Реформы по кругу

Реформы по кругу: президент вернул электрички, которые сам отменил

При правлении Владимира Путина все возможные реформы были начаты, завершены, сданы в архив, а теперь запущены снова, чтобы служить задачам текущего политического момента

«Вы что, с ума сошли что ли?» — прикрикнул в среду президент Путин на вице-премьера Дворковича и велел вернуть отмененные в нескольких регионах страны пригородные поезда завтра, а лучше уже сегодня. А потом поставил точку — «дискуссию прекратим». Это называется публичная порка. Все понятно, старый, но безотказный прием: плохие бояре и добрый царь. Чиновники запутались, люди стали жаловаться, президент, у которого могут выйти нелады с рейтингом из-за экономических проблем, рыкнул на них, записал себе очко на счет, и все снова пошло обычным путем. Вся сегодняшняя политика в сюжете с электричками как на ладони. Тут тебе и политиканство, и игры с историей и ее смыслом, и бардак во власти, и интриги, и все остальное.

Электрички, если совсем грубо, Путин отменил сам.

О рисках ему говорили несколько лет. Было принято политическое решение, в его принятии он непосредственно участвовал. А теперь ведет себе так, будто электрички стали отменять только вчера, а он — президент — об этом был ни сном, ни духом. Но, узнав про народное недовольство, вмешался и всех спас. Правящий класс, который пока что верой и правдой, несмотря на санкции и войну, Путин порет сегодня за то, что сделал сам. История как будто крутится на месте и сворачивается в воронку: как в квантовой физике будущее (то есть завтрашние политические нужды) начинают влиять на прошлое,и это прошлое немедленно переписывается под нужды будущего.

Президент был в курсе, держал руку на пульсе.

В октябре 2012 года он велел правительству «совместно с органами государственной власти субъектов федерации разработать и утвердить комплекс мер по совершенствованию организации перевозок в пригородном сообщении». В целом поручение касалось подготовки проекта бюджета на 2013 год, о дополнительных деньгах в пункте поручения, касающемся электричек, не было сказано ни слова, стало понятно, что давать лишние деньги на электрички президент Путин не хочет. Спустя месяц отраслевой вице-премьер Дворкович доложил: вопрос нельзя решить без регионов, деньги, на всякий пожарный, у правительства есть, правительство работает. Поручение было снято с контроля, то есть, говоря по-человечески, президента такой доклад устроил.

Федерализм, как он есть

В 2013 году с деньгами у регионов стало еще хуже, он залезли в долги, чтобы и дальше повышать зарплаты, выполняя Майские Указы Президента, и начали буквально по-живому резать всякие не очень нужные (а и иногда и нужные) программы и расходы. Примерно летом стало понятно, что многие губернаторы хотят от части электричек избавиться, потому что ими почти никто не пользуется, автобусы дешевле, а возня с РЖД ее региональными «дочками» затягивается. Теперь, после того, как президент Путин отругал правительство, а Счетная палата, разумеется, по чистой случайности, в тот же день обнародовала отчет о ходе железнодорожной реформы (той самой, которая шла «практически без серьезных срывов»), стало понятно, что многие губернаторы просто отчаялись добиться от РЖД своего.

Дело тут не в пресловутом главе компании Владимире Якунине, который иногда ужинает с президентом и не хочет рассказывать общественности о своей зарплате, а в тысячах «якуниных» поменьше — местных бонзах РЖД. Которые не отдавали «дочкам» необходимое им для нормальной работы имущество: ангары и депо, которые можно сдать в аренду «налево», землю, которую можно продать под застройку, и прочие приятные вещи. Тогда же — не сейчас, в феврале 2015 года, а еще в 2013 году в стране стали потихоньку отменять пригородные поезда, об этом в отчете СП написано черным по белому: «в 2012-2014 гг. было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня».

Но, повторюсь, тогда никто в Кремле и Белом доме не считал, что это большая проблема, потому что из всей логики переписки чиновников, из всех утвержденных бумаг следовало одно: электрички — это зона ответственности губернаторов и РЖД. Губернаторам виднее, как тратить деньги, какие поезда нужны, а какие — нет.

Понятно, что президенту было не до электричек — война, санкции, скачки курса рубля — но говорить про проблему которая «касается тысяч людей», стоило начинать тогда, если по гамбургскому счету, а не в феврале 2015.

История повторяется

Публичная порка — она и есть порка. Цели понятны, задачи ясны. Когда весь мир вокруг трещит по швам, а «крымский» порох в пороховницах рейтинга начинается отсыревать, в ход идут любые средства, в том числе и такие. Вызываешь чиновника. Слушаешь его. Потом, под стрекот телекамер, бьешь его со всей силы. И решаешь острый вопрос. Тут не в человеческих отношениях дело, и не в качестве работы Дворковича, а в большой политике. Все всё понимают.

Но за окриками президента, за забывчивостью и выборочным избиением мы видим тот же подход, тот же метод, который использует президент, говоря гражданам про сакральность Крыма, извечную враждебность Запада и прочие «большие» вещи. Это исторический релятивизм, если умными словами, а если простыми — готовность в любой момент забыть про реальную историю и написать новую, годную для политического использования здесь и сейчас.

Глядя на электрички, мы видим, как наша история как будто замыкается сама в себе, а ее герои начинают ходить по кругу. 15 лет Владимир Путин стоит во главе государства. Все возможные реформы уже начаты, завершены, сданы в архив, а теперь снова вынуты оттуда, чтобы служить задачам текущего политического момента. Все возможное уже сделано, но события, сюжеты повторяются вновь и вновь, потому что никаких других сюжетов и событий в запасе не осталось. Отмененная и возвращенная президентом пустая электричка летит по кругу сквозь снег и туман. Чтобы ее можно было отменять и возвращать снова и снова.

А что же у нас в Бурятии? Наша газета уже писала об этом в статье «Опять от меня сбежала последняя электричка», где были опубликованы жалобы жителей Кабанского района. Кто же виноват в том, что электрички отменили и продолжают отменять? « Увы, не позволяет финансирование», — говорят работники ВСЖД. Именно объём финансирования, выделяемого заказчиком ( то есть правительством Бурятии), определяет объём услуг, выполняемых перевозчиком (ОАО»Байкальская ППК»). На сегодня Бурятия задолжала «Байкальской ППК» около 105 млн.руб., скопившихся с начала 2011 года. Были сокращены электрички по 12 популярным направлениям!

В 2015 году останутся, как и в прошлом году, 10 пригородных поездов, на 3 месяца необходимо 8,6 млн.руб. субсидии. Но может ли успокоить население обещание Председателя комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса РБ Ю. Сажанова не уменьшать количество маршрутов, не закрывать движение поездов? Нам остаётся только ждать и надеяться на реакцию властей после окрика Путина: «Вы что, с ума сошли, что ли?»