Газета «Правда». Муниципальный фильтр — дубина для КПРФ

В начале августа состоялось заседание ЦИК России, на котором было принято незаконное, по нашему мнению, решение по жалобе Вячеслава Мархаева. Напомним обстоятельства, предшествовавшие этому.

25 ИЮЛЯ 2017 ГОДА Избирательная комиссия Республики Бурятия постановила отказать В.М. Мархаеву, выдвинутому Бурятским республиканским отделением КПРФ, в регистрации кандидатом на должность главы Республики Бурятия в связи с тем, что количество подписей, содержащихся в листах поддержки кандидата, оказалось недостаточным для его регистрации.

Тогда наш кандидат обратился с жалобой в ЦИК России, где постановили оставить её без удовлетворения.

Резонанс этого события сложно переоценить, поскольку смело можно утверждать, что жители Республики Бурятия лишились права на конкурентные, честные и справедливые выборы, определяющие их дальнейшую судьбу. Со дня принятия постановления Народного Хурала Республики Бурятия о назначении выборов главы Республики не было ни дня, когда бы в штаб КПРФ по выборам не поступала информация о вопиющих нарушениях проведения избирательной кампании со стороны других кандидатов.

Особенно это касалось сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата — пресловутый «муниципальный фильтр». Так, на должность главы Республики Бурятия должно было быть собрано 216 указанных подписей не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов и городских округов, то есть не менее чем в восемнадцати, находящихся на территории Республики Бурятия.

Однако при сборе подписей депутатов в поддержку выдвижения В.М. Мархаева выяснилось, что депутаты девяти районных Советов в течение одного дня, 13 июня, в связи с возможным, как нам представляется, административным давлением, поставили свои подписи в листах поддержки за трёх кандидатов на должность главы республики: А.С. Цыденова (выдвинутого партией «Единая Россия»), С.Д. Дороша (выдвинутого партией ЛДПР) и Б.Б. Багдаева (выдвинутого партией «Коммунисты России»). Тем самым были собраны подписи почти 100 % депутатов и глав (156 из 157 депутатов и глав), при этом в избирком сданы лишь 40 листов поддержки указанных выше кандидатов.

Таким образом, кандидату от КПРФ оставалась возможность сбора подписей в листах поддержки депутатов и глав лишь из 14 муниципальных районов и городских округов, что совершенно недопустимо и противоречит постановлению Конституционного суда РФ от 24.12.2012 г. № 32-П, где указано, что законодательно установленные требования (муниципальный фильтр) не должны использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определённую политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции.

Закон чётко определяет недопустимость создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов путём сбора подписей выборных лиц местного самоуправления в количестве большем, чем определённое законом субъекта Российской Федерации число подписей, необходимое для регистрации кандидата, превышенное на 5 процентов.

Подобного рода нарушения, помимо выдавливания сильнейшего кандидата из избирательной борьбы, являются достаточным основанием для аннулирования регистрации кандидатов, поскольку при сборе подписей депутатов представительных органов местного самоуправления были допущены существенные нарушения избирательного законодательства, в том числе неоднократное использование преимуществ своего должностного или служебного положения.

Поэтому, по нашему мнению, поскольку муниципальный депутат вправе поддержать только одного кандидата, то кандидат с явным административным ресурсом — врио главы Республики Бурятия А.С. Цыденов злоупотребил должностным положением для возможности собрать максимальное количество подписей с тем, чтобы лишить своих конкурентов выполнить квоту по представительству депутатов муниципальных районов и городских округов. То есть сбор подписей им проводился не в целях получения муниципальной поддержки, а для того, чтобы устранить конкурентов.

Кроме того, немаловажным является и тот факт, что сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку А.С. Цыденова и их доставка в его штаб в г. Улан-Удэ повсеместно осуществлялись главами муниципальных образований в рабочее время с использованием служебного транспорта. При этом транспортные расходы не были оплачены с его избирательного счёта.

И это далеко не единичные случаи вопиющего нарушения закона при использовании муниципального фильтра. Так, в 2012 году Ольга Ефимова была кандидатом в губернаторы Новгородской области от КПРФ, но не смогла преодолеть 10-процентный муниципальный фильтр.

В 2016 году кандидат от КПРФ на выборах губернатора Тверской области Вадим Соловьёв не прошёл муниципальный фильтр. При этом коммунист считался единственным реальным конкурентом врио главы области Игоря Рудени.

Резюмируя, можно утверждать, что муниципальный фильтр как процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидатов на должности глав регионов полностью дискредитирован, поскольку является прямым инструментом для возможности злоупотреблений и административного давления со стороны заинтересованных лиц.

Юридическая служба ЦК КПРФ

https://kprf.ru/activity/elections/167791.html