О путях укрепления межнационального единства в России

Первый заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Валерий Рашкин 7 июня выступил на круглом столе комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации.

— История показывает, что обострение межнациональной напряженности возникает, как правило, на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в стране, на волне экономического кризиса. Акцентирование национальных проблем происходит не от хорошей жизни.

В ситуации постоянного падения реальных доходов населения, роста цен даже на самые необходимые товары, увеличения числа трудовых конфликтов, в том числе по задержке и невыплате зарплат, рост протестных настроений может спровоцировать активизацию межнациональных конфликтов.

В связи с этим реальное укрепление межнационального и межконфессионального единства возможно лишь в контексте качественного улучшения социально-экономической ситуации в России: преодоления бедности, обеспечения роста реальных доходов и уровня жизни населения, стимулирования собственного производства и увеличения числа рабочих мест, создания всех условий для трудового и творческого развития внутри страны. Решение этих проблем должно стать главной целью всех общественных и политических сил России.

В то же время нельзя забывать и о стоящей перед политическими партиями и депутатами текущей задаче по совершенствованию законодательства, посвященного межнациональным отношениям.

КПРФ в течение последних лет неоднократно выступала с целым рядом инициатив по нормализации межнациональных отношений в России. Некоторые из них нашли свое практическое воплощение: так, в 2015 году властью была услышана наша позиция о необходимости создания специального органа, курирующего вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. По поручению президента РФ было создано профильное Федеральное агентство по делам национальностей. Однако большая часть инициатив КПРФ последовательно игнорируется.

Так, в целях преодоления дотационной дискриминации исторического ядра России – Нечерноземья – мы предлагали пересмотреть принципы распределения межбюджетных трансфертов регионам России. Очевидно, что огромные дотации из федерального бюджета направляются в национальные республики, при этом отчетливо прослеживается недофинансирование регионов с преобладающей долей русского населения. Кроме того, нами предлагалась разработка комплексной государственной программы развития русской культуры в России. Согласно позиции депутатов от КПРФ, развитие исторического ядра страны и культуры государствообразующего русского народа должно способствовать гармонизации межнациональных отношений.

Другой важной темой, на которую обращает внимание КПРФ, является массовая незаконная миграция – одна из ключевых причин возникновения межнациональных конфликтов. Депутаты от нашей фракции выступали с целым комплексом мер, направленных на наведение порядка в этой сфере. В их числе:

— пожизненный запрет на въезд в Россию иностранцам, совершившим уголовное преступление в РФ, что позволит ввести барьер для криминальных лиц, въезжающих в РФ, и снизить уровень преступности;

— введение визового режима со странами Средней Азии, что позволит резко уменьшить число прибывающих в Россию нелегальных мигрантов, в разы сократить контрабанду наркотиков в Россию;

— введение ответственности за предоставление торговых мест нелегальным мигрантам;

— принятие нормы, согласно которой неграждане России, задержанные с оружием, высылаются из страны;

— полный запрет деятельности на территории РФ радикальных нетрадиционных религиозных экстремистских организаций и в первую очередь ваххабитов.

Учитывая очевидную необходимость принятия мер по контролю над нелегальной эмиграцией, важно вернуться к их всестороннему обсуждению.

При этом эти и любые другие шаги по гармонизации межнациональных отношений возымеют лишь ограниченный эффект без поддержки общественных объединений и религиозных организаций, играющих роль связующего звена между государством и гражданами России разных национальностей и вероисповедания.

Так, их важнейшей ролью является бескомпромиссная публичная оценка действий, направленных против межнационального и межконфессионального мира.

Депутаты от КПРФ неоднократно обращались к руководству религиозных организаций России с просьбой дать оценку наиболее резонансным преступлениям в этой области. В качестве примера можно привести инцидент, потрясший в прошлом году жителей Москвы, когда уроженка Узбекистана Гюльчехра Бобокулова, работавшая няней у московской семьи, убила 4-летнюю девочку, обезглавила ее и подожгла квартиру. Тогда, обратившись к лидерам ислама в России, мы подчеркивали, что именно их официальная оценка преступления позволит избежать его исламизации и, как следствие, обострения социальных конфликтов, в том числе на религиозной и межнациональной почве, риска новых преступлений.

Со своей стороны, перед Государственной Думой стоит задача создания всех необходимых законодательных условий для дальнейшего развития работы общественных объединений, наделения их законными правами и реальными возможностями для осуществления деятельности по межэтническому сотрудничеству.

В связи с этим целесообразно выслушать мнение присутствующих на круглом столе представителей общественных и религиозных объединений о том, какие законодательные меры необходимы для увеличения эффективности их работы. Это позволит скорректировать план работы Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, поставить на рассмотрение вопросы, назревшие к обсуждению и решению.

https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/166042.html