Российская Федерация становится государством-банкротом, проедающим всё, что было накоплено в советское время

У разбитого корыта

ЗА ПОСЛЕДНЮЮ четверть века Россия превратилась в страну продажных политиков, коррупционеров, воров в законе и предателей. Четверть века назад эти категории деляг захватили власть в России. Результатом их правления стало недоумение миллионов хронически обманываемых ими россиян: почему в нашу богатейшую страну не идут зарубежные инвестиции и куда деваются отечественные бюджетные средства и ресурсы при созданных ныне экономических и финансовых структурах? Поскольку этим и подобным вопросам столько же лет, сколько нынешним капиталистическим порядкам, то народу пора осознать: необходимо целиком трансформировать систему власти.

Пока сохраняется нынешнее государственное устройство, всё его совершенствование сводится к переименованию милиции в полицию и созданию наряду со Счётной палатой РФ бесчисленного множества федеральных служб по надзору за всем и вся. Вот и продолжают плодиться всяческие агентства и департаменты в составе министерств, а также сидящие на шее промышленности так называемые государственные корпорации, функционирующие как акционерные общества, но при этом симулирующие управление государственными предприятиями от имени правительства.

До развития экономики существующей системе власти дела нет. Все её заботы сводятся в основном к поиску денег для поддержания коммерческих банков и содержания непомерно разросшегося аппарата государственных и муниципальных чиновников. Кстати, в Российской Федерации расходы на государственное управление на конец 2015 года достигли 7,1% бюджета, а в СССР по этой статье расходовалось всего около 0,8%, хотя масштаб государства был значительно большим.

Минфин РФ недавно вновь предупредил правительство, что в 2016 году будет полностью исчерпан Резервный фонд, а в 2017 году ожидается полное исчерпание Фонда национального благосостояния России. Посему министерство предлагает в качестве ресурса использовать пенсионные деньги, а для покрытия текущего дефицита бюджета увеличить все существующие налоги и ввести новые, например на отдых. В правительстве ведётся интенсивный поиск путей дальнейшего сокращения расходов на образование, медицину, науку и социальное обеспечение.

Половина бюджета страны в течение уже четверти века держится на продаже непереработанных углеводородов и прочего минерального сырья. Однако на фоне снижения мировых цен на эти товары РФ продолжает снижать свою долю в мировой экономике. И эта тенденция будет усиливаться. По прогнозу минэкономразвития, в ближайшие три года нефтяные и газоконденсатные ресурсы сократятся настолько, что будут не в состоянии поддерживать хотя бы нынешнюю доходную часть бюджета. Следовательно, для выживания России требуется в кратчайшие сроки обеспечить развитие высокотехнологичной перерабатывающей промышленности, в том числе глубокой переработки нефти и другого органического и минерального сырья.

Преступно сохранять курс на разрушение таких высокотехнологичных отраслей промышленности, как авиационная, нефтехимическая, автомобильная, судостроительная, радиоэлектронная и т.д., а также тормозить развитие высокомеханизированного сельского хозяйства. Об этом уже четверть века говорят специалисты практически всех отраслей экономики страны. Симулируя отклик на потребность времени, минпромторг подготовил более 40 целевых государственных программ и стратегий развития авиационной, судостроительной, нефтехимической и других отраслей народного хозяйства. Однако ни одна из них фактически не выполняется. Да и создавались они в основном для галочки, так как к разработке этих документов не привлекались ни учёные из учреждений РАН и высшей школы, ни специалисты ведущих предприятий промышленности.

Все целевые программы независимо от их отраслевой принадлежности напичканы набором лозунгов и общих фраз типа «широко внедрять инновации», «улучшить инвестиционный климат», «повысить конкурентоспособность продукции», «создать высокопроизводительные рабочие места», «усилить модернизацию», «привлечь зарубежных инвесторов», «повысить производительность труда» и т.д. и т.п. Подобный набор штампов свидетельствует о том, что целевые программы составляли не профессионалы, а дилетанты: по этим лозунгам невозможно внятно сформулировать конкретные цели, установить задания и проконтролировать их выполнение.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА страна проедает накопленное в советское время. В 1965—1980 годах в СССР было построено более 400 заводов по глубокой переработке минерального сырья. По данным экспертов Международного института проблем химизации современной экономики, «уровень химизации в ВВП в те годы составлял 7% (сейчас у нас менее 1%). В те годы по производству базовых химических продуктов мы обгоняли США. Сегодня же Россия не может достичь уровня производства даже 1990 года. В настоящее время по потреблению химической продукции на душу населения Россия отстаёт в разы от всех развитых стран».

Затраты на НИОКР в химии у нас меньше, чем в США, в 350 раз. Развивающиеся страны, кроме России, опираясь на химизацию, нарастили ВВП с 2008 года на 25%. Аналогичное положение наблюдается и в других отраслях промышленности и сельского хозяйства. И если вдруг (гипотетически) правительство где-то отыщет деньги, то их вложения в промышленность (даже если удастся миновать спекулятивную стадию, создаваемую коммерческими банками) не дадут нужного результата. Беда в том, что за четверть века проведения «демократических реформ» выросло новое поколение, у которого сформировалось устойчивое стремление получить доступ к административной и сырьевой ренте, мечта работать исключительно в крупных акционерных компаниях или государственных структурах в качестве разного рода менеджеров и их помощников.

Сегодня, по данным исследователей, специалистами-производственниками и представителями прикладной науки хотели бы стать лишь около 12% молодёжи. При такой «престижности» работы в научно-производственных отраслях нас ожидает печальное будущее.

Георгий ШИБАНОВ. Заслуженный деятель науки и техники РФ

http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/135-30486-2-5-dekabrya-2016-goda/u-razbitogo-koryta/