Уличные собрания решили приравнять к публичным акциям протеста. КПРФ против. Комментарий Баира Цыренова.

С любопытной законодательной инициативой выступил депутат республиканского парламента Цыденжап Батуев, который возглавляет комитет по межрегиональным связям, нацвопросам и молодёжной политике. Народный избранник предлагает проводить встречи с избирателями в соответствии с федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Иными словами, их хотят приравнять к публичным мероприятиям, сообщать о которых придётся заранее – «не ранее десяти и не позднее пяти дней», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Вопрос будет рассматриваться на очередной сессии республиканского парламента в сентябре. Если большинство парламентариев проголосуют «за», новые правила коснутся не только «хуральцев», но и депутатов всех уровней. По сути, эта инициатива призвана привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным (ФЗ № 107 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях»).

Скрытые акции

Чаще всего встречи депутатов с избирателями проходят в закрытых помещениях либо специально отведённых для этого местах, а также на внутридворовых территориях. При этом не нарушается транспортное сообщение и функционирование организаций, обеспечивающих нормальную жизнь того или иного населённого пункта. Уведомлять региональные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления о подобных собраниях не потребуется – они будут проводиться свободно и в любое время.

Вместе с тем, зачастую под встречей с избирателями скрываются митинги, шествия, демонстрации и другие массовые мероприятия, которые  могут затруднять доступ граждан к жилым помещениям, создавать помехи движению пешеходов и транспорта, а ещё – повлечь за собой сбой в работе объектов жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры. Во время таких публичных акций необходимо уделять повышенное внимание предотвращению террористических актов, провокаций и различного рода столкновений. А потому «уличные» собрания попадают под соответствующий федеральный закон. Это значит, что надо подавать уведомления об их проведении в обязательном порядке. В данном случае депутаты, проводящие митинг или демонстрацию, ничем не отличаются от других организаторов массовых акций.

Изначально ограничить самих себя во встречах с избирателями решили представители Московской городской думы. А позже с аналогичным предложением выступила депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Белых. Оппозиция законопроект не поддержала, указывая, что он нарушает принцип разделения властей и, по сути, подчиняет законодательную ветвь власти исполнительной. Тем не менее, в мае документ всё же был принят большинством голосов в третьем чтении.

К слову, 28 января на Марсовом поле в Санкт-Петербурге в знак протеста против передачи Исаакиевского собора в распоряжение Русской православной церкви прошла массовая встреча граждан с депутатами. После этого петербургский парламент принял в первом чтении законопроект, запрещающий народным избранникам общаться с избирателями на улицах, не спрашивая разрешения у Смольного.

«Выполнять требования закона»

Эта тема оказалась настолько спорной, что эксперты не смогли сойтись во мнении. Ещё минувшей зимой политолог, завкафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета Алексей Комбаев заявил ИА «Regnum», что такая инициатива должна быть проработана на федеральном уровне и проведена во всех российских регионах, включая Бурятию.

— Если исходить из того, что мы живём в правовом государстве, то любое действие человека или группы лиц должно диктоваться буквой закона, а не псевдоидеалами справедливости и правды, так как у каждого она своя, – отметил эксперт. – А отстаивание каждым своей правды в исторической ретроспективе уже показало свои результаты 100 лет назад, что привело к одной из самых больших трагедий Российского государства.

Он отметил, что сегодня в законе «есть существенные пробелы, которые становятся инструментом спекуляции на общественных идеалах».

— Очень часто депутаты проводят встречи в форме собраний, что не требует от организаторов предварительно уведомлять органы власти о предстоящем мероприятии, – пояснил Алексей Комбаев. – Если же депутат принимает решение провести встречу с избирателями в форме «иного публичного мероприятия», то для обеспечения безопасности участников и других жителей города, а также бесперебойного движения транспорта, необходимо выполнять требования, предусмотренные федеральным законом о митингах и шествиях.

«Это принесёт вред»

Иного мнения придерживается депутат Народного Хурала от КПРФ Баир Цыренов.

— Как действующий депутат могу сказать, что сам иногда пользовался подобным механизмом. Потому что федеральный закон №54 («О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – прим. авт.) не позволяет оперативно реагировать на меняющуюся обстановку и на возникающие проблемы. А проблемы порой бывают такие, что они требуют срочного вмешательства, решения, и люди не имеют возможности выйти на митинг. Невозможно не то что в течение дня его организовать, а даже за неделю. Минимальные сроки – 10 дней. Плюс процедура согласования, возможный отказ, запрет по надуманным причинам, – пояснил парламентарий.

Цыренов отметил, что он против каких-либо изменений в этой сфере.

— Это принесёт только вред, лишит возможности выражать своё мнение людям, столкнувшимся с проблемами. Добавлю, что сегодня практически нереально провести и референдум. Наша партия пыталась сделать это и в 2005 году, и в 2011-м, но по факту не получается. И таким образом власти сегодня пытаются максимально обезопасить себя от граждан, защищающих свои права, – подытожил коммунист.

http://www.infpol.ru/news/politics/131976-deputaty-narodnogo-khurala-zapretyat-sebe-vstrechatsya-s-izbiratelyami-bez-razresheniya/