Если работа не идет, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться…

К первомаю традиционно поднимается тема труда и рабочего человека, несмотря на переименование этого знаменательного дня.

Но даже если не говорить о положении рабочего человека в современной России, насколько современными людьми учитывается роль организации труда, я уж не говорю о его смысле? Давайте попробуем обратиться к опыту раннего СССР и вспомнить строго научный подход к организации труда и его автора — Алексея Капитоновича Гастева.

n6LoU9Ft7-c

Труд требовалось организовать и направить в новое русло. На фоне гуманитарного варева из идей и концепций о «переделке человека», «социальной инженерии» и прочих экспериментах, возник строго научный подход к организации труда, который описал в своих работах «Трудовые установки», «Как надо работать» и «Научная организация труда» основатель Института Труда при ВЦСПС (1920 г.) Алексей Капитонович Гастев.

«Если бы нужно было формулировать кратко наши боевые задачи воздействия, то их надо было бы выразить так: прививка трудовой культуры; выразить это совсем популярно можно словами: передача трудовой выдержки…<….>…Мы хотели бы по мере сил своим аппаратом воздействия внедрять культуру труда как такового, вне зависимости от его приятности; скорее мы хотели бы показать, что с этой культурой соединена известная суровость, разряжение непосредственного удовлетворения, то, что можно назвать трудовой тренировкой».

Это слова из первого программного документа, с которым выступил Центральный Институт Труда, сформулированного А. К. Гастевым, — «Как надо работать» или 16 правил Гастева:

12523962_1041179352584353_3105952211496231549_n Листовки и плакаты «Как надо работать» можно было увидеть над верстаком слесаря и в наркоматской канцелярии, в железнодорожном депо и в кремлевском кабинете Ленина.

«Учиться работать!» На этот ленинский призыв ЦИТ отозвался практическим делом.
Выполнение цитовских «заповедей» было победой не «идеологической», а именно
практической. Характерно замечание Гастева, завершавшее первое печатное издание
«Правил»: «Если к этому сам добавишь правило — стало быть, втянулся в дело». В нем, если позволительно так выразиться, «ключ» цитовской «доктрины». «Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускоренье. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой».

Согласно Гастеву, трудовому типу личности должны быть присущи такие качества:
— наблюдательность, изобразительность (умение изображать, отображать и фиксировать в слове, в письме, в графике и фотографии);
— воля (готовность к действию, способность к переключению);
— двигательная культура (культура тела, трудовых, спортивных, бытовых движений);
— владение режимом (времени, жизни, труда);
— искусство отдыха и восстановления сил;
— умения и культура организатора;
— политехнизм.

Подход ЦИТа позволил описать и выработать именно культуру труда, что отчасти  объясняет уникальный феномен: массовый энтузиазм эпохи индустриализации. Ведь удивительно, но факт: мы даже примерно не понимаем, насколько он был рационален и научен.

Массовый энтузиазм или энтузиазм масс сам по себе вещь хорошая. Проблема в том, что загоревшись, он может быстро потухнуть, а то и вовсе спустить «пар в гудок». А вот энтузиазм работников индустриальных строек при всех сложностях и героических свершениях – применял рациональный инструмент, ту самую научную организацию труда, что никак не отменяет героизм и сильный дух строителей Магнитки и Уралмаша.

Одной из первых и наиболее массовых форм социалистического соревнования трудящихся СССР за повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, за высокие (ударные) темпы в труде стало ударничество.

gastev-lozugiС середины 20-х гг. на промышленных предприятиях передовые рабочие создавали ударные группы, а затем бригады. В числе первых — ударные бригады в вагонных мастерских станции Москва Казанской железной дороги (июль, 1926 г.), на Ленинградском заводе «Красный треугольник» (сентябрь, 1926 г.), на Урале — Лысьвенский металлургический завод, Златоустовский механический завод (1927 г.), «юношеские артели» в Донбассе (1927 г.) и др.
В 1928 г. число ударных бригад множится по почину рабочих Ленинградской прядильной фабрики «Равенство». Ударное движение становится массовым с принятием XVI Всесоюзной партийной конференцией 29 апреля 1929 года Обращения об организации социалистического соревнования за выполнение 1-го пятилетнего плана (1929—1932). В Обращении указывалось, что «ударные бригады, созданные на предприятиях и в учреждениях, являются продолжателями лучших традиций коммунистических субботников».

Во главу угла первоначально ставилось перевыполнение производственной нормы. Это достигалось главным образом путем интенсификации труда, внедрения простейших элементов научной организации труда (НОТ). Задачи ударничества чуть позже были точнее определены в постановлении ЦК ВКП(б) от 28 апреля 1930 г.: «Основной целью ударного движения является, наряду с повышением интенсивности труда, всемерное улучшение всего процесса производства: лучшая организация труда, рационализация производства и управления, максимальное развитие изобретательства, внедрение культурных навыков в производстве (поднятие технической квалификации, тщательный уход за машиной, станком, инструментом и т.д.)». И здесь не обошлось без разработок Института Труда.

В качестве примера можно привести А. Стаханова и его трудовой подвиг, и это будет самый очевидный пример. Все мы наверняка читали мерзкие инсинуации времен перестройки (не к ночи будет помянута!), что, мол, на Стаханова работала вся бригада, а весь его «подвиг» заключался в том, что весь добытый за смену уголь записали ему одному. Или, что обесточили все другие забои, чтобы электричество в молоте Стаханова не пропадало и это позволило ему отработать максимально продуктивно смену. И так далее и тому подобное.  Но ведь был не только Стаханов.

Н. А. Изотов возглавил борьбу по ликвидации обезлички в обслуживании шахтных механизмов, принял активное участие в организации «Всесоюзного соревнования шахт», вызвался за механизацию угледобычи.

… или известная Паша Ангелина. Ударниками труда, взявшими на вооружение ЦИТовские методы, были ткачихи Виноградовы (Дуся и Маруся), инициаторы виноградовского движения (стахановского движения многостаночниц в текстильной промышленности).

Александр Харитонович Бусыгин — кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении.

Иван Иванович Гудов — советский рабочий-фрезеровщик, один из зачинателей стахановского движения в станкостроении.

Научный подход и рационализация труда не закончились с индустриализацией, великой Войной (на всем протяжении Великой Отечественной войны не прекращалась рационализация производства и поиск творческих решений, что выражалось, например, в регулярном снижении себестоимости производства самолетов, танков и прочей военной техники) и послевоенным восстановлением промышленности.

***

Перестал быть нужен новый человек, …  и ушел Гастев в небытие, оставив оболочку своих идей рабочим людям, облегчая их жизнь. А потом и оболочка ушла, ведь и такой человек перестал быть нужен обществу. Зачем думать о том, как лучше трудиться, если эквивалентом труда стали деньги. А деньги можно эффективней всего заработать как раз-таки нарушая правила Гастева. Не развивая завод, а распродавая его, не обучая работника, а выжимая из него все соки.

Труд, перестав развивать и творчески обогащать человека, стал мерилом неудачности: кто много работает, да еще и на производстве, да еще и организуя свой труд и борясь за какие-то нормы, — тот явно что-то не того. Не из наших будет, «эффективных».

Подобный подход чреват не только потерей кадров, рабочих, научных и инженерных школ (да зачем они, мы накреативим!!!), но и шансов на творческое  развитие каждого человека, на формирование нового общества и как следствие — на решение острейших современных гуманитарных проблем.

Подробнее: http://anastasiya-g.livejournal.com/66680.html