Сверхприбыли и тарифы
Лидер забайкальских коммунистов, руководитель фракции КПРФ в Заксобрании края Юрий Гайдук участвует в дискуссии на тему альтернативной котельной.
За столом в студии трое экспертов. Остальные именные таблички так и остались стоять нетронутыми. Приглашение проигнорировал и главный виновник торжества – «ТГК-14». Первым свое мнение на тему альтернативной котельной высказывает экономист Евгений Касьянов. Обращает внимание на опыт других городов, тех же Ульяновска и Хакасии, где уже внедрено подобное новшество.
Евгений Касьянов, экономист: «Везде приводят к одному и тому же – к резкому, примерно на 20%, повышению тарифов, и к тому, что там начинаются социальные протесты, социальные недовольства. Рост тарифов неизбежен, а если нет роста тарифов, для чего это все затевать, причем нужно понимать одну вещь: эти тарифы устанавливаются единой теплоснабжающей организацией, здесь никакого РСТ нет, как они установили, некие расчеты, подписали договор с муниципальным образованием, дальше ни муниципальное образование, ни РСТ в разборках не участвуют, я считаю, это удобно для краевых властей, а мы туда всё отдадим, и дальше касаться ничего не будем».
Получается, командовать парадом будет только единая теплоснабжающая организация, сокращенно ЕТО. В Чите это «ТГК-14», ее руководство постоянно жалуется на то, что предел тепловых мощностей достиг своего максимума. В модернизацию сетей компания вложит 15 миллиардов рублей, о чем сообщил председатель совета директоров «ТГК-14» Константин Люльчев. Аппетит разыгрался не на шутку.
Евгений Касьянов, экономист: «Откуда эта цифра? К сожалению, у нас в крае порочная практика сначала делать заявление, получать под эти заявления деньги, а потом говорить: мы проект делали, по газификации, по школам будущего… Сначала нужно представить проект модернизации. Проект обсужден с общественностью, экспертным сообществом – вот тогда можно говорить. Нам же важно получить устойчивое надежное теплоснабжение в городе».
Проблемы сетей, как продолжают эксперты, не в генерирующих мощностях, а в самих сетях. В конце 90-х, во время точечной застройки жилыми домами, были допущены градостроительные ошибки – коммуникации растягивались. Варианты модернизировать сети – есть. Сегодня недостаток финансирования отмечается именно на сетях в районах края. Как предлагают приглашенные эксперты, необходимо возродить на краевом уровне единую программу реконструкции всего теплового хозяйства региона.
Подобная попытка однажды была, и «ТГК-14» уже тогда ощутили неприятное давление сдерживающих их рамок. Сегодня компания хорошо зарабатывает на своих потребителях. В 2023 году компания увеличила выручку на 18%. Чистая прибыль увеличилась с 671 млн рублей до 1,5 млрд. Впечатляет? Урожайным был и 2022 год. Рост выручки и чистой прибыли тогда составил свыше 610 миллионов рублей. Вот только желания вложить эти деньги в ремонт изношенной инфраструктуры у компании тогда не возникло. Зато все деньги в виде дивидендов получили топ-менеджмент и акционеры. Львиная доля доходов тогда ушла двум основным акционерам. К слову, в прошлом году они также получили дивиденды, и даже решение суда о необоснованных тарифах, которое на тот момент уже было у них на руках, не сыграло абсолютно никакой роли. Личный доход – это святое.
Микаил Гойгов, руководитель УФАС по Забайкальскому краю: «Не могут они получать сверхприбыли при том, что мы помним, какая была инфляция в прошлом году, и они получают прибыль либо не предусмотренную, либо сверх, которые заложены были в тариф, значит, сэкономили, где-то недоделали. Сегодня мы не услышали последствия этого, а завтра услышим, 30% изношенных сетей, сегодня 30 завтра 40%. Мы придем к тому, к чему пришел ЗабТЭК в районах. У нас и по Борзе сколько аварий было, и в моем понимании, если субъективно брать, вопросы не в повышении тарифа, а реализации тех программ, которые заложены в тариф и в том, что никто в этом направлении не работает, да РСТ смотрит, проверяют насколько инвестиционные прошлогодние программы были реализованы на документах, только на документах, а реализованы ли реально, в этой части кто контролирует?..»
Юрий Гайдук, депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «Уже середина апреля, и ваши специалисты должны сказать – сверхприбыль в «ТГК-14» полтора миллиарда получилась потому-то и потому-то. Мы подали дело в прокуратуру. Это да, это специалисты».
Микаил Гойгов, руководитель УФАС по Забайкальскому краю: «Если мы начнем контролировать с нашей стороны, это будет превышение полномочий и наоборот прокуратура к нам придёт».
– У вас же есть специалисты, которые могут проанализировать. Так проанализируйте, почему сверхприбыль-то получилась.
Юрий Гайдук с присущей ему смелостью озвучивает – в регионе абсолютно нет контроля над тарифами. Половину цифр, которые преподносят представители «ТГК-14» – закрыты. Откуда они берутся, непонятно никому. Как и то, почему расходы, которые абсолютно не связанны с теплоснабжением, закладываются в тариф. В итоге хотелки монополиста оплачивают все, кроме самого монополиста.
Юрий Гайдук, депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «Мы говорим, что получаются сумасшедшие прибыли, но извините, даже в советское время закладывался в тариф определенный процент, должно быть у тебя 15% прибыли и не более того, в советское время закладывалась в эксплуатацию заработная плата и тоже определенный уровень. Сегодня эти проценты неконтролируемы, и монополисты типа «ТГК-14» чувствуют себя вне всякого контроля».
Анжелика Панибрашина, корреспондент: «Вот мы говорили про контроль над деятельностью. В Бурятии, например, жалуются на то, что происходит полное отсутствие контроля над деятельностью компании-монополиста со стороны чиновников и общественности. За все время работы ТГК не подготовили никакой документ, который мог бы контролировать их работу и привлечь к ответственности при несоблюдении условий. Как в нашем регионе, кто может контролировать ресурсника-монополиста?»
Евгений Касьянов, экономист: «Контроль должна осуществлять та организация, которая заключает договор. Муниципалитет не в состоянии проконтролировать ремонт улицы Новобульварная, которая превратилась в Елисейские поля, а как они будут контролировать «ТГК-14»?
Микаил Гойгов, руководитель УФАС по Забайкальскому краю: «Сейчас я бы подождал экспертного заключения, это предложение было вынесено на уровне специалистов, которые проанализировали данную ситуацию, надо отметить это и на уровне правительства РФ. Здесь можно было бы получить адекватный анализ от РСТ, насколько будет разница между предполагаемыми тарифами, которые мы увидим и с появлением новой системы с переходом на альткотельную. Если будет значительный рост, нужно забить в колокола, и в эти колокола должны бить само РСТ, они заинтересованы в сдерживании тарифов».
И пока одни пытаются анализировать, представители «ТГК-14» не дремлют – спешно шлют предпринимателям «письма счастья» – уведомления о переводе на новые тарифы.
Анжелика Панибрашина, корреспондент: «Что необходимо в срок до 21 апреля предоставить в адрес «ТГК-14» заявление на заключение договора о теплоснабжении. Как это понимать?»
Микаил Гойгов, руководитель УФАС по Забайкальскому краю: «Про эти уведомления мы тоже не слышали, не было информации, в связи с тем, что вы зачитали это с новой ценовой зоной и которая регулируется своими НПА, решили новые договоры заключать»
Юрий Гайдук, депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «Скорее всего с бизнесом связано, а не с населением… Гонять тарифы в сторону увеличения – это неправильно будет, вы же понимаете, мы и так депрессивный регион, и люди уезжают не потому, что им не нравится Забайкалье, а просто жить невыносимо здесь».
По видеоматериалам ИА «Заб.РУ»