К 100-летию СССР

АМО — ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

АМО — автомобильное московское общество. Так назван и первый советский полуторатонный грузовик. АМО-Ф-15 был собран в ноябре 1924 года на заводе, основанном в 1916 году еще царским режимом.

После окончания гражданской войны страна получила возможность строить и созидать. Уже к концу войны Совет Труда и Обороны ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил FIAT 15 итальянского производства.

7 ноября 1924 года первые 10 грузовиков АМО-Ф-15 прошли в параде по Красной площади! А 25 ноября, три машины из первой десятки отправились с Красной площади в первый для советских машин испытательный пробег по маршруту: Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Новгород — Ленинград — Луга — Витебск — Смоленск — Рославль — Москва.

 Успех автопробега подтвердил уровень качества продукции АМО, и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей.

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен Иван Лихачёв. С его именем связано интенсивное развитие предприятия, и после смерти директора в 1956 году завод переименован в ЗИЛ – завод имени Лихачева.

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 автомобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 автомобилей.

Во время Великой Отечественной войны на заводе  был налажен конвейер вооружения — производство автоматов, минометов, снарядов, мин.

Надо отметить, что в мирное время завод выпускал не только грузовики, вездеходы и автобусы. В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, а в 1953 году — выпуск велосипедов. Самые надежные холодильники и велосипеды были, как вспоминают ветераны!

 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150 л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную пятиступенчатую коробку передач и отличался хорошей надёжностью. До сих пор ЗИЛы и его модификаций используются у нас в России.

Между прочим, не все знают, что «Камазы» – это детище завода имени Лихачева. В 1976 году на новый завод КамАЗ была передана техническая документация, полностью созданная на ЗИЛе.

И вплоть до 1980 года ЗИЛ продолжал разработку моделей КамАЗ-5320, а также устранение недостатков и доработки основной модели.

Когда распался Советский Союз, начался и закат легендарного завода. Новые хозяева-нувориши постепенно, год за годом, планомерно и хищнически уничтожали остатки предприятия. Многое было просто украдено и вывезено на продажу, в том числе и за границу…

НАГРАДЫ АМО – ЗИС – ЗИЛ:

Летом 1942 года ЗИС был награждён первым Орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения.

В 1944 году завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

В ноябре 1949 года завод награждён вторым Орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.

В 1971 году ЗИЛ награждён третьим Орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.

И в 1975-м —  Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.

Подготовила А.Романова.