НАВСТРЕЧУ 100-ЛЕТИЮ СССР: О легендарной картине «Тихий Дон»

Кинокартина «Тихий Дон» — это экранизация бессмертного романа Михаила Шолохова, который был отмечен Нобелевской премией и вошел в число наиболее ярких произведений мировой литературы 20 века.

 «Тихий Дон» рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века: о сломанных судьбах миллионов людей во время Первой мировой войны, о трех российских революциях, о крушении устоев и идеалов донского казачества.

Идея экранизации романа родилась у режиссера Сергея Герасимова еще в 1939 году, но только в 1955 году Герасимов взялся за сценарий и прежде, чем представлять его Худсовету, отправился за рецензией и отзывом к самому Шолохову. Писателю сценарий понравился, следом за ним сценарий утвердил Худсовет — и Герасимов приступил к съемкам.

Съёмки трехсерийного фильма шли почти два года. Первые две серии отсняли за год, так как Герасимов старался успеть к 40-летию Великой Октябрьской революции, а ещё через полгода на экраны вышла третья серия.

Понимая, какая ответственность лежит на его плечах, режиссер очень внимательно отбирал не только актеров на главные роли, но и исполнителей ролей второго плана.

Он составил подробную картотеку кандидатур на все роли — от Николая II до кучера в доме Листницких. В результате собралось более 200 актеров, и решено было проводить коллективный кастинг. Из этих нескольких сотен человек отобрали лучших.

Так фильм нашел Людмилу Хитяеву, Зинаиду Кириенко, Бориса Новикова, Михаила Глузского, Игоря Дмитриева, Николая Смирнова, Петра Чернова, Вадима Захарченко, Михаила Васильева, Александра Шатова и других.

Элина Быстрицкая, исполнившая роль Аксиньи, нашлась сама. На тот момент она была широко известна советскому зрителю по фильму «Неоконченная повесть», но роль Аксиньи была ее сценической мечтой. В юности в Кировском театре она даже репетировала эту роль для студенческой постановки. Поэтому, узнав о съемках фильма, Быстрицкая сама позвонила Герасимову и буквально напросилась на пробы, которые с успехом прошла и была утверждена на роль.

Гораздо сложнее было определиться с выбором главного героя — Григория Мелихова. Было отсмотрено более сотни кандидатур: от маститых актеров до студентов театральных училищ.

Артиста Петра Глебова приглашали на съемки крайне редко и в основном в массовки. Вот и в тот день Глебов пришел на съемочную площадку «Тихого Дона» с целью сняться в массовке, именно там и заметил Герасимов его пронзительный взгляд, а потом услышал и голос. Сделали пробные съемки, показали Шолохову, и после первых же кадров тот воскликнул: «Это он!». Так был утвержден актер Петр Глебов на роль Григория Мелихова.

Съемки начались в августе 1956 года. Киноштаб, по совету Михаила Шолохова, расположился в городе Каменск-Шахтинский на берегу реки Донец. Там возвели хутор Татарский и господский дом Листницких, и даже вокзал Новочеркасска.

Глебов учился конному искусству, а Быстрицкая и другие актрисы до изнеможения стирали разные тряпки в холодной воде, чтобы превратить свои тонкие и очень изящные руки в огрубевшие от работы ладони казачки. Кроме того, главной кинозвезде пришлось поправиться на целых 15 килограммов, что оказалось для Быстрицкой сложной, но выполнимой, задачей.

В массовых сценах были задействованы местные казаки, а актеры все свободное от съемок время жили среди местных станичников, перенимая их речь, жесты и повадки.

Премьера первой серии фильма «Тихий Дон» состоялась 26 октября 1957 года. Как и было задумано режиссером Сергеем Герасимовым, картина была представлена широкой зрительской аудитории в канун 40-летия Великой Октябрьской революции.

 Вторая серия вышла на экраны 1 ноября 1957 года, а третья — 30 апреля 1958 года.

В год выхода на экраны картина «Тихий Дон» собрала почти 47 миллионов (!) зрителей. В 1958 году фильм был удостоен премии «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), премии на Международном кинофестивале в Брюсселе и на Всесоюзном фестивале в Москве.

По версии читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» на протяжении двух лет — в 1957 и в 1958 годах — считался лучшим советским фильмом.

Подготовила к печати А.Романова.