3 декабря 2015 года в Москве президент Российской Федерации Владимир Путин в очередной раз обратился к Федеральному Собранию с Посланием. На данном мероприятии присутствовал сенатор Вячеслав Мархаев, представляющий в Совете Федерации губернатора и правительство Иркутской области. Сенатор рассказал об актуальных направлениях государственной политики, о вопросах и проблемах, обозначенных в президентском Послании.

– Вячеслав Михайлович, в этом году вы впервые присутствовали на Послании президента в качестве члена Совета Федерации, представляющего Иркутскую область. Что вы определили для себя как наиболее значимое?

– Я уже не в первый раз участвую в заслушивании Посланий президента России Федеральному Собранию. Однако в прошлые годы я это делал в качестве депутата Государственной думы, представлявшего Коммунистическую партию РФ, поэтому каждое президентское Послание рассматривалось мной через критическую партийную призму.

В этом же году перед поездкой в Москву я поставил перед собой совершенно другую задачу: увидеть в Послании ориентиры федеральной государственной политики, связанные с интересами своего региона – Иркутской области.

Выступления Владимира Путина это всегда политически, стратегически и тактически корректные речи, но за длительное время президентства мы научились видеть сквозь строки определенные детали и тонкости.

– Какие же интересы для региона вы увидели в Послании?

– Президентские Послания адресованы, прежде всего, Федеральному Собранию – высшему законодательному органу государства. А потому темы, затронутые в нем президентом России, являются ориентирами для законодателя, и таким образом реализация Послания будет напрямую зависеть от разумности и оперативности как депутатов Государственной думы, так и членов Совета Федерации, вместе составляющих Федеральное Собрание.

Для Иркутской области Послание 2015 года может быть интересно в нескольких моментах. Во-первых, это продление действия «материнского» капитала еще на два года, то есть до конца 2018 года. Мы прекрасно помним эффект от введения такой меры поддержки российской семьи: резко повысилась рождаемость в двухтысячные годы, затем последовала проблема нехватки мест в детских садах, уже сейчас ощущается нехватка ресурсов для комплектования начальных классов средних школ, а в ближайшем будущем нужно обратить внимание на старшие классы.

Инициатива же продления срока действия «материнского» капитала требует принятия как на федеральном уровне, так и на уровне Иркутской области незамедлительных мер по развитию сети общеобразовательных учреждений. Это должно происходить путем выделения средств из федерального и областного бюджетов. С вопросом выделения средств из федерального бюджета в пользу областному будем работать мы – сенаторы и депутаты Государственной думы, представляющие Иркутскую область. Отмечу, что в этом вопросе я буду очень тесно сотрудничать со своим опытным и уважаемым коллегой Виталием Борисовичем Шубой, заместителем председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Надеюсь, что совместными усилиями нам удастся добиться достаточных федеральных поступлений.

Кстати, в правительстве РФ уже рассматривается законопроект о продлении срока действия «материнского» капитала, и в ближайшее время он будет внесен в Государственную думу. Думаю, что каких-либо проблем с его принятием не возникнет.

Во-вторых, говоря в целом, об экономической ситуации в стране, Владимир Путин очертил как ординарные структурные проблемы в экономике, так и современные вызовы. В частности, президент отметил, что нашему государству нужно быть сильными в технологиях, в профессиональных компетенциях, необходимо уловить основные тенденции глобального развития. Декларированные главой государства посылы должны использоваться нами, областными правительством и органами государственной власти Иркутской области при лоббировании интересов области на федеральном уровне.

Наша область является промышленным и сельскохозяйственным регионом. Для поддержки и дальнейшего развития этих сфер нашему региону необходимо активно включаться в существующие государственные программы, активно участвовать в разработке намечающихся, а также предлагать свои проекты, апеллируя к Посланию-2015. В конечном счете, речь опять-таки идет о федеральном софинансировании областных программ господдержки предпринимателей и сельхозтоваропроизводителей, программ развития экономической инфраструктуры региона. Если в этой части нас не услышат федеральные чиновники или просто проигнорируют, то я буду считать своим личным долгом обратиться к президенту России с претензией на неисполнение Послания-2015 его подчиненными.

В-третьих, президент России выделил несколько отраслей производства, которым должна быть оказана прямая адресная поддержка в связи с высокими кризисными рисками в их деятельности. Среди них для Иркутской области актуальны отрасли строительства и легкой промышленности. К сожалению, я не успел к настоящему моменту детально изучить их состояние в нашем регионе, однако если областные предприятия из данных отраслей поставят вопрос о необходимости оказании им мер господдержки, то с моей стороны совместно с правительством Иркутской области будут предприняты все меры протекции в федеральных органах власти.

В-четвертых, внимание Владимир Путин уделил гражданам с низким уровнем дохода, а также инвалидам. Их поддержка должна быть обеспечена в гарантированном законом объеме на уровне не ниже, чем в предыдущие годы. По этому вопросу необходимо снова и снова обращаться к «майским» указам президента России 2012 года с поправками на реальную инфляцию и кризис. Об этом нам, членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы, необходимо постоянно напоминать профильным федеральным министрам, и напоминать о необходимости своевременного направления бюджетных средств в регион в достаточном объеме. Одновременно с этим требуется контроль за прозрачностью и своевременностью их выплат иркутянам.

В-пятых, глава государства немалую часть своего Послания-2015 посвятил поддержке сельхозтоваропроизводителей. Очевидно, что после такого заявления взгляд федеральных властей будет направлен на поддержку сельского хозяйства в регионах, а это субсидии в немалых объемах. В этом контексте нашей области есть, над чем поработать. Так, например, Усть-Ордынский округ является житницей не только области, но и всей Сибири. Большие площади плодородных сельскохозяйственных угодий должны работать на регион, на Сибирь, а возможно, и на экспорт за рубеж. Однако тогда, когда наши земляки не могут вывезти свою продукцию даже на местный рынок в Иркутске из-за коррупционно-криминального «спрута», можно ли говорить о более масштабных рынках? Мне, как сенатору, состоящему в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, в этом контексте предстоит провести очень серьезную работу по оздоровлению правоохранительной и судебной системы в Иркутской области. Сельхозпроизводство в области должно быть поддержано, а равно и защищено.

– Вячеслав Михайлович, не кажется ли вам, что Послание-2015 содержит слишком широкий охват сфер, которым должно быть уделено внимание Федерального Собрания в 2016 году?

– Проследите содержание всех предыдущих президентских Посланий, и вы вряд ли увидите, что какое-либо послание когда-либо отличалось узкой направленностью по своему содержанию. Такому мероприятию уделяется всеохватывающее внимание, а по уровню его освещенности с ним могут быть сопоставимы только прямая линия с президентом, либо пресс-конференция. О чем это говорит? Послание президента России должно успокоить население страны, дать ему надежды. А этого невозможно сделать, если народ не увидит, что глава государства знает обо всех существующих проблемах и, самое главное, знает, как их решить.

Если же говорить по существу Послания-2015, то здесь я с вами согласен. Впрочем, я был бы с вами согласен и в 2000, и в 2005, и в 2010 годах.

Еще раз отмечу, что региональной власти и лично мне, прежде всего, важно заметить, на каких направлениях будут сосредоточиваться взоры федеральных властей во внутренней политике, исходя из президентского Послания. А дальше формировать государственную политику в Иркутской области так, чтобы максимально способствовать интересам иркутян, решению их проблем. Эти направления определены, и мы совместно с областными органами государственной власти постараемся использовать их на благо Приангарья.

Автор: Александр Иванов

Источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-12-09/62396.html