Жизнь после выборов

«Недоедим, но продадим»

Письмо с Алтая

Не прошло еще и месяца, как наш народ «дружно» 18 сентября отдал свои голоса за правящую партию «Единая Россия», и результаты этого всенародного порыва уже начинают сказываться сегодня. 

На днях пошел в магазин за продуктами и был очень «приятно» удивлен тем, как стали меняться цены на многие продукты, и далеко не в пользу граждан. Так, хлеб Повалихинской пекарни, 500-граммовая булочка, стоившая у нас, в п. Сибирском, 19 рублей, стала стоить 21–22 рубля. Ряженки пакет 0,5 литра стоил 28 рублей, сейчас 31,5 рубля. Кефир от производителя «Коровкино» 0,9 литра можно было купить за 34 рубля. А сейчас этот же пакет стоит 41 рубль. Рост цен мною обнаружен только на те продукты, которые я в этот день купил, что с ценами на другие продукты, я не стал смотреть и сравнивать, чтобы окончательно не испортить себе настроение.
Не мог сразу сообразить, чем вызван этот скачок цен, пока не увидел, не услыхал, не прочитал в СМИ Алтая радостную информацию для всех живущих на Алтае (да и не только на Алтае, мы ведь житница страны) информацию, что тружениками села намолочено в этом году 5 миллионов тонн зерна, что намного больше, чем в 2015 году.
С одной стороны, хочется порадоваться за крестьян, за полученный ими добрый урожай. Природа отблагодарила их за их тяжелый и благородный труд.
Но тут же приходит совсем уж чудовищная мысль. А если бы не было такого урожая, может, и цены остались прежними?

Н.И. ШКИЛЬ
пос. Сибирский, Алтайский край

Сообщение из Ростова-на-Дону

Хлеб подорожал в Морозовском районе и Ростовской области на фоне «урожайного» рекорда. С чем связано такое положение дел, пояснил чиновник регионального минсельхозпрода Александр Черных:
– Подорожание хлеба может быть связано как с изменением курса валют, так и с изменением цен на производственные потребности, такие как транспортные услуги, расходы на заработные платы. Лишь на одну треть стоимость хлеба зависит непосредственно от стоимости сырья.
Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на рекордное количество урожая, собранного в 2016 году в регионе, хлеб на прилавках области продолжит дорожать.

* * *

«Недоедим, но продадим»

Репортерское исследование

А у меня в эти дни состоялся разговор со смолянами, которые не собрали и трети от урожая 90-го года.
Прыгают ли от радости пахари деревни Клоково в связи с праздничным поздравлением Путина по поводу того, что «наша страна заняла лидирующие позиции в мире по экспорту пшеницы»? Уже несколько лет повторяются слова «сделать Россию главным поставщиком зерна на мировой рынок и вообще одним из крупнейших кормильцев планеты». Но уроженец деревни Клоково Николай Иванович Азаров готов хвататься за голову:
– Чего радоваться вывозу зерна за границу, когда такой политикой у нашего села отнимают последние силы, и оно окончательно погибает? В моей родной деревне Клоково Глинковского района пока еще уцелело двенадцать домов, в них осталось двенадцать старожилов, из них двое – трудоспособные. А еще недавно здесь было сорок семь дворов, и почти в каждой семье – по пять детей. Благосостояние росло благодаря колхозу «Восток», где растили зерновые, картофель, производили молоко и мясо. Это было небольшое хозяйство, но высокодоходное. Теперь его уже нет, все поля заросли кустарником и бурьяном.
С этого самого близкого примера раскрывает картину бедствия Н.И. Азаров – председатель Смоленской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса России.
Однако нам все небеса застили изображением экспорта зерна на мировой рынок как якобы растущих излишков этого нового вида сырья из России. При этом и высшие чины стараются набить себе цену, пинают советскую историю, когда-де не могли накормить народ своим хлебом и закупали зерно за границей.
Вновь и вновь требуется напоминать господам общеизвестные подлинные факты. Советская власть обеспечивала неуклонное повышение уровня жизни растущего народа – за последние четверть века до контрреволюционного переворота численность населения России увеличилась на 22 миллиона человек. Но и с такой прибавкой трудовая семья при всех громадных затратах на сохранение мира на планете улучшала свою жизнь, потому что планомерно развивала и все отрасли сельского хозяйства. Периодические засухи снижали урожай, но от пятилетки к пятилетке научно-технический прогресс повышал устойчивость все более сбалансированного разнообразного сельского хозяйства. При благоприятной погоде собирали рекордные урожаи до 121–127 миллионов тонн зерна в год. В течение двух пятилеток в среднем за год получали по 104–106 миллионов тонн в весе после доработки.
Да, часть зерна закупали за рубежом. Вторая по экономическому могуществу в мире, наша Родина легко могла себе позволить тогда такие закупки, что на какое-то время оказывалось целесообразным. Но осуществлялись долгосрочные планы развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности. На протяжении ряда пятилеток наша страна была признана «чемпионом мира» по потреблению ценнейшего продукта питания – молока, и молочных изделий на душу населения.
Были созданы и совершенствовались материальные условия для достижения таких же высот в удовлетворении потребностей и во всех других продуктах питания и промышленных товарах из сельскохозяйственного сырья. И каждый добросовестный человек, тем более если он поливал своим потом родную ниву, может прикинуть, какого благосостояния на сегодня за два с половиной десятилетия роста достигла бы страна при власти трудового народа.
Но чем отмечена последняя четверть века владычества в России разрушителей государства? Небывалой катастрофой. Главное – впервые за многие века становления великой державы реставраторы капитализма привели к вымиранию народа без вражеского нападения и смертоносных эпидемий. Это называют «демографической ямой». Наш народ держат в ней уже четверть века, и при нынешнем классовом режиме оттуда не только не выбраться, но и сами представители власти вынуждены замечать, что скоро страна с очередной ступени свалится в более глубокую яму. По подсчетам специалистов, на сегодня в численности населения потеряно более 35 миллионов человек. Во время пребывания Путина на высшем посту население, даже с наплывом беженцев из отброшенных компанией Ельцина частей великой державы, держится на 5 с лишним миллионов человек меньше, чем было при советской власти.
Какую огромную экономию уж только на еде получила власть новых помещиков и капиталистов! Но, по признанию Путина, в «лихие девяностые годы» «прорвавшиеся во власть» «организовали беспрецедентную распродажу собственности», «убили сельское хозяйство», и даже остановившийся в росте народ оказался непрошеным гостем за чужим столом. Около половины продовольствия Россия в течение многих лет закупала на мировом рынке. Однако и при этом класс новоявленных господ в жажде наживы бросился гнать за границу попавший в его руки хлеб.
Среднегодовые урожаи зерновых далеки от среднего многолетнего уровня советской эпохи, составляют меньше 80 миллионов тонн, но уже в 2002 году «толкнули» на мировой рынок свыше 12 миллионов тонн зерна. С тех пор при колебаниях по погоде вывозили всё больше и в 2015 году рапортовали о продаже за бугор 30 миллионов тонн зерна. В текущем году нацелились побить рекорд и закрепиться тут как чемпионы мира.
Однако праздновать ли победу?
Разве это результат восстановления и развития сельского хозяйства? (См. таблицу.)

* * *

Лишь два десятка регионов, находящиеся в лучших природных условиях, из 70 регионов в 2015 году повысили показатели сбора зерна по сравнению с 1990 годом. Однако это вовсе не свидетельствует о благополучии в их сельском хозяйстве. На первом месте Краснодарский край, где производство зерна увеличили с 9,8 до 13,7 миллиона тонн. Но прибавка даже в 4 миллиона тонн зерна не позволила обеспечить дальнейшее развитие животноводства, более того, край понес огромные потери в этой отрасли. Здесь раньше содержали 1778 тысяч голов крупного рогатого скота – в 2015 году осталось лишь 539 тысяч, всего-то 30%. Выращивали 2967 тысяч свиней – уцелело только 434 тысячи, лишь 15%. Было 830 тысяч овец и коз – урезали до 200 тысяч, до 25%. В казачьем краю год от года резко сокращаются остатки поголовья лошадей. Бывший глава края, а ныне министр сельского хозяйства, А.Н. Ткачев на совещании в Воронеже предлагал в возмещение потерь разводить кроликов. Похоже, к тому идет. Под восторженные речи об импортозамещении в крае продолжают сокращать посевы кормовых культур и заготовки сена многолетних и однолетних трав, силоса, сенажа и т.п. Одичали заброшенные свыше 200 тысяч гектаров полей. И так повсюду. В краях и областях, где плодородие облегчает сбор зерна на мировой рынок.
Особенное бедствие в тех 50 регионах, где зерновое хозяйство разорено до крайности и не поднимает головы даже в самые погожие годы. Другие отрасли там тем более в жалком виде. И этим подорваны основы национального бытия. От этого кровью обливается сердце руководителя крестьянского профсоюза Н.И. Азарова, который вынужден признать:
– У нас за эти годы сотни деревень исчезли с лица земли. Вымирает масса сельского населения. В большинстве районов – окончательный развал. У людей нет работы. Народ спивается. И при этом кадровый голод. В Монастырщинском районе есть ветеринарная станция, там 29 специалистов, из них только трое моложе 60 лет. И так практически по всей области. В прошлом году был ликвидирован сельскохозяйственный техникум в Шанталовке, который был создан еще при царе и работал 126 лет.
Хозяйства области имеют менее 60 процентов агрономов. Но тем не менее власти ликвидируют учебные заведения. При этом говорят, что село на подъеме.
В чем причины? Кто нами управляет, хотя бы на областном уровне? У нас в последние годы при губернаторе Островском в штате не было даже заместителя по сельскому хозяйству. Эти обязанности были возложены на чиновника, который при трех губернаторах ведал финансами. Это дельный финансист, порядочный человек, но его уволили. Он признавался, что сельского хозяйства он не знал и не скрывал этого. Три недели назад появился заместитель губернатора по сельскому хозяйству – молодой парень, но у него нет специального образования, с сельским хозяйством он никогда не был связан, в этой отрасли не работал. Это один из показателей, какое значение власть придает сельскому хозяйству и почему оно доведено до такого катастрофического состояния.

* * *

Когда говорят, что у нас избыток зерна, мяса – это, конечно, вранье. У нас в Смоленской области при советской власти было 1550 тысяч гектаров пашни. Теперь мы вспахиваем менее 400 тысяч гектаров, лишь почти четвертую часть. Слышу бахвальство, мол, мы невиданные урожаи получаем. Но я говорил писакам, мы собирали зерна более миллиона тонн. И не хвастались этим. А в прошлом году область получила 238 тысяч тонн – и это такой победой власть считала! И еще: у нас в колхозах и совхозах было 290 тысяч коров. Сегодня дойное стадо в предприятиях области – около 22 тысяч голов. Своего молока – только чтобы вкус не забыли.
В народе исстари, а тем паче в наши дни обнищания говорят: скот – живые деньги. В любой момент обращаются в наличные. И потому их шустро хапали чубайсовские ковбои приватизации. В годы узаконенного разбоя сбросившие с себя маску «демократы» крушили святая святых – созданное народом на протяжении ударных пятилеток научно-техническое могущество великой державы. Сказанное Н.И. Азаровым – у каждого перед глазами.
В «лихие девяностые», как их сегодня официально именуют сами правители, в год пускали под нож по 3–5 с лишним миллионов голов крупного рогатого скота. В советскую эпоху на протяжении четырех пятилеток в России содержали стадо численностью около 60 миллионов голов крупного рогатого скота. Но из них уже за первое десятилетие капитализма уничтожили около 30 миллионов голов!
Кроме того, ликвидировали более 20 миллионов свиней и 44 миллиона овец и коз. Одновременно превращена в развалины и дорогостоящая материально-техническая база отрасли – тысячи механизированных животноводческих ферм и мощности по заготовке кормов. Даже получивший из рук Ельцина власть Путин отмежевывается от вытворявших это. Однако в первое пятилетие кремлевского правления Путина стадо России сокращалось на 1,6–1,9 миллиона голов крупного рогатого скота в год. Принимались законы о финансовом оздоровлении села, потом – приоритетные национальные проекты, государственные программы, постановления, указы и другие судьбоносные исторические писания. Однако уничтожение основополагающего для села животноводства, в первую очередь стада крупного рогатого скота, так и продолжается.
И голову крестьянина и рабочего распирает куча недоуменных вопросов. Эти кричащие о национальном бедствии статистические отчеты кто-нибудь хоть в каком-то закоулке капиталистической власти читает? Начать с главы района: он получает доклады о развале производства и опустошении сел и деревень? А глава области видит ли эти колющие цифры? И уж тем более председатель правительства, руководитель «Единой России», глава государства замечают ли, что каждый ежемесячный статистический доклад показывает ступеньку вниз?

* * *

Созданная в нашей стране паразитическая надстройка привела к уничтожению производительных сил в огромном числе, сел и деревень всех республик, краев и областей. У них отняты силы для возрождения, а пока еще уцелевшие сельскохозяйственные предприятия и различные мелкие товаропроизводители лишены нормальных экономических условий не только для расширенного воспроизводства, но и хотя бы для самосохранения на каком-то сносном уровне. В их массе они подвергаются нещадному грабежу и остаются даже без оборотных средств. При малейшем формальном поводе их перемалывает машина искусственного банкротства.
Именно это подрубает отрасль крупного рогатого скота – хотя бы на ее сохранение нет денег ни у села, ни в куцем государственном бюджете.
Капиталистическое правительство по-прежнему утешается ростом удельного веса домашних хозяйств по сравнению с остатками бывших колхозов и совхозов. В хозяйствах населения, по расчетам, содержат основную массу крупного рогатого скота, около половины общего стада – это больше 8 миллионов голов. И хотя из множества мест поступают свидетельства, что в действительности расчетные данные далеко превышают остатки скота в личных подворьях опустевших сел, все-таки на них держится надежда, что коровы не исчезнут окончательно из статистики.
Новая надежда правительства на недавно возникшие гигантские свинокомплексы очень далека от исторических запросов страны. Да, в последние несколько лет в четырех областях наконец-то превысили поголовье свиней 1990 года. Причем в Белгородской области, при ее небольших посевных площадях, и впрямь создали, как в знаменитой оперетте, «величайшее свинство в мире» – комплексы почти на 4 миллиона свиней.
Однако огромный  ущерб для страны в том, что в 74 республиках, краях и областях эта скороспелая отрасль угроблена и остается ниже уровня 1990-го, а в 48 регионах ниже и 2000 года! А в целом вместимость свиноферм вдвое меньше, чем при народной власти, в селах разрушены механизированные корпуса на 19 миллионов голов.
Может, еще более разорительна ликвидация столь привычной многовековой отрасли – овцеводства. В докладах с гордостью отмечают, что, по расчетам, удельный вес овец и коз в хозяйствах населения составляет почти половину общего их числа. Ну а в сельскохозяйственных организациях – лишь 17%. Тут стоит добавить, что в этих организациях общая отара овец и коз на сегодня уменьшена уже в 10 раз!
И в связи со всем этим кто-нибудь в капиталистической власти поднялся на трибуну и стал бить себя в грудь и каяться, сколько десятков тысяч сел и деревень лишили вековечной основы их жизни – современных ферм крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей и других отраслей животноводства? Сколько тружеников лишено круглогодичной занятости в производстве высококачественных продуктов питания. Сколько теперь пропадает ценнейшего зеленого богатства на 40 миллионах гектаров заброшенных полей и десятках миллионах гектаров забытых лугов и пастбищ.
Какие теряют народ и государство огромные доходы, единственным источником которых было загубленное реставраторами капитализма производство в поле и на животноводческой ферме родного села, а вовсе не спекуляция в монопольных торговых сетях и не безумно завышенные кредитные ставки в бесчисленных ростовщических банках!
Преодолевая огромные тяготы, в особенности последствия фашистского нашествия, труженики благоустраивали свои села, строили школы, больницы, дома культуры, дороги – и всё для удобства и высокого человеческого достоинства сынов и дочерей народа. Почему рядившиеся демократами отняли все это и стали коверкать жизнь бульдозером «реформ»?
Но напрасно ждать. Никто из сидящих во власти «эффективных собственников» народного богатства ни сном ни духом не помышляет о благе творцов этих богатств. В особую заслугу колониального строя ставится гонка сырья за границу. Положение села измеряется теперь растущим из года в год вывозом зерна за границу – Россию стараются превратить в его главного поставщика на мировой рынок.
Жаждущие наживы господа днем с огнем не видят оставленное ими без кормов животноводство, разоренные и опустошенные просторы чужой для них страны. «Единая Россия» для них – только прикрытие. Но мужик в поисках дороги повторяет мудрость дедов и прадедов: «Не пора ли поворачивать оглобли?»

 

Федор ПОДОЛЬСКИХ

http://sovross.ru/articles/1469/27609