И уголовная, и материальная ответственность

Не пойман — не вор?

Законопроект разработан для реализации постановления Конституционного суда. В апреле суд признал не соответствующими Конституции положения ряда статей Гражданского и Уголовного кодексов. Сейчас эти статьи не позволяют обеспечить возмещение имущественного вреда автомобилю при так называемом «совместном угоне», если личность одного из угонщиков не установлена. Например, автомобиль угнал один человек, и его личность установили. Затем он продал машину или за руль сел его напарник. В случае принятия законопроекта, если дальнейшая судьба машины неизвестна, то возмещать ущерб будет угонщик, личность которого установлена.

Поводом для разработки законопроекта стал конкретный прецедент. В Конституционный суд обратился житель Астрахани Владимир Кряжев. По словам заявителя, суды отказались взыскивать ущерб за его угнанный автомобиль. В решениях указывалось, что автомобиль стал предметом двух последовательно совершенных, но самостоятельных преступлений — угона и кражи. Угонщиков, которых поймали, судили по статье 166 Уголовного Кодекса (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения).

Машину, брошенную угонщиками, так и не нашли, и предварительное следствие по делу, возбужденному по статье 158 Уголовного Кодекса (кража), было приостановлено из-за того, что не был установлен обвиняемый. Виновным в причинении имущественного ущерба, как отметил суд, может быть признано только лицо, совершившее кражу.

И уголовная, и материальная ответственность

Поправками предлагается дополнить Гражданский Кодекс положением о том, что правила о возмещении вреда применяются, если в случае угона автомобиля гражданин создал условия для повреждения машины или кражи другими лицами. Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак считает предложение Министерства юстиции обоснованным. «Изначально сам угон — это посягательство на имущество граждан, — сказал парламентарий. — Так что угонщик должен нести всю ответственность, и уголовную, и материальную». Депутат отметил, что сейчас угонщик несёт уголовную ответственность, независимо от того, как дальше развивалась ситуация.

В Комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству нам пояснили, что уже сейчас угонщик возмещает ущерб за угнанный автомобиль. Что касается конкретных судебных дел, которые заканчиваются не в пользу потерпевшего, здесь надо прежде всего совершенствовать правоприменительную практику и повышать грамотность судей.

Закон будет удобным для граждан

«Наша позиция состоит в последовательной защите прав потерпевших от преступлений, мы с каждым годом наращиваем число процессуальных гарантий для них», — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский. Ключевым вопросом является возмещение вреда, особенно для преступлений, которые касаются большого числа наших граждан, — например, угона машин.

«Когда в конкретных примерах обнаруживается несовершенство законодательства, мешающее возмещению вреда, причиненного преступлением, мы должны исправить законы, сделать их удобными и полезными для защиты прав потерпевших», — подчеркнул Пинский. Комитет поддерживает предложение взыскивать ущерб с известного преступника, даже если неизвестны другие. Вопрос в том, как это реализовать в нормативном смысле, какие формулировки заложить в законы. «Идею этого законопроекта мы поддерживаем, а конкретные решения готовы вырабатывать в ходе его обсуждения», — подытожил парламентарий.

За первое полугодие 2015 года в России совершено около 20 тысяч угонов транспортных средств, из которых большая часть краж пришлась на легковые автомобили. Более трети всех угонов случилось в Москве и Санкт-Петербурге. Следом идет Московская область, Свердловская область и Красноярский край. Самыми популярными легковыми автомобилями у угонщиков являются «Лады». Далее идут японские марки Toyota и Mazda.

Мария Соколова

Самые угоняемые машины России

  1. ВАЗ
  2. Toyota
  3. Mazda
  4. Nissan
  5. Renault
  6. Kia
  7. Ford
  8. Hyundai
  9. Mitsubishi
  10. Honda
  11. Land Rover
  12. BMW
  13. Chevrolet
  14. Mercedes-Benz
  15. Volkswagen

Источник: http://www.pnp.ru/news/detail/101575