НАВСТРЕЧУ 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. Строительство Транссибирской железной дороги

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления.

По данным сельскохозяйственной переписи 1917 г., в пределах Иркутской губернии и Забайкальской области насчитывалось 61981 «инородческое» хозяйство с населением 284277 чел. Царизм, как известно, «инородцами» называл бурятское население.

 Со  строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, развивалась угольная промышленность, вместе с тем усиливалась и эксплуатация рабочих.

К строительству Транссибирской железной дороги было привлечено огромное количество рабочих рук: крестьяне со своими лошадьми, повозками и рабочим инвентарем, множество наемных рабочих из самых разных концов России, ссыльнопоселенцы и ссыльнокаторжные.

Работа велась одновременно на многих участках будущей магистрали, и дорогу удалось построить за сравнительно короткий промежуток времени. К 1900 г. однопутная железная дорога подошла к обоим — западному и восточному — берегам Байкала, что позволило открыть сквозное железнодорожное сообщение из европейской части России к берегам Тихого океана.

Через Байкал железнодорожное сообщение осуществлялось при помощи парома; для этой цели за рубежом был закуплен ледокол «Байкал», на котором после сборки на озере были уложены железнодорожные рельсы. Вагоны перегонялись на баржи-паромы, на которых также были уложены рельсы.

 В 1912 г. протяженность Забайкальской железной дороги составила 1702 версты. С 1900 по 1905 г. был построен Кругобайкальский участок дороги — самый сложный отрезок Транссиба, а в 1908-1915 гг. были построены вторые пути.

Ввод в эксплуатацию Транссибирской магистрали повлиял на все стороны жизни общества: экономику, социальное, политическое и культурное развитие. В связи со строительством Транссиба постепенно меняется идеология отношения царизма к Сибири вообще и Забайкалью в частности.

Сибирь, считавшаяся сырьевым придатком, начинает восприниматься как военно-стратегический и торгово-промышленный плацдарм на востоке страны. Поэтому не случайно модернизация осуществлялась при «решающей роли государства в финансировании и управлении индустриальным сектором экономики».

К началу первой мировой войны в Западном Забайкалье насчитывалось 210 промышленных предприятий, из них 67 казенных. Наиболее крупными были Верхнеудинское железнодорожное депо и железнодорожная станция (700 человек), железнодорожные станции Танхой, Мысовая, Петровский Завод, Хилок.

Частных предприятий насчитывалось 143, в т. ч. в обрабатывающей промышленности — 91, в горнодобывающей — 49, включая 42 золотых прииска. Все частные предприятия были мелкими и полукустарными.

Создавались предприятия по производству стройматериалов. Кроме лесозаводов работал Заиграевский цементный завод, самое крупное промышленное предприятие Западного Забайкалья дореволюционного периода с числом рабочих до 400 человек, несколько новых кирпичных и других заводов.

Для обслуживания железной дороги были созданы железнодорожные депо и мастерские, ставшие важными промышленными предприятиями края. Увеличилось количество предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в частности мукомольное производство, кожевенные заводы.

 Бурно развивались города и поселки Верхнеудинск, Баргузин, Селенгинск, население которых за период с 1897 по 1911 г. выросло в 2-3 раза.

Продолжение следует.

Подготовил к печати В. Сергеев.