Национальная тема

Кто стоит за информационными вбросами про так называемый «осинско-боханский клан» и зачем лидеру бурятских коммунистов пытаются приклеить ярлык «националиста»? Об этом сенатор Вячеслав Мархаев в интервью АРД на национальную тему.

О бурятском ОМОНе

— Вячеслав Михайлович, на Вас особенно в последнее время в публичной и непубличной сфере старательно пытаются навесить ярлык «главного бурятского националиста». С чем, на Ваш взгляд, это связано?

— В открытых публикациях и публичных высказываниях представителей власти такое происходит нечасто, но в каких-то анонимных комментариях, вы правы, это, конечно, заметно. Но это же не новое явление. Такие попытки были и при прежнем президенте республики, и их корни уходят еще в 1998 год, когда возникла конфликтная ситуация с Атласом тибетской медицины.

Тогда я был командиром бурятского ОМОНа и, обладая определенной информацией, считал, что вывоз тибетского атласа из России — это дело рук западных спецслужб, в чистом виде экономический шпионаж.

Я напомню, что в мире существуют всего три варианта Атласа тибетской медицины. Бурятия обладает наиболее полным его вариантом. Атлас содержит рецептуру для лечения, насколько я помню, более тысячи различных заболеваний. В том числе, как выяснилось, и СПИДа. Тогда представители нашей Сангхи (Буддийская традиционная Сангха России, БТСР — ред.), опираясь на знания, почерпнутые из атласа, здесь в России и за ее пределами, в частности, в странах Юго-Восточной Азии активно вели обучение буддистских священников. Одной из целей такого обучения было то, чтобы они в дальнейшем смогли расшифровать в Атласе тибетской медицины все, что до сих пор не расшифровано. И позиция Сангхи тогда было однозначной — не вывозить.

И когда власти республики дали нам указание обеспечить вывоз тибетского атласа, я принял решение не исполнять данный приказ. Я сказал, что это не наша задача, хотя как командир спецподразделения обязан был выполнить приказ начальника. В то время министром внутренних дел Бурятии был Иван Калашников. Свое решение я согласовал с личным составом ОМОНа, и мы все приняли общее решение не выполнять не свойственные нам функции. Как известно, тогда в операции по вывозу Атласа участвовал не наш ОМОН, а другие спецподразделения.

Собственно, с того момента мне и приклеивают ярлык националиста. В дальнейшем это продолжилось и при новом министре внутренних дел Цукруке, который в итоге был осужден за злоупотребления, и при новом главе Бурятии.

— Отряд ОМОН МВД Бурятии был интернациональным?

— Да, конечно. Соотношение бурят и русских в отряде было примерно 60 на 40 процентов. Кстати, мне почему-то приписывают то, что я подбирал в отряд, якобы, только бурят. Но ведь этого не было. При формировании отряда никогда не стояла задача отбирать по национальному признаку. Во-первых, в отряд люди приходили по желанию. Те, кто приходил, сдавали все необходимые психологические тесты, нормативы по физической подготовке, писали диктант на знание русского языка, были требования наличия спецподготовки. Это преимущественно служба в армии, во внутренних войсках, войсках ФСБ и спецподразделениях. То есть, подбор проводился только по этим параметрам, но ни в коем случае не по этническому признаку.

В дальнейшем после наших командировок в Чеченскую республику тоже были обвинения в том, что Мархаев жалеет и защищает чеченцев. Дело в том, что мы всегда, и в первую, и во вторую чеченскую кампанию, где бы ни находились всегда помогали мирным жителям, пресекали случаи мародерства со стороны представителей федеральных структур. Дислоцировались мы в разных местах республики — Ведено, Серноводск, Ассиновская, Шали, Атаги, Чечен-Аул, Белгатой, Новогрозненский, Дуба-Юрт и других.

на фото: командир ОМОН МВД Бурятии Вячеслав Мархаев

Мы — милиционеры! И где бы мы ни были, — в Бурятии, Чеченской республике или еще где-то, — должны обеспечивать безопасность российских граждан, поддерживать общественный порядок, пресекать попытки совершения преступлений и разного рода нарушений. В том числе, и по отношению к чеченскому населению. Такие преступления, как, например, мародерство нами, естественно, пресекались. Даже боевики знали, что там, где стоит отряд ОМОНа из Бурятии, таких преступлений не будет. Личный состав нашего отряда добросовестно выполнял поставленные перед нами задачи. Нас даже сами чеченцы называли самым справедливым и мужественным из всех подразделений федералов, знали, что наша команда самая трезвая и не устраивает поборов.

— Ваши бойцы в Чечне не пили, что ли?

— Вы удивляетесь, но так было на самом деле! Начало создания нашего отряда — апрель 1993 года. За кратчайшие сроки было создано боеспособное подразделение, которое многие годы было в пятерке лучших ОМОНов России по основным оперативно-служебным показателем. В чеченских командировах личным составом уделялось большое внимание профессионализму и дисциплине. И употребление спиртных напитков в условиях войны считалось чрезвычайным поступком. Придя, на чеченскую землю с оружием в руках представители многонационального отряда бурятской милиции не теряли человеческого лица.

В целом же, определенные круги и тогда пытались меня дискредитировать, искали компрометирующие факты. Эти люди хотели навязать общественному мнению свои подозрения в том, что я такой хороший и защищаю чеченцев не потому, что добросовестно исполняю свои обязанности, а потому что я сам нацмен.

Об осинско-боханском “клане”

— Сейчас власти усиленно вбрасывают в публичное поле информацию о некоем «осинско-боханском клане». Этот «клан» представляют как некую хорошо организованную, сплоченную группу людей, действующих с определенной целью — захватить власть в республики и рассадить везде на руководящие посты своих людей. Существует ли в Бурятии такое явление как «осинско-боханский клан»?

Для меня вообще неприемлемо слово «клан». Мы были и остаемся единым бурятским народом. И я этим горжусь. Но у каждого района республики в Улан-Удэ есть свое землячество, — общественная организация, куда входят добровольно. Такое землячество есть и у осинцев с боханцами, они не исключение, и у выходцев из других районов Бурятии и Иркутской области. Наши бурятские землячества, в деятельности которых участвуют не только буряты, есть в крупных городах России и по всему миру.

А вообще у этого недоразумения, а может быть, умышленной дезинформации о каких-то опасных бурятских «кланах» есть своя предыстория. В свое время ни кто иной как Цукрук (Михаил Цукрук, бывший министр внутренних дел Бурятии, впоследствии осужденный за злоупотребления на два года условно — АРД) написал на меня донос. Там было написано, что я являюсь руководителем «национал-патриотического движения «Нютаг»! (смеется) Это наше осинско-боханское землячество так обозвали…

Я ему тогда сказал: как это понимать? Если у Вас есть ко мне какие-то вопросы, то задавайте. Причем здесь землячество? Осинско-боханское землячество «Нютаг», занимается вопросами помощи детям, ветеранам, а также вопросами связи земляков со своей «малой родиной». Этим занимаются все бурятские землячества, которые действуют в Улан-Удэ, а их здесь более двадцати!

Понятно, что Цукрук, называя обычное бурятское землячество «национал-патриотическим движением», сознательно хотел ввести руководителей в Москве в заблуждение, придать деятельности осинско-боханского землячества некий политический характер, а меня выставить националистом. Может быть, за пределами Бурятии эта глупость человека, который плохо знает республику, как-то может еще восприниматься. Но когда наши руководители, некоторые из которых сами родились и выросли здесь, говорят жителям республики об осинско-боханском землячестве как о каком-то «клане» — это уже серьезное отклонение.

Конечно же, когда мою деятельность связывают с осинско-боханским «кланом», то это информация, искусственно насаждаемая властью республики. У некоторых известных персонажей с уст не сходят мои, якобы, трайбализм, клановость и вождизм. Цель их понятна.

О властном клане

— Это какие-то конкретные люди?

— Эти персоналии известны. Сегодня в руководстве республики есть немногочисленная группа, которая определяет кадровую и информационную политику, экономику и финансы. Все эти четыре составляющих в руках этих людей, которые и представляют собой настоящий клан. И эти люди переносят свои модели поведения на меня и на членов КПРФ, в которой я состою. И почему-то на моих земляков!

Это происходит потому, что они видят для себя угрозу совсем не в выходцах из Осы и Бохана, а как раз в нашей партии, которая во всех выборных кампаниях является единственным реальным оппонентом власти, и в России в целом, и в нашей республике. Именно КПРФ является реальной политической силой, которую стараются расколоть по национальному признаку, поссорить между собой русских и бурят, одних бурят с другими.

Цели этого, так называемого, властного клана Наговицына-Носкова очевидны и лежат на поверхности — любыми способами удержать в своих руках власть, пусть даже ценой нарушения межнационального мира в нашей республике. С этой целью ими и подбрасываются в информационное поле измышления об «осинско-боханском клане», «националисте Мархаева» и прочее.

Вы же помните, как «правозащитник» Бато Багдаев говорил о том, что после Украины следующий Майдан будет в Бурятии! (смеется) И совершаться он будет якобы силами иркутских бурят, замысливших свергнуть честную власть в лице Наговицына и Носкова. Смысл этой провокации был в том, чтобы поссорить, во-первых, бурят с русскими, во-вторых, западных бурят с восточными. Сейчас придумали «осинско-боханский клан», видимо, чтобы поссорить между собой иркутских бурят!

Об иркутских бурятах

— Назовите, пожалуйста, известных бурят, которые являются выходцами из Осинского и Боханского районов?

— Из активистов Осинско-Боханского землячества можно назвать почетного председателя землячества, заслуженного тренера России по вольной борьбе Валерия Николаевича Иванова. Это выдающийся тренер, который подготовил чемпиона Европы и обладателя Кубка мира Олега Алексеева, двукратного чемпиона России и Первых Европейских игр Александра Богомоева и других прославленных спортсменов. Я тоже его ученик. Руководит землячеством предприниматель Виктор Анганов. Еще одним почетным председателем является Владимир Борисович Прокопьев, экс-министр культуры республики, председатель Общественной палаты РБ.

Из известных в разных областях людей можно назвать Степана Владимировича Калмыкова. Он родом из села Бильчир Осинского района. Это уникальное село, из которого вышли шесть ректоров вузов в разных городах России — Улан-Удэ, Иркутске, Санкт-Петербурге. Трое из них возглавляли вузы в столице нашей республики. Это Иван Батудаев, Василий Филиппов и сам Калмыков.

Есть другие известные ученые — известный этнолог Сергей Петрович Балдаев, доктор исторических наук Тарас Максимович Михайлов, доктор филологических наук Михаил Иннокентьевич Тулохонов, известные историки Никифор Петрович Егунов, Ефрем Егорович Тармаханов. Среди наших земляков известная актриса Надежда Казаковна Петрова, одна из первых заслуженных артистов России, выдающаяся балерина Лариса Петровна Сахьянова, прославленный боксер Веллингтон Иннокентьевич Баранников, шестикратный чемпион СССР Клим Самсонович Олзоев и другие.

Вообще исторически это был один район, Боханский. 40 лет назад его разделили на два района, но у многих осинцев, особенно пожилого и среднего возраста, в документах написано, что они родились в Боханском районе.

В этническом плане картина такая, что в Аларском, Нукутском районах, которые раньше тоже были в составе одного Аларского района, есть рода, тоже относящиеся к булагатам, но большинство там составляют хонгодоры, живущие сейчас также на территории Бурятии — в Тунке и Закамне. Эхириты живут в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Ольхонском районах Иркутской области, в Баргузинском и Курумканском районах Бурятии. Известно, что ашебагаты и хори тоже в свое время переселились с западного на восточный берег Байкала. Так что разделение бурят на восточных и западных исторически весьма условно.

— А бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев тоже осинско-боханский?

— Он из Эхирит-Булагатского района. Не надо всех приписывать к Бохану! (смеется) В общем достойных сыновей Бурятии, выходцев из Иркутской области немало, и они вносят свой вклад в развитие нашей общей Бурятии. Аларь, например, это родина семьи Матхановых, Валерия Халанова, Бориса Данилова. Немало достойных сыновей и дочерей, выходцев из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов. Из нашего района известные предприниматели Лев Алексеевич Асалханов, Петр Аюшеевич Шаблин, депутаты Народного Хурала Матвей Баданов (у него мама осинская, отец  качугский),  Михаил Гергенов, Юрий Тармаев. У ректора ВСГУТУ Владимира Соктоева мама из Боханского района, а Татьяна Мантатова замужем за нашим осинским парнем. Так что все эти «пугалки» про «осинско-боханский клан», который хочет захватить власть в республике — это все надумано!

Полная версия: http://asiarussia.ru/persons/9547/