Выборы-2016

Первой из политических партий, которая определилась со своим кандидатом по Бурятскому одномандатному округу, стала КПРФ. Сохранит ли Бурятия свои три места в Государственной думе России?

Бурятские коммунисты перед самым Новым годом фактически определились с тем, кого они будут поддерживать в качестве официального кандидата от регионального отделения КПРФ в ходе выборов по одномандатному округу, включающему всю территорию Бурятии.

По словам их лидера Вячеслава Мархаева, занимающего одновременно государственный пост сенатора от Иркутской области и партийный пост руководителя Бурятского регионального отделения КПРФ (первого секретаря рескома), выбор кандидата для участия партии в выборах в Госдуму по Бурятскому округу проходил непросто. Партийные праймериз в районах Бурятии не принесли убедительной победы ни одному из кандидатов.

Тармаев или Цыренов?

Для проведения «праймериз» Бурятский реском КПРФ предложил трех кандидатов на выдвижение от партии: бывшего депутата Народного Хурала, а ныне депутата Государственной думы России Юрия Тармаева (он в октябре 2015 года заменил Вячеслава Мархаева в парламенте России), и двух молодых кандидатов — действующих депутатов Народного Хурала Бурятии Баира (Цыденовича) Цыренова и Виктора Малышенко. Кроме того, сами первичные партийные организации и районные комитеты КПРФ в ходе «праймериз» могли проголосовать за кого-то из «своих», районных кандидатов.

В результате, примерно равное количество голосов в районах Бурятии получили Юрий Тармаев и его молодой визави Баир Цыренов. Таким образом, решение о том, какую из этих кандидатур предложить Центральному комитету партии для внесения в официальный список кандидатов в депутаты Госдумы по одномандатным округам на выборах в сентябре 2016 года, принимали члены бюро Бурятского республиканского комитета КПРФ. Учитывая то, что на этом последнем этапе Виктор Малышенко не настаивал на продолжении своего участия в «праймериз», членам бюро пришлось выбирать между Тармаевым и Цыреновым.

на фото: депутат Народного Хурала Бурятии Баир Цыренов

На решающем заседании из 16 членов бюро Бурятского рескома КПРФ присутствовало 14 человек. Большинство из них высказались за проведение тайного голосования. Для исключения, так сказать, давления «старших товарищей». Это тайное голосование принесло уверенную победу 29-летнему депутату Народного Хурала Баиру Цыренову. За него проголосовало 9 членов бюро, за Юрия Тармаева — 5.

Окончательно коммунисты определятся в мае

—  Большинство членов бюро рескома отдали свои голоса Баиру Цыренову. Это выработанное демократическим образом решение мы довели до сведения центральных органов партии, которые и будут в апреле-мае принимать окончательное решение о выдвижении кандидата по Бурятскому одномандатному округу, — сообщил АРДу лидер бурятских коммунистов Вячеслав Мархаев. — Каждый из двух кандидатов имеет свои сильные стороны. Баир Цыренов, например, молод и активен. Помимо нашего традиционного электората, он может привлечь на нашу сторону больше молодежи. В пользу Юрия Тармаева говорят его жизненный и политический опыт, а также имеющийся у него определенный материальный ресурс, в том числе финансовый. Потому, что именно в финансовом плане мы сильно проигрываем нашим главным оппонентам, «Единой России». Мы не ошибемся, если скажем, что «партия власти» и их кандидат, олигарх Слипенчук, на предстоящих выборах «завалят деньгами» политтехнологов и послушные СМИ для продвижения в народ своих пустых обещаний.

Кстати, все трое — Вячеслав Мархаев, Юрий Тармаев и Баир Цыренов — наверняка имеют наилучшие шансы войти в территориальную группу партийного списка КПРФ на выборах в Госдуму в этом году.

— Претендовать на место в партийном списке, в данном случае в составе территориальной группы кандидатов от КПРФ, имеет право любой член нашей партии. В том числе, и тот кандидат, которого партия выдвинула на выборы по одномандатному округу. Поэтому и Баир Цыренов, и Юрий Тармаев, в случае их выдвижения по одномандатному округу, могут войти и в партийный список, — говорит Вячеслав Мархаев. — Пока ЦК (Центральный комитет КПРФ — АРД) еще не принял того решения, будем ли мы (Бурятское отделение партии — АРД) составлять территориальный список отдельно, или вместе с иркутскими коммунистами.

Сам Баир Цыренов сообщил АРДу о том, что намерен претендовать на участие в выборах как по одномандатному округу, так и в составе территориальной группы партийного списка от КПРФ. Окончательно со своими кандидатами в депутаты Госдумы бурятские коммунисты определятся в мае этого года.

«Если не Слипенчук, то кто…»

«Единая Россия» тоже практически определилась со своим кандидатом на выборах по Бурятскому одномандатному округу. Действующий депутат Государственной думы России Михаил Слипенчук еще осенью прошлого года заявил о своем решении выдвигаться в Госдуму не по партийному списку, а по одномандатному округу.

Напомним, что на прошлых выборах в Госдуму в 2007 году «Единая Россия» набрала в Бурятии 186 тысяч голосов (49,02 % участвовавших в голосовании избирателей) при условной цене одного думского мандата в 136 тысяч голосов. Таким образом, местные «единороссы» с запасом отвоевали одно место в нижней палате российского парламента.

Владелец привилегированной в Бурятии группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук приобрел тогда второе (проходное) место в региональном списке «Единой России» и получил кресло депутата Госдумы после того, как «паровоз» (первый номер) регионального списка глава Бурятии Вячеслав Наговицына отказался от своего мандата.

Сегодня расклад перед выборами в Госдуму сильно поменялся, поскольку условная цена одного думского мандата депутата-“списочника” повысилась вдвое, примерно до 270-290 тысяч голосов. Теперь в связи с тем, что «списочников» в Госдуме станет вдвое меньше (225 депутата, а не все 450, как раньше), условия для получения мандата станут значительно жестче. Поэтому сегодня такой бонус, как «проходное место», в региональном списке «Единой России» от Бурятии перестал существовать как надежная единица в прейскуранте политического рынка.

Простыми словами, любой олигарх или крупный предприниматель, заплатив за «проходное» место в этом территориальном списке бурятских «единороссов» (первое место или второе вслед за «паровозом»), может оказаться без вожделенного мандата. Поскольку даже если «Единая Россия» в Бурятии мобилизуется и наберет более 200 тысяч голосов, то есть, больше, чем в 2011 году, все равно получения одного депутатского мандата для первого номера списка это не гарантирует.

на фото: Михаил Слипенчук хочет сохранить за собой место в Госдуме России

Таким образом, Михаил Слипенчук решил не тратиться попусту и попытается пройти в Госдуму на этот раз через выборы в одномандатном округе. Официально его выдвижение состоится в мае этого года после партийных «праймериз», в ходе которых вряд ли кто-нибудь из называемых в проправительственной прессе кандидатов (упоминают, например, функционеров местного ЕдРа Анну Скосырскую и Баира Бальжирова) сумеет составить реальную конкуренцию Михаилу Слипенчуку.

Поэтому «праймериз» бурятских единороссов в части определения их кандидата по одномандатному округу пройдут чисто формально. По мнению наблюдателей, уже сейчас совершенно неважно то, кого конкретно назначат в формальные «соперники» Слипенчуку на этих «праймериз».

У эсеров все сложно

Пока неизвестно, кого выдвинет своим кандидатом по Бурятскому одномандатному округу партия «Справедливая Россия». Здесь есть несколько вариантов, которые зависят от того, какую тактику выберет другой местный олигарх, — действующий депутат Госдумы и лидер бурятских эсеров Иринчей Матханов. Решится ли он участвовать в жесткой борьбе в одномандатном округе?

Вопрос о том, вмешается ли Матханов в борьбу единоросса Слипенчука и коммуниста Цыренова, в настоящее время остается открытым. В принципе такой вариант полностью не исключается, однако рискнем предположить, что сам Иринчей Матханов выдвигаться по одномандатному округу не будет. Решив, возможно, что резоннее будет не распылять свои средства на борьбу со Слипенчуком в одномандатном округе, не портить отношения с администрацией Вячеслава Наговицына, а вложиться более целенаправленно — в приобретение хорошего места в территориальном списке партии эсеров. И попытаться пройти в Госдуму точно таким же образом, как и в прошлый раз. Хотя на выборах 2016 года цена проходного места в списке «Справедливой России» будет поистине золотой.

на фото: лидер бурятских эсеров Иринчей Матханов в раздумье

Напомним, что Иринчей Матханов получил мандат депутата Государственной думы России несколько неожиданно, с позиции второго места в территориальном списке эсеров по Бурятии, Забайкальскому краю и Якутии, после того, как первый номер списка Константин Ильковский ушел в губернаторы Забайкальского края. Сумеет ли на этот раз лидер бурятских эсеров занять первое место в территориальном списке?

Кандидатом же по Бурятскому одномандатному округу от «Справедливой России» может стать как руководитель фракции эсеров в Народном Хурале Бурятии Баир Гармаев, так и кто-нибудь другой из партийного окружения Иринчея Матханова. Не исключен вариант с появлением на этой позиции неожиданной фигуры, наподобие какого-нибудь «денежного мешка», решившего вдруг поучаствовать в выборах. Или, например, активно сотрудничающего с местным отделением ОНФ депутата Улан-Удэнского горсовета Николая Будуева, который может использовать выборную трибуну для критики своих политических противников.

«Новое» и «старое»

Наверняка не обойдется и без других кандидатов-«спойлеров», главной задачей которых будет увод голосов от коммунистического кандидата Баира Цыренова. Вполне вероятно выдвижение, причем, без всяких реальных перспектив, кандидатов с ярко выраженной «левацкой», «молодежной», «восточно-бурятской» (Цыренов — выходец из агинских бурят) ориентацией.

Своего кандидата, возможно, выставят и сторонники «партии Жириновского».  Об участии в выборах по одномандатному округу кандидатов от других мелких партий, перешедших в Бурятии в разряд маргинальных («Яблоко», «Родина», «Правое дело», «Патриоты России», «Пенсионеры за справедливость»), а также новых партий, таких как, например, партия «Рожденные в СССР» во главе с бывшим лидером регионального отделения ЛДПР Игорем Бобковым, пока ничего не известно.

В любом случае уже сегодня можно прогнозировать, что основная борьба развернется между единороссом Михаилом Слипенчуком и кандидатом от коммунистов, скорее всего, Баиром Цыреновым. Признавая наличие серьезного финансового и административного ресурса у Михаила Слипенчука, отметим, что на этих выборах возможны и неожиданности.

С 2003 года в России не выбирали думских «одномандатников» и интерес к этому «виду состязания» будет достаточно высоким. Учитывая понижение уровня жизни и нарастающий кризис, можно ожидать более высокую явку избирателей с протестными настроениями.

Если коммунисты Бурятии сумеют мобилизоваться и привлечь на свою сторону новый для них электорат, в частности, городскую молодежь (раньше не голосовали) и сельских избирателей в восточных «бурятских» районах (раньше дружно голосовали за «Единую Россию»), то шансы их кандидаты Баира Цыренова уже не будут казаться такими безнадежными, как на первый, поверхностный взгляд.

В метафизическом смысле в случае с молодым кандидатом Баиром Цыреновым коммунисты имеют шанс в восприятии избирателя перейти из разряда «старого» в разряд «нового», которое в конечном итоге всегда побеждает.

Цена думского мандата

Сколько мандатов сможет взять Бурятия в новом составе Государственной думы?

Сразу отмечу, что без мандата Бурятия не останется, поскольку одно место по результатам выборов в Бурятском одномандатном округе нам достанется в любом случае.

А что же с перспективами выборов по партийным спискам?

Сегодня нашу республику в нижней палате российского парламента представляют три депутата, выбранных туда по спискам своих партий, — Михаил Слипенчук (ЕР), Юрий Тармаев (КПРФ), Иринчей Матханов (СР). Поэтому теоретически количество бурятских мандатов в Госдуме может увеличиться с трех до четырех.

Но не все так просто.

На прошлых выборах 2011 года условная цена одного думского мандата равнялась приблизительно 136 тысячам голосов избирателей. Каким же образом устанавливается эта условная цена? Берется общее число людей, отдавших свои голоса за те или иные партии (61,3 млн), которое делится на число разыгрываемых мест в парламенте (450 мест).

В 2011 году общее число проголосовавших на думских выборах избирателей составило 61 338 734 человека (из 109,9 млн. зарегистрированных в России избирателей), то есть явка тогда составила 57,33 %. Таким образом, условная цена думского места тогда составила: 61 338 734 / 450 = 136 308 голосов. Если бы тогда мы выбирали по спискам не все 450 думцев, а ровно половину (как это будет в 2016 году), то тогда цена мандата равнялась бы уже 272 616 голосам.

На 1 июля 2015 года численность избирателей в России составляла 111 782 877 человек, и эта цифра к лету этого года, скорее всего, изменится, но незначительно. Поэтому уже сегодня можно предположить, что при средней явке в 60 % (она должна несколько увеличится по сравнению с прошлыми выборами), цена одного места “списочника” в Государственной думе 7-го созыва будет равна приблизительно 298 тысяч голосов (67069726,2 / 225 = 298 087 голоса).

Практически же можно будет претендовать на думский мандат, имея в активе 240-260 тысяч голосов избирателей. За счет тех партий, которые в Госдуму не попадут, не преодолев 5-процентный барьер (на прошлых выборах барьер был в 7 %).

Шансы ЕдРа и Наговицына

Каковы же были показатели у партий на думских выборах в 2011 году? В прошлый раз при явке в 56,97 % и при условной цене думского мандата в 136 тыс. голосов региональные отделения политических партий в Бурятии показали такие результаты:

— «Единая Россия»            — 186 953 голоса (49,02 %)

— КПРФ                              — 92 834 голоса (24,34 %)

— «Справедливая Россия» — 48 166 голосов (12,63 %)

— ЛДПР                               — 36 119 голосов (9,47 %)

— «Яблоко»                          — 7 161 голос (1,88 %)

Остальные партии набрали в Бурятии менее одного процента голосов избирателей. Только отделения «Единой Россия» и КПРФ составляли свои региональные списки кандидатов. И единороссам, и коммунистам в Бурятии удалось тогда провести своих кандидатов в Госдуму. Представители остальных партии в республике значились в партийных территориальных списках, которые составлялись с участием кандидатов из нескольких регионов.

Мы видим, что в нынешних условиях практически только БРО «Единой России» имеет некоторые шансы самостоятельно провести одного своего кандидата в парламента страны. Для этого местным единороссам нужно, во-первых, обеспечить явку не менее 60 % (429 тыс. голосов при общей численности избирателей 715 тыс. человек), и, во-вторых, набрать тоже не менее 60 % голосов (приблизительно 257 тыс. голосов).

Эта формула «шестьдесят на шестьдесят» станет, по-видимому, путеводной звездой для бурятских единороссов на предстоящих выборах.

Кстати, весьма вероятно, что отделения «Единой России» в Бурятии и Саха-Якутии будут составлять отдельные территориальные списки. Поскольку объединяться им практически не с кем. Поскольку иркутские и забайкальские единороссы обладают определенной самодостаточностью за счет большего числа избирателей — в Иркутской области образовано четыре одномандатных округа (в целом около 2 млн. избирателей), в Забайкальском крае — два округа (820 тыс. избирателей).

Поэтому свои места в Госдуме иркутяне и забайкальцы могут взять и без помощи бурятских единороссов. Или же просто разделив между собой голоса, взятые «Единой Россией» в Бурятии и Якутии. В случае если в этих республиках «Единая Россия» выступит слабо.

Если же бурятские единороссы объединятся в территориальном списке с их партайгеноссе в других регионах вероятность того, что они займут там «проходные» первые места практически равна нулю. Даже если они объединятся с богатыми якутами. Поэтому весьма вероятен такой результат выборов, при котором все голоса, полученные «Единой Россией» в Бурятии, полностью уйдут в другие регионы. И единственным выходом для них является полная мобилизация в духе «a la guerre comme a la guerre»!

Кстати, на предстоящих выборах может сыграть свою роль и такой на первый взгляд неожиданный фактор, как личный выбор главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Возглавив территориальный список кандидатов «Единой России» (а негласный запрет губернаторам-единороссам выступать «паровозами» в партийных списках действует пока только на выборах в региональные парламенты) и получив место в Госдуме, он может до октября 2016 года выбирать остаться ли ему во все более горячем кресле главы или же завершить период своей работы в Бурятии весьма достойным образом, уйдя на какую-нибудь руководящую должность в российском парламенте.

Об этом варианте пока не говорят вслух, но теоретически он существует. И чем большей глубины достигнет грядущий кризис 2016 года в Бурятии, тем этот вариант станет более возможным. А для достойного ухода можно же и постараться!

Коммунисты Иркутска и Бурятии объединятся?

Бурятские коммунисты, которые в прошлой думской кампании получили 93 тысячи голосов, сегодня ни при каких раскладах не смогут набрать в Бурятии более 200 тысяч голосов. Однако у них есть неплохие шансы получить депутатский мандат, составив один список с иркутянами.

В настоящее время в Государственной думе сидят два коммуниста-иркутянина, Евгений Рульков и Владимир Примачек. На предстоящих выборах такой же результат на выборах по партийным спискам иркутские коммунисты смогут показать только вместе с Бурятией, где число избирателей составляет более 700 тысяч человек и имеется такой же высокий уровень поддержки коммунистов. Отдельно же набрать 470-480 тысяч голов на два партийных мандата у иркутян вряд ли получится.

Поэтому если сенатору от Иркутской области Вячеславу Мархаеву удастся добиться того, чтобы поставить кандидата от коммунистов Бурятии (например, Юрия Тармаева или того же Баира Цыренова) на второе «проходное» место «иркутско-бурятском» территориальном списке, то шансы Бурятии получить депутатский мандат значительно увеличиваются.

Как проголосовать за Бурятию

О темных раскладах при составлении территориального списка «Справедливой России» говорить пока не будем. Заметим лишь, что у Иринчея Матханова есть шанс вновь попасть в Госдуму в составе партийной колонны эсеров, если он сумеет заполучить первый номер в межрегиональном территориальном списке с участием не менее богатых претендентов из других регионов.

Кстати, далеко не факт что в случае со «Справедливой Россией» количество регионов при составлении партийного территориального списка ограничится тремя — Бурятией, Забайкальским краем и Саха-Якутией. Весьма возможно и расширение территорий на восток. Закончится ли «соревнование кошельков» эсеров в пользу Бурятии, покажет время.

Таким образом, количество бурятских думских мандатов вряд ли увеличится до четырех. Пока твердо можно сказать, что у нас будет минимум одно место депутата от Бурятии по одномандатному округу. Весьма вероятен также «коммунистический» вариант (при условии объединении в одном списке иркутских и бурятских коммунистов). Также есть некоторые определенные шансы у бурятских единороссов.

Поэтому в смысле пользы для республики избирателям Бурятии выгоднее всего голосовать за кандидатов от двух партий — КПРФ и «Единой России». В этом случае их голоса с более высокой долей вероятности не уйдут в пустоту.

Сергей Басаев

Источник: АРД