Год педагога и наставника вступил в свои права
О том, что 2023-ий посвящается людям подвижнического труда – педагогам, наставникам подрастающего поколения – стало известно ещё летом прошлого года, когда вышел в свет соответствующий указ президента. Позже появилась обширная программа мероприятий в честь героев года — выставки, конкурсы, олимпиады. Образовательное сообщество, во многом уже разочаровавшееся и уставшее от «реформ», всё же снова живёт в ожидании чудес от властей: а вдруг не только на словах, но и на деле начнут решать проблемы учителей, школ, детей?
В Госдуме депутаты фракции КПРФ, хорошо знающие, как живётся сегодня педагогам, из года в год выступают с инициативами социальной защиты учителей, повышения им зарплаты, замены соросовских суррогатов на новые содержательные учебники единого образца по истории, литературе, русскому языку, географии.
В этом году коммунисты вновь будут настаивать на принятии законопроекта «Образование для всех», разработанного лучшими народными представителями, — учёными Олегом Смолиным, нобелевским лауреатом Жоресом Алфёровым, первым вице-спикером Госдумы Иваном Мельниковым (все — фракция КПРФ). В 2012 году он был альтернативой правительственному проекту «Об образовании в РФ», за которым маячили фигуры не очень, мягко говоря, авторитетных министров образования Фурсенко, освистанного академиками РАН, и Ливанова, услужливо проталкивавшего угодный властям документ, вызвавший среди педагогов отрицательную реакцию. За вариант, предложенный КПРФ, высказывались письменно и в интернет-пространстве миллионы граждан, они просили думцев, министерских чиновников поддержать «Образование для всех». Но, «Единая Россия» своим депутатским большинством проголосовала за идеи Фурсенко-Ливанова – взращивать потребителей вместо творцов. Так и покатилась российская школа по пути подражания Болонской системе с введением ЕГЭ и превращения обучения и воспитания в «оказание услуг».
Ели бы думское ЕдРо-большинство прислушалось к голосу разума и доводам О.Н.Смолина в 2012-ом, отдав предпочтение проекту «Образование для всех», то сегодня наша школа, педагоги и наставники не имели бы многих проблем, о которые они все эти годы ежедневно и ежечасно спотыкаются.
Может ли что-то измениться в лучшую сторону для образовательного сообщества в Год педагогов и наставников? Прогнозирует Олег Николаевич Смолин, первый заместитель думского комитета по науке и высшему образованию, доктор философских наук, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех»:
— Должен сказать, что в 2010-ом, объявленном Годом учителя, ничего для учителей и школы реально не было сделано. Удачнее был 2012-ый, когда появились известные майские указы, включая 597-ой. В тот же год была выплачена учителям более-менее нормальная зарплата в пересчёте на цены, и на реальную нагрузку. Но, с тех пор нагрузки у учителей постоянно росли. Например, в моём родном Омске нагрузка учителя составляет 2,01 ставки, т.е., средний учитель ведёт не 18 уроков в неделю, как положено, чтобы он мог готовиться к урокам, заниматься воспитанием детей и саморазвитием, — а все 36!
Когда же жить? И это вопрос, который касается не только учителей. Это вопрос, который касается наших детей и внуков. Если учитель замучен тяжёлой неволей, то качества образования быть не может. А такая ситуация не только в моём родном Омске, но и по всей РФ, за исключением 10-ти регионов, где самодостаточные бюджеты и указ президента от 2021 года исполняется.
В бюджете 2023 года, расходы на образование увеличены чуть больше, чем на 10%. Но, цены за прошлый год, выросли на 12,5%. Получается, что заложенные расходы на образование – ниже официального роста цен. А мы-то знаем, что на самом деле цены растут быстрее, чем заявляет чудодейственный Росстат.
Оплата труда педагогов-наставников в вузах с 1 января увеличивается на 8,7% — опять же почти в полтора раза ниже, чем выросли цены. Но, это — федеральные вузы. А как будет в регионах, — зависит от возможностей их бюджетов. Потому выставки, конкурсы и прочая прелесть – замечательно, но, если останется всё та же крайне низкая оплата труда учителей, — кадрового кризиса в образовании нам не миновать.
Со Смолиным соглашается Александр Викторович Снегуров, историк, заслуженный учитель России, профессор:
— Учителей уже катастрофически не хватает в школах малых городов и в сёлах, потому что не более, чем половина выпускников педвузов идёт работать по специальности. Упрекать за это молодых специалистов трудно, зарплата учителя нищенская, на неё даже одному человеку трудно прокормиться, не то что семье. Максимум, что в глубинке учителя получают – 20-25 тыс. рублей. А бывает и того меньше.
Приглашённые КПРФ эксперты – профессора, педагоги с многолетним стажем, аналитики образовательной сферы Александр Викторович Снегуров, Ирина Георгиевна Минералова, Виктор Викторович Панин, выступая на «Красной линии», в один голос указывали на многочисленные упущения, произошедшие за последние десятилетия в области образования, воспитания школьников, в отношении педагогов, что уже сказалось самым негативным образом на знаниях, уровне образованности молодёжи.
Ирина Георгиевна Минералова:
— Приходит учитель, который отработал всю жизнь в школе, а пенсия его – 11 тыс. рублей. Вдумайтесь: учитель начальных классов по выслуге лет получает 11 тыс. рублей! Это оскорбительно не для педагога, а, прежде всего, для государства. Если мы будем думать: да, ну что там в этой началке? – то ничего с места не сдвинется. Сегодня вопрос образования и воспитания для России – системный. К учителю начальных классов надо относиться, как к мастеру, обеспечивающему национальную безопасность страны. Если кто-то думает, что решают всё современные технологии, — тот глубоко ошибается. Без учителя, без наставника не будет у нас достойного общества.
Эксперты единодушно высказались за совершенствование обучения детворы непосредственно в школе, а упование на дистант они считают ошибочным. В школе, в коллективе, в общении со сверстниками и в прямом диалоге с педагогами может формироваться полноценная личность.
Эксперты считают, что социальное неравенство, расслоенность по имущественному признаку, отсутствие идеологических ориентиров также пагубно сказывается на формировании духовности, моральных принципов будущего гражданина.
С тревогой эксперты говорили о насилии, всё больше охватывающем нашу школу. «Мы ещё не обогнали Америку по этой части, но приближаемся», отмечали они. Страдают от этого все – учащиеся, педагоги, родители. За последние годы несколько трагедий потрясли наши учебные заведения. Учителя во всех случаях спасали ребят, были настоящими героями.
Вот примеры наиболее громких трагедий:
11 мая 2021 года в гимназию №175 в Казани ворвался 19-летний бывший ученик этой школы Ильназ Галявиев и начал расстреливать учеников, учителей, взорвал бомбу. Погибло 9 человек, в том числе — педагоги: Венера Айзатова, 55 лет, учительница начальных классов, она пыталась остановить злодея, встала у него на пути и погибла. В школе у Венеры был большой авторитет, ее уважали и любили. Это огромная потеря.
Эльвира Игнатьева – учитель английского языка, ей было 25 лет, пользовалась уважением у детей и родителей. Эльвира хотела спасти ребят, преградила убийце путь и погибла.
Массовое убийство было совершено в средней школе № 88 утром 26 сентября2022 года в Ижевске. Стрельбу открыл Артём Казанцев 1988 г.р., выпускник этой же школы, потом он покончил с собой. В результате стрельбы погибли 18 человек, из них – трое учителей. По словам очевидцев, учителя спасали детей.
Массовое убийство произошло днём 17 октября2018 года в Керченском политехническом колледже. Нападавший — 18-летний студент колледжа Владислав Росляков. Он произвёл взрыв, а потом расстреливал своих сверстников и преподавателей. От его рук погиб 21 человек. Это был крупнейший по количеству жертв расстрел в учебном заведении в новейшей истории Европы. Считается, что Росляков подражал действиям убийц, атаковавших в апреле 1999 года школу «Колумбайн». Вот какие «идеалы» оседают в неокрепших юных умах, если иных ни государство, ни школа, ни семья не предлагают.
Почему в советских школах, вузах, техникумах, училищах подобного не было? Ответ – в книге «Сердце отдаю детям» талантливого советского педагога с Украины Василия Александровича Сухомлинского:
«Я твёрдо верю в могучую силу воспитания – в то, что верили Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, другие выдающиеся педагоги. …В детстве начинается длительный процесс познания – познания и умом, и сердцем – тех нравственных ценностей, которые лежат в основе коммунистической морали: безграничной любви к Родине, готовности отдать жизнь за её счастье, величие, могущество, непримиримость к врагам Отечества».
Сегодня эти слова особо актуальны. Но, в школах они не звучат. Не потому, что педагоги не хотят именно так воспитывать детей, а потому, что от них требуют иное. И платят за рабскую покорность гроши. Но, в наших педагогах не угасли чувства добра и гуманизма. Они спасали детей, когда им грозила смертельная опасность, не задумываясь о своей жизни.
Но, как вернуть в наши школы то, что воспитывалось, что жило в душах учащихся, учителей, советских людей во времена СССР? Размышляет О.Н.Смолин:
— Мы регулярно обсуждаем, почему в России происходят акты публичного насилия в школах? Я говорил о том, что в Канаде или в Европе этих фактов очень мало. А вот в штатах и в России – довольно много. В чём причина? На мой взгляд, одна из причин заключается в том, что крайне жёсткая конкурентная среда в обществе, в том числе и в интернете, и в СМИ. Успех, успех любой ценой стал культом, который насаждается среди детей. Успех – это хорошо. Но целью человеческой жизни является, как мы знаем, счастье.
Известно с 18-го века, что люди есть продукт не только воспитания, как целенаправленной деятельности, но, и общественной среды. И в этом смысле общественная среда в нашей стране неблагоприятна для образования.
Есть прямая связь между уровнем доходов и образованием. Бедных в России вовсе не 10-12%, как говорит правительство, а до 38-39% — по социологическим опросам. Бедность – не полезна для образования.
Образование в России по Конституции и закону бесплатное. Но, по крайней мере, в части подготовки к ЕГЭ становится всё более платным. 70% всех детей готовятся к этому экзамену с репетиторами, а в крупных городах, как минимум, 90% школьников занимаются с репетиторами.
Сказывается, конечно, высокий уровень социального неравенства. Когда дети видят, что у одних есть всё, непонятно, за что, а у других – от трудов праведных не нажито палат каменных, то это тоже не стимулирует хорошо учиться и впитывать высокие идеалы.
Поэтому, отвечая на вопрос, что с этим делать, заявляю: надо менять курс социально-экономической политики, как минимум, — образовательной политики. Мы, фракция КПРФ, на этом настаиваем.
Школа будет стараться сеять разумное, доброе, вечное. Но, если почва не удобрена, высохла, то сеять будет очень трудно.
Может, в Год педагога и наставника руководство страны начнёт удобрять образовательную ниву не только программами и кричалками о высоком предназначении учителя, а истинным уважением к педагогам и наставникам, к их труду и достойным его вознаграждением.
Галина Платова.