Спасите лес, верните богатства народу!

При справедливом социалистическом государстве лесопромышленный комплекс, как и все другие отрасли страны, находился в собственности государства и работал для улучшения благосостояния народа.

Доходы от реализации лесопромышленной продукции составляли 2,5 триллиона рублей ежегодно – в копилку Государственного банка – и занимали второе место после нефтяной отрасли. Деньги из копилки расходовались на строительство промышленных предприятий, заводов и фабрик, на развитие агропромышленного комплекса, научных организаций, учебных заведений, на бесплатное жилье, здравоохранение, образование, строительство детских садов, санаториев, домов отдыха, профилакториев, Домов культуры.

Примером в Кировской области являются такие, как Слободской леспромхоз, занимающийся заготовкой, вывозкой, переработкой древесины и реализацией продукции согласно плану.

Круглый лес распиливали на брус 150х150х6100 для строительства тридцати двухквартирных домов ежемесячно: это 720 квартир ежегодно. А также на пиломатериал длиной 6100 мм различного сечения с последующей переработкой на половые и обшивочные доски. 

Всю эту продукцию отправляли вагонами по железной дороге, согласно плану, в безлесные области СССР – по 18–20 вагонов в месяц. А брус – самовывозом в районы области.

Кроме того, из отходов рубили для Кировского биохимзавода подгорбыльную доску, продавали ее по символической цене населению.

Руководил предприятием 20 лет талантливый организатор, отлично знающий свое дело Сергей Михайлович Окатьев.

Среднегодовая зарплата у водителей лесовозов составляла в месяц восемьсот рублей – это в денежном выражении 70–90-х годов. А ельцинско-путинская власть обанкротила лесхоз, как и все другие предприятия страны. 

Автору этой статьи пришлось восстанавливать завод с апреля 2001 года по июнь 2002 года, уже принадлежащий частнику. Это ремонтно-монтажные, пусконаладочные работы, строительство цеха «Новый русский».

Частник столовую ликвидировал. Обедай рабочий человек, где сможешь. 

Сейчас же цех приобрел другой частник, но столовую так и не открыли.

В 50 км от Слободского работал Озерницкий леспромхоз, выпускал такую же продукцию, имел свое подсобное хозяйство и помогал колхозу. В поселке открыл отличную леспромхозовскую столовую. На 60 копеек (в денежном исчислении 70–80-х годов) можно было вкусно пообедать. 

В 70–80-е годы леспромхозом тоже руководил талантливый организатор Редькин. Можно назвать немало других славных имен.

Затем на всех уровнях госуправления лесами назначенцы-менеджеры стали вытеснять специалистов-лесоводов. Было уничтожено несколько ведущих лесотехнических вузов – в том числе базовый для отрасли Московский институт леса. 

Затем был принят губительный Лесной кодекс. 

Крупные специалисты лесного хозяйства, министры, опытные лесоводы, а также специалисты лесной промышленности доказывали, что так поступать нельзя. Убеждали власть: не надо принимать такой кодекс.

Но опытных лесоводов-хозяйственников не послушали, и кодекс, изданный в 2006 году, вступил в силу. 

В результате в 2008 году лес отдали частникам в аренду на 49 лет. «Оптимизировали» лесничества. В Слободском районе из десяти лесничеств оставили два, в которых всего-то по два лесника. А лесхоза нет как такового: контора пустует, вывозку убрали… 

Средний показатель по стране: из ста лесников оставили семь. Это показатель 2007 года. Опытных лесоводов выставили за ворота. Вот они, 25 млн высокотехнологических рабочих мест…

Три года назад арендаторы продавали один кубометр леса на корню за тысячу рублей! Обычная же плата 70 руб. за кубометр. 1000 рублей – 70 рублей = 930 рублей чистой прибыли только за один кубометр и без всяких затрат.

На базе бывшего колхоза «Труд» аж четыре хозяина. Кроме того, на заброшенном поле этого колхоза в пяти-восьми километрах от города построили мощный лесопильный цех. Круглый лес закупают у всех, кто его привозит, – независимо от расстояния.

Прирельсовые площади железнодорожных путей бывшего Железобетонного завода, контейнерной меховой фабрики «Белка», базы Кировлеспрома, пункта приема зерна бывшей Белохолуницкой базы загружаются постоянно древесиной и пиломатериалами – штабелями высотой до четырех-пяти метров – во всю длину железнодорожных путей и свободными никогда не бывают.

Ежедневно идет подвозка, а потом и погрузка в специальные железнодорожные вагоны под древесину и пиломатериал и отправка составами. 

То же самое и в поселке Первомайский, где формируются окончательно составы. 

Узнать, сколько составов отправляют за один месяц, невозможно, «коммерческая тайна». 

Древесину, пиломатериалы продает не Россия, а кучка лесных олигархов, среди которых значительная часть – иностранцы.

Итак, на продаже древесины и лесоматериалов за рубеж наживаются олигархи, бизнесмены, близкие к чиновничеству и банковским структурам, и иностранцы.

Обогащению экспортеров способствует Федеральный закон от 28.06.21 г. №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», подписанный президентом В.В. Путиным. Суть его в том, что экспортерам дается право размещать валютную выручку от экспортных продаж за рубежом, на счетах иностранных банков.

«Ежегодно из России на экспорт уходит порядка 200 млн кубометров древесины. На северо-западе, к примеру, в Архангельской области, лимит вырубки давно исчерпан. Такими темпами через 20 лет все леса в стране будут вырублены. При этом выручка от экспорта леса в страну не возвращается». («СР» от 22.07.21 г. «Ограбление России продолжается» – Валентин Катасонов, профессор). 

Идет небывалое в истории истребление русского леса, основанное на самых современных технологиях. Лес приговорили в угоду прибыли, которая никак не покроет невосполняемого ущерба.

Необходимо лесовосстановление, а именно: заготовка семян, посадка саженцев, в первые три года агроуход – посадка травы, чтобы она не затянула посадки… Дальше молодой лес продолжает расти сам по себе. И есть риск, что ценные породы – вроде ели и сосны – забьет береза и осина. Они растут быстрее. Для продолжения роста хвойных пород необходимо проводить рубки ухода, убирая лиственный полог. 

Дальше надо проводить рубки прореживания. Это когда хвойному лесу 40–60 лет. И только после этих стадий можно приступать к заготовке, производимой лесхозовскими лесниками под руководством лесничих.

Арендаторы обязательства по лесовосстановлению не исполняют, главная задача у них – получать прибыль.

Почему леса горят?

Уместно вспомнить ответы Василия Александровича Стародубцева, потомственного крестьянина, пожизненного работника села, созидателя и в течение ряда лет руководителя Агропромышленного союза России, члена-корреспондента Российской академии сельскохозяйственных наук. (Добавим: Герой, наш лауреат и в прошлом постоянный автор «Советской России.)

Вопрос редакции: – Василий Александрович, и ныне село как будто подпалили с двух сторон. Огромные пространства охвачены засухой, и повсеместно полыхают пожары. В бедствиях только ли природа виновата?

Ответ: Эти пожарища можно расценивать как наглядное олицетворение и символ разрушительной политики насаждения капитализма в нашей стране. Когда огненный вал катится по угодьям и оставляет после выжженную от горизонта до горизонта пустошь, то это всем видно и у всех вызывает ужас. Но огонь капиталистических «реформ» не виден, однако его пагубные последствия куда более ужасны. В пепелище и развалинах – вся страна!..

Многолетний сушняк на одичавших полях, сенокосах и пастбищах – как порох. Вспыхивает от случайной искры или от спички отупевшего любителя развлечений. Огонь перекидывается на лесные массивы и лесополосы.

Вопрос: – Случалось ли подобное в советское время?

Ответ:– И близко ничего похожего не было. Страна успешно развивала животноводство и укрепляла его кормовую базу. Выкашивали на сено все луга, поля и придорожные полосы, а многочисленные стада подбирали травы на неудобьях, в лесополосах.    

В 1990 году в состав Агропромышленного комплекса РСФСР входило тридцать тысяч совхозов и восемнадцать тысяч колхозов. Имели 35 тысяч пожарных машин – пожарных дружин, состоявших из специалистов сельского хозяйства.

Еще можно привести пример, как боролись в Белоруссии с лесными пожарами. 

И еще вот о чем пишет «Советская Россия» 6.08.2015 г. О необходимости бережного отношения к лесным и водным ресурсам требовательно говорит наука. Так, ученые из Великобритании (Университет по изучению растений в Кембридже) обнаружили четкую связь между сохранением лесов и здоровой популяцией пресноводных рыб. При этом выяснилось, что рацион рыб почти на 70% состоит из биомассы, которая приходит из деревьев. Органический углерод с деревьев, промытый в озерах, является чрезвычайно важным источником пищи для пресноводных рыб, обеспечивая их рост и развитие. Там, где больше растворенного лесоматериала, там больше бактерий и зоопланктона. Места с большим количеством зоопланктона дают самую большую и жирную популяцию рыб.

Чтобы спасти русский лес и вернуть его богатства народу, надо принять следующие меры:

– национализировать лесные и земельные угодья;

– отменить Лесной кодекс от 2006 года, восстановить кодекс советских времен;

– восстановить Федеральную службу лесного хозяйства;

– восстановить Государственный комитет по охране окружающей среды;

– восстановить базовый для отрасли Московский институт леса;

– восстановить министерства лесного хозяйства и лесной промышленности;

– лесное и сельское хозяйство неразрывно связаны между собой. Необходимо создать все условия для возрождения сел и деревень. Как это сделали в Белоруссии; восстановить колхозы и совхозы;

– в действующих лесотехнических вузах и техникумах ввести бесплатное обучение с гарантией выдачи стипендии всем успевающим студентам. Как и при советской власти, молодых специалистов направлять на места работы по распределению с предоставлением в течение трех лет бесплатного жилья;

– отменить Федеральный закон от 28.06.2021 г. №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», разрешающий выручку от экспорта леса оставлять в иностранных банках. При этом выручка от экспорта леса в страну не возвращается» («СР», от 22.07.2021 г. – профессор Катасонов);

– восстановить лесхозы и лесничества в том количестве, которые были до реформы 2006 г.;

– привлечь специалистов-лесоводов (лесничих) и лесников, еще оставшихся, работающих до реформы 2006 года. Закрепить за каждым лесником участки по нормам советского Лесного кодекса. Недостающих лесничих обеспечить из числа выпускников вузов и техникумов на момент восстановления;

– восстановить межколхозные лесхозы, вернуть ранее принадлежащий колхозам лесной фонд;

– освободить занятые бывшие конторы лесхозов, заброшенные – отремонтировать;

– вернуть базы, бывшие лесхозовские, обеспечить необходимой техникой и станочным парком;

– перенять опыт лесовосстановления и тушения пожаров у Белоруссии;

– восстановить леспромхозы.

А пока идет безалаберная распродажа и разграбление природных ресурсов России, как любого колониального государства.

Народ, проживающий на территории России, кому по праву должны принадлежать земля и ее недра, остается ни с чем.

Мы, простые смертные, видим только многочисленные железнодорожные составы, загруженные лесопродукцией и их отправку.

г. Слободской,

Кировская обл.

Владимир АЛТЫШЕВ,

ветеран лесного хозяйства

https://sovross.ru/articles/2271/57221