ЭФФЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БУТАФОРИИ

Власти что ни год в Бурятии рисуют новые потемкинские деревеньки, выдавая желаемое за действительное! Особенно в этом преуспел глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Как никто другой он умеет красиво, масштабно подать главе государства некие несуществующие успехи и достижения в своей деятельности.

Был в российской истории такой князь Григорий Потемкин-Таврический. Хотя он отвоевал у Османской империи Крым и присоединил его к России, но, как ни странно, он оказался знаменит вовсе не по этой причине. После его победных реляций императрица Екатерина II решила лично увидеть эти благословенные места. В пути ее сопровождали представители иностранных дворов, включая присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II.

Прогулка та была весьма полезная и для ума, и для нашей истории. В недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе. Эти достижения удивили не только государыню, но и тех, кто следовал по маршруту вместе с ней. Однако, когда они возвращались назад по тем же местам, красивые деревеньки как корова языком слизала. Оказалось, деревеньки были бутафорские, выстроенные по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II.

Полагаете, те времена канули в Лету, в историю? Да, бросьте! Нам власти что ни год в Бурятии рисуют новые потемкинские деревеньки, выдавая желаемое за действительное! Особенно в этом преуспел глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Как никто другой он умеет красиво, масштабно подать главе государства некие несуществующие успехи и достижения в своей деятельности, за что его не без причины прозвали Сказочником.

Год назад мы на практике показали, как глава Бурятии Вячеслав Наговицын по мастерству политической бутафории превзошел всех, даже самого «отца» этого явления — Григория Потемкина. Ровно 5 лет назад на такой же встрече 14 февраля 2011 года с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным он «открыл» глаза главе правительства России на то, что «… Особенностью РБ является высокий удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме – до 80 процентов». Что из этого следует? Работа как таковая в Бурятии на селе есть! Ее хоть отбавляй, выбор – выше крыши, но вот у нашего населения такая — черт побери! — особенность: зарылись все в личные подсобные хозяйства, уткнулись в собственные грядки-огороды, хвосты коровам крутят и — ни в какую не пойдут куда-то дальше работать!

Правда, в этой мрачной картине наших «особенностей» появилось «светлое пятно». И в этом, конечно, его главная заслуга! В отчете пятилетней давности был упомянут Хоринский район, якобы, лидирующий среди других по своим показателям, инновационному подходу в развитии АПК: здесь 180 безработных хоринцев объединились в агрохолдинг «Хоринский». Район в информации Путину из уст Наговицына был подан как образец для подражания, с которого берут пример другие районы!

Остапа, простите, Наговицына несло: «… Сегодня это великолепное предприятие, которое начинает прямо от заготовки кормов и заканчивает готовой продукцией. Сейчас во всех районах мы это культивируем и у нас это хорошо пошло. Люди это поняли и начали сегодня от личного подсобного хозяйства уходить, стали формировать такие предприятия на своих поселениях…».

От такого размаха масштабных перемен и предстоящих перспектив развития не только Хоринского района, но и всей республики, нарисованного главой, захватывало дух, поражало воображение, да вообще в зобу дыханье сперло! Только у нас в Бурятии! Но есть вопрос: если это дело в Бурятии хорошо «культивируется» властями и люди наконец-то начали уходить от личных подсобных хозяйств, тогда — сколько подобных «великолепных предприятий» появилось за прошлые годы на селе? Сколько людей за прошедшие пять-восемь лет порвало со своими привычками и «особенностями», уйдя трудиться в такие коллективы? Ответа на это вы не найдете.

Далее по стенограмме от 14 февраля 2011 года:

В.В.Путин: Мы обсуждали с Вами проекты в области туризма…

В.В.Наговицын: Да, Владимир Владимирович, мы сейчас очень активно занимаемся проектом «Байкальской гавани» (туристическая зона «Байкальская гавань»). С Вашей поддержкой он включен в первоочередные проекты по Сибирскому федеральному округу. Мы в этом году заканчиваем всю внутреннюю инфраструктуру. По всем площадкам есть резиденты у нас. И резиденты в этом году начинают работать. В 2013 году у нас резиденты построят все отели, которые будут необходимы на

площадках. Но там есть определенные проблемы, о которых я хотел бы поговорить.

В.В.Путин: Хорошо.

Не правда ли, красивая картинка — встающие друг за другом стройными рядами белоснежные комфортабельные отели на берегу Байкала, шикарные горнолыжные курорты и кемпинги, вал туристов и зимой, и летом, расталкивающие друг друга локтями инвесторы? Только где они на самом деле? В воспаленном воображении главы республики? Начало 2016 года. Сегодня у людей уже, пожалуй, стерся в памяти такой проект как «Байкальская гавань». Поскольку нет ни гавани, ни проекта, ни резидентов, ни космических дивидендов.

А как прошла последняя встреча с президентом России Владимиром Путиным? В принципе она была дежурная, формальная по своей сути. На ней прозвучал тот же красивый дежурный отчет главы Бурятии. Даже показал фотоснимки строящихся медицинских учреждений, которые, судя по всему, будут введены к юбилею Улан-Удэ. Прошедший 2015 год был удачным – зачем, скажите, ему расстраивать Президента России? Спасибо монголам – поддержали нашу экономику. Промышленность план перевыполняет аж на 102 процента, а вот сколько там осталось предприятий на плаву – вопрос. Все по верхам, полегоньку. В принципе ему особенно и хвастаться нечем. Социальное напряжение нарастает, бюджетный дефицит, захлестывает вал коррупционных разборок в среде чиновничества, в анекдоты переросшие скандалы с мэром Улан-Удэ Александром Голковым… Все это, увы, реальность. Как тут при плохой игре не сделать хорошую мину?

Из стенограммы выяснилось, что на девятом году работы господин Наговицын начал понимать, что для содержания любого поголовья животных нужны … корма: «… Немножко, конечно, подкачали селяне, но Вы знаете, у нас засуха была страшнейшая. Хочу от всех селян высказать слова глубокой благодарности, мы в этом же году (такое редко бывает: засуха в 2015 году, и в том же году, уже в ноябре, мы получили деньги) смогли корма приобрести и закончили год без потерь по поголовью…».

Прочли: без потерь по поголовью. А как быть с заморенными 6000 породными свиньями на Мостовском свинокомплексе Кабанского района, которые подохли именно из-за того, что не было кормов? Мало того власть под руководством главы-председателя правительства Бурятии Вячеслава Наговицын продолжает строить такие же огромные новые «концлагеря» для животных, практически без обеспечения надежной кормовой базой. Вся надежда на привозные из-за пределов Бурятии корма, которые в себестоимости продукции будут составлять 70-80 процентов.

… Ну, много чего еще проникновенно, глядя в глаза Путину, врал Наговицын. Стоит ли это в лишний раз пересказывать? В народе говорят: можно делать и можно делать вид. По сути, из этого отчета Вячеслава Наговицына Владимиру Путину стало видно, что у власти Бурятии нет никакой антикризисной программы, нет четких приоритетов деятельности, нет видения решения тех или иных проблем. И потому глава Бурятии вынужден строить перед руководством страны очередные потемкинские деревни, которые рушатся буквально на глазах. Открыто обнажая неэффективность, слабость, даже бесполезность нынешней власти. Таков эффект политической бутафории.

Сергей КОВАЛЕВ.