанное импортозамещение и нарастает угрожающая нашему суверенитету зависимость от зарубежных поставок. Доказательством тому служат данные, которые приводят Счетная палата и Минпромторг: по сравнению с советским временем в России почти в 80 раз рухнуло производство редкоземельных металлов, без которых не могут обходиться оборонный комплекс, нефте- и газопереработка, металлургия, оптика и другие важнейшие отрасли. 90% этих металлов мы сегодня импортируем. 60% дефицитных видов полезных ископаемых завозятся из-за рубежа. По некоторым из них зависимость от импорта – стопроцентная. Весь используемый в нашей стране титан, хром, марганец, литий и йод, 87% циркония, 60% бокситов и 50% меди закупаются за границей.

Зависимость страны от местной олигархии и зарубежных собственников, желающих только эксплуатировать, но не вкладываться в развитие, является главным фактором тотального износа основных производственных фондов, составляющего более 50%. Угрожающего разрушения коммунальной инфраструктуры, которое в различных регионах достигает от 40 до 80%. Техногенных аварий, число которых множится с каждым годом. Последний трагический пример – взрыв на пороховом заводе «Эластик» в Рязанской области, прогремевший 22 октября и унесший жизни семнадцати его работников.    

Только принципиальный пересмотр курса, которого требует КПРФ, позволит справиться с износом основных фондов в промышленности. С кризисом инфраструктуры ЖКХ, на фоне которого кабинет министров прописал в бюджетном проекте двенадцатипроцентное снижение расходов на эту сферу в 2024-м против 2021-го. А с поправкой на инфляцию намеревается урезать эти расходы почти на четверть.

Только реализация наших предложений даст возможность остановить масштабные лесные пожары. Они стали результатом принятия партией власти, по сути, преступного Лесного кодекса, разгромившего природоохранную систему, которая эффективно работала в советские времена. В результате площадь российского леса, которая оказалась охвачена огнем в этом году, составила 164 тысячи квадратных километров. Это территория, на которой могла бы уместиться вся Греция, четыре Дании, или половина Германии.

Чем отвечает на это кабинет министров? В 2021 году на финансирование лесного хозяйства будет израсходовано 49,5 миллиардов рублей – четыре сотых процента от ВВП. В 2022-м его финансирование вырастает на символические 3,6 миллиарда. В 2023-м снова снижается почти на три миллиарда. На 2024-й запланировано очередное незначительное увеличение на два миллиарда. И хотя в конце трехлетки лесное хозяйство получит из бюджета на 2,7 миллиарда больше, чем в 2021-м, по отношению к ВВП сумма его финансирования станет еще более ничтожной – лишь три сотых процента. А номинальное увеличение расходов на охрану нашего бесценного природного достояния будет полностью нивелировано инфляцией.  

В нашей программе земля, воды, леса и сельхозугодья провозглашаются национальным достоянием России и ее народа. Это требует принятия нового Лесного кодекса, который позволит вернуться к принципам надежной защиты уникальных природных богатств страны и установить строжайшую ответственность за их нарушение. Мы настаиваем на максимальном усилении финансовой и уголовной ответственности собственников и администрации предприятий, виновных в загрязнении окружающей среды и возникновении аварий, несущих экологические угрозы.

Без реализации наших требований, без полноценного бюджета развития продолжит расти внешняя зависимость российской экономики, вдвойне недопустимая в условиях объявленной нам гибридной войны. Будет и дальше сползать вниз промышленное производство, где у нас снижаются показатели во всех секторах, кроме сырьевого. А значит, продолжиться экономическая стагнация, которая грозит смениться стремительным обвалом. Не остановится падение реальных доходов граждан на фоне баснословного обогащения кучки нуворишей. Сохранится преступная политика деградации в сфере образования, науки и культуры, подрывающая духовные и интеллектуальные основы России, лишающая нашу страну будущего.

Советские вершины и яма капитализма

Даже в разгар Великой Отечественной войны советская власть направляла на поддержку образовательной сферы 6% от бюджетных расходов государства. А после Победы довела этот показатель до 17%. Это стало фундаментом гигантских экономических и социальных достижений Советской Державы. Залогом ее прорыва в космос. Основой ее надежного оборонного щита, который и сегодня оберегает нас от внешних противников. Но в наши дни расходы федерального бюджета на образование не достигают даже одного процента от ВВП. И в проекте на 2022-2024 гг. они, несмотря на небольшое номинальное увеличение, остаются на уровне тех же 0,9% от валового внутреннего продукта.  

К началу 90-х годов в нашей стране насчитывалось 900 тысяч ученых, а за 30 лет капитализма их число сократилось на две трети – до 300 тысяч. В сфере научных исследований и разработок у нас сегодня трудится лишь 1% от всех работающих граждан. Среди важнейших пунктов нашей программы – поддержка и развитие высокотехнологичных отраслей экономики и принципиальное увеличение финансирования передовых научных разработок.

Для обеспечения темпов роста экономики выше среднемировых поддержку науки из бюджета необходимо как минимум удвоить.

Как и качественное лечение, высококлассное образование должно снова стать доступным и бесплатным для каждого. Из него необходимо изгнать оболванивающую угадайку в виде ЕГЭ и те учебники, которые наполнены русофобией и антисоветчиной, перечеркивающей всякое патриотическое воспитание. Любая ответственная власть обязана выделять на финансирование образовательной сферы не менее 7% от расходной части бюджета. Без принятия нашей программы и разработанного нашими лучшими специалистами закона «Образование для всех» дальнейшая деградация в этой сфере неизбежна. А это влечет за собой деградацию науки, фундаментом развития которой может быть только возвращение к основам русско-советской школы, чьи достижения были и остаются непревзойденными.

Только при условии реализации предлагаемых нами мер можно рассчитывать на преодоление технологического отставания России и вхождение в число ведущих экономик мира. Эти цели заявлены в президентских указах и посланиях. Но они не подкреплены соответствующей политикой. И программа реализации такой политики сегодня есть только у нас. А у тех, кто верстает бюджет, судя по представленному нам проекту, есть лишь план дальнейшего разрушения научного потенциала страны.

Именно к такому выводу подталкивает анализ распределения средств по программе «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В ее рамках в 2022 году намечено выделить всего 2,4 миллиарда рублей на такое важнейшее направление, как научное обеспечение государственной поддержки российских организаций самолетостроения. Это лишь 0,2% бюджета всей программы. На научное обеспечение развития производства лекарственных средств отводится только 2,8 миллиарда – 0,27% от той же программы. Получается, что правительство рассматривает как абсолютно вторичные и малозначительные научные разработки в тех сферах, от которых зависят здоровье наших граждан и судьба отечественной авиации. Но что нам, в таком случае, предлагают рассматривать – бюджет огромной, богатейшей страны, у которой за плечами великая история, выдающиеся научные и промышленные достижения? Или бюджет отсталой банановой республики?

Расходы на прикладную науку в новом бюджетном проекте размазаны по различным разделам, что затрудняет оценку их общего масштаба. Думается, к этому и стремились авторы проекта. Ведь если суммировать эти расходы, то получается, что с 883 миллиардов в нынешнем году они сократятся до 805 в следующем – на 9% в номинальном выражении и на 13% – с учетом инфляции. В 2023-2024 гг. правительство намерено продолжить урезание трат на прикладную науку. По сравнению с сегодняшними они номинально сократятся к концу следующей трехлетки на 20%. А с поправкой на инфляцию – на 32%.

Без преувеличения позорным образом проводимая сегодня бюджетная политика сказывается и на государственной поддержке отечественной культуры. В нынешнем году расходы на программу «Развитие культуры» должны составить лишь 148 миллиардов рублей. При этом на такое важное направление, как «Библиотечное дело», выделяется только 4% от этой суммы. На сохранение культурного и исторического наследия – лишь 9%. Но даже такие откровенно нищенские подачки, отведенные на культуру, кажутся составителям бюджета излишними. В 2023-2024 гг. их предполагается сократить наполовину!

И совсем уж бессовестным образом решили обойтись с финансированием подпрограммы «Развитие музейного дела». От 20,7 миллиарда, отведенных на нее в этом году, в следующем оставляют только 4,8 миллиарда, а на 2024 год отводят лишь два. К концу бюджетной трехлетки поддержка этой программы должна сократиться в 10 раз!

Вот как на деле оценивают нашу историческую память, наши культурные и духовные ценности и святыни либеральные бухгалтеры из финансово-экономического блока правительства! Похоже, согласно их представлениям, вместе с народом должна вымирать и его культура. И финансировать из бюджета нужно не ее развитие, а ее деградацию и уничтожение.

Образование, наука и культура – это великая духовная, воспитательная и интеллектуальная триада, на которой держится любая цивилизация. И если эта триада разрушается, чему откровенно способствует рассматриваемый нами проект бюджета, то, по сути, и сама нация деградирует и гибнет. Мы никогда не поддержим проекты, способствующие государственной катастрофе. И никогда не перестанем бороться против политики, которая такие проекты порождает.    

Выход – в программе социалистического возрождения

Грабительская политика 90-х, которую проводили разрушители СССР и системы социализма, на исходе прошлого века привела страну к обрушению экономики и финансовому дефолту. В результате Россия оказалась на грани смуты и гражданской войны. Тогда ситуация заставила власть признать необходимость корректировки курса. И передать управление экономикой, финансовой и социальной сферой левоцентристскому правительству Примакова-Маслюкова-Геращенко, которое было утверждено по нашему требованию. Это правительство отвело страну от края пропасти, сумело добиться экономического роста, придать новое дыхание отечественной промышленности, затормозить массовое обнищание и обвальный рост цен. Оно убедительно доказало: успешная реализация антикризисных мер возможна только при условии левого поворота, когда наши гигантские ресурсы не используются в интересах кучки олигархов, а служат задачам развития и повышения благосостояния народа.

Но в дальнейшем власть, на словах декларируя отказ от разрушительного наследия 90-х, на деле все более откровенно перечеркивала опыт левоцентристского правительства, оказавшийся наиболее успешным в новейшей истории России. К управлению экономикой и финансовой сферой вернулись наследники ельцинского-гайдаровского курса. Наметившийся рост экономики и доходов трудящихся сменился стагнацией и обнищанием. До нового финансового дефолта дело пока не дошло. Но становится все более очевидным нарастающий дефолт обещаний и громких деклараций власти. Ее реальная политика оборачивается провалами, грозящими уже дефолтом политическим.

Это все яснее осознает не только общество, показавшее на минувших парламентских выборах, что в нем неуклонно нарастают левые настроения и запрос на социальную справедливость. Этого не может не осознавать и сама власть.

Хочу еще раз напомнить о выводах президента, прозвучавших на заседании международного клуба «Валдай». Он констатировал: хотя капиталистическая модель все еще остается основой общественного устройства в большинстве стран, она себя исчерпала. И окончательно перестала работать на благо общества. В то время как Китай под руководством Коммунистической партии демонстрирует миру образцы стремительного развития и высочайших достижений, капитализм сползает все дальше в пучину кризиса. В капиталистических рамках больше нет выхода из клубка все более запутанных противоречий.

Но эти выводы главы государства, подтверждающие то, на чем КПРФ настаивала всегда, требуют и другого признания: выбраться из тупика системного кризиса мы сумеем только опираясь на программу социалистического возрождения. И первым шагом на этом пути должно стать возвращение к опыту формирования правительства национального спасения, удержавшего страну от катастрофы на исходе XX века. Как и тогда, такое правительство должно опираться на программу, выдвинутую нами. Мы убеждены: это единственная возможность избежать социально-экономического и политического коллапса в наше время.      

Бесперспективность и опасность проводимого курса становится все более неоспоримой для большинства граждан. Не случайно социологические опросы последних месяцев фиксируют стремительное падение доверия общества ко всем институтам власти. Это касается и президента. Не менее показательно и то, как граждане отвечают на вопрос социологов, в чьих интересах действует нынешняя власть. Только 6% продолжают считать, что она выражает интересы всего общества. А на том, что она выражает интересы олигархии, настаивает наибольшее число опрошенных – 40%.

Без преувеличения можно сказать, что сегодня наша страна переживает один из самых сложных и тревожных периодов в своей истории. Но при этом в нас не может не вселять оптимизм, надежду и решимость очевидная перемена общественных настроений. Мы ясно видим: они все больше расходятся с проводимой политикой и все чаще сближаются с нашей социалистической идеологией и нашими требованиями.

У нас есть абсолютно обоснованная и последовательная программа возрождения страны, которая отвечает запросам и интересам стремительно прозревающего и левеющего общества. Есть убедительный и справедливый вариант полноценного бюджета развития, на который эта программа может опереться. Есть патриотичная и профессиональная команда, способная ее реализовать. Это дает нам все основания говорить: правда истории на нашей стороне!

В своем обращении к стране по итогам сентябрьских выборов мы уверенно заявили: их бесспорный и самый важный результат – это идеологический крах противников социальной справедливости, моральная и политическая победа левых и подлинно патриотических идей. Те, кто заинтересован в продолжении тупиковой и грабительской политики любой ценой, пытаются с помощью манипуляций и подтасовок отнять этот результат у народа. Но махинаторам не убить стремление наших граждан к освобождению от олигархических пут и социалистическим преобразованиям!

Наша борьба за возрождение социализма и созидательные перемены в интересах большинства – единственный выбор, который является по-настоящему принципиальным, честным, оправданным. И созвучным требованиям народа. Тем требованиям, которые нельзя заглушить никакими подтасовками и репрессиями. Никакими антисоветскими и русофобскими мифами. Никакими бюджетными проектами исторически обреченного курса.  

https://www.rline.tv/news/2021-10-28-gennadiy-zyuganov-proekt-kazennoy-milostyni-chast-2/