В Республике Бурятия КПРФ занимает первое место по позитивности медиа-индекса

Медиа-измерения: Представленность политических партий в региональных СМИ в выборных регионов

Эксперты Центра исследований политической культуры России и Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний проанализировали медиа-представленность ведущих политических партий в СМИ выборных регионов. Активность в масс-медиа — это один из ключевых показателей предвыборной работы партийных отделений.

Структура публикаций о парламентских партиях в прессе 20 регионов

Регион КПРФ ЕР
кол-во сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-31.12.16 Изменение кол-во сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-31.12.16 Изменение
Севастополь 3883 56% 59% -4% 1544 22% 30% -8%
Респ. Бурятия 1896 41% 24% 16% 1529 33% 60% -27%
Пермский край 1440 38% 30% 8% 1175 31% 43% -12%
Томская обл. 886 34% 29% 5% 700 27% 47% -20%
Респ. Мордовия 617 33% 21% 12% 891 47% 65% -18%
Новгородская обл. 869 32% 35% -4% 838 30% 37% -6%
Белгородская обл. 933 31% 31% 0% 1134 37% 54% -17%
Пензенская обл. 1011 30% 13% 17% 1710 51% 81% -30%
Сахалинская обл. 585 28% 15% 13% 900 44% 57% -14%
Саратовская обл. 4012 28% 14% 14% 6491 45% 74% -29%
Ярославская обл. 1773 27% 19% 9% 2701 42% 61% -20%
Краснодарский край 2094 27% 22% 5% 3561 46% 56% -10%
Респ. Карелия 1158 27% 18% 8% 1591 37% 60% -23%
Респ. Северная Осетия 433 27% 19% 8% 735 45% 63% -18%
Респ. Марий-Эл 377 24% 21% 3% 754 48% 56% -8%
Кировская обл. 1163 24% 23% 1% 2060 42% 59% -18%
Рязанская обл. 1064 23% 14% 9% 2403 53% 75% -22%
Калининградская обл. 900 23% 15% 8% 1436 37% 52% -15%
Свердловская обл. 6446 23% 22% 1% 11690 41% 50% -9%
Удмуртская Республика 753 20% 23% -3% 1784 46% 62% -16%
Итого 32293 29% 23% 6% 45627 40% 58% -18%
Регион ЛДПР СР
кол-во сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-31.12.16 Изменение кол-во сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-15.09.17 % сообщ. 01.01-31.12.16 Изменение
Севастополь 845 12% 6% 6% 688 10% 4% 6%
Респ. Бурятия 807 17% 7% 11% 397 9% 9% 0%
Пермский край 650 17% 17% 0% 551 14% 11% 4%
Томская обл. 547 21% 14% 7% 480 18% 10% 9%
Респ. Мордовия 245 13% 10% 3% 124 7% 4% 3%
Новгородская обл. 556 20% 14% 6% 494 18% 14% 4%
Белгородская обл. 553 18% 10% 8% 438 14% 6% 9%
Пензенская обл. 437 13% 3% 10% 219 6% 3% 3%
Сахалинская обл. 323 16% 13% 3% 258 12% 15% -2%
Саратовская обл. 2289 16% 8% 8% 1631 11% 4% 7%
Ярославская обл. 1127 17% 11% 6% 889 14% 9% 5%
Краснодарский край 1223 16% 15% 1% 927 12% 8% 4%
Респ. Карелия 818 19% 10% 9% 754 17% 11% 6%
Респ. Северная Осетия 236 15% 7% 7% 222 14% 11% 3%
Респ. Марий-Эл 231 15% 11% 4% 209 13% 10% 3%
Кировская обл. 1268 26% 12% 14% 443 9% 6% 3%
Рязанская обл. 601 13% 6% 7% 474 10% 5% 6%
Калининградская обл. 1255 32% 26% 6% 324 8% 7% 1%
Свердловская обл. 5654 20% 15% 5% 4686 16% 13% 4%
Удмуртская Республика 589 15% 6% 10% 732 19% 10% 9%
Итого 20254 18% 11% 7% 14940 13% 8% 5%

С 1 января по 15 сентября 2017 года больше всего упоминаний парламентских партий в СМИ Свердловской обл. (28 476), Саратовской обл. (14 423) и Краснодарского края (7805).

По упоминаемости в течение политического года КПРФ занимает первое место в Севастополе (56% против 22% у «ЕР»), Республике Бурятия (41% против 33% у «ЕР»), Пермском крае (38% против 31% у «ЕР), Томской области (34% против 27% у «ЕР») и Новгородской области (32% против 30% у «ЕР»).

Всего в 13 из 20 регионах КПРФ занимает по числу упоминаний второе место после «Единой России» и ЛДПР.

КПРФ на третьем месте в Кировской и Калининградской областях, уступая «ЕР» и ЛДПР.

По итогам первых трех кварталов 2017 года по сравнению с 2016 годам позиции КПРФ усилились в 16 регионах, в одном остались неизменными, а в 3 регионах ослабли.

В рассматриваемом периоде «Единая Россия» лишь в Рязанской (53%) и Пензенской (51%) областях имеет более 50% информационного пространства.

Качественный анализ освещения партий в региональных СМИ

Конечно, важно не только количество публикауемых материалов, но и направленность (поитивная или негативная) этих публикаций. Этот параметр отражается в медиа-индексе «Медиалогии», который рассчитывается не только по шкале «позитив-негатив», но и учитывает тираж издания, охват читателей, которые могут ознакомиться с этой публикацией.

Как показал анализ, КПРФ занимает первое место по позитивности медиа-индекса в анализируемый период в Республике Бурятия и Томской области (табл.4).

Таблица 4.

Медиа-индекс партий в прессе 19 регионов

Регион КПРФ Единая Россия
Медиа-индекс 01.01-15.09.17 Медиа-индекс 01.01-31.12.16 Изменение Медиа-индекс 01.01-15.09.17 Медиа-индекс 01.01-31.12.16 Изменение
Свердловская обл. 47510 37536 9974 72255 62223 10032
Саратовская обл. 15357 15502 -145 28870 38598 -9728
Краснодарский край 8336 4600 3736 11413 5985 5428
Севастополь 8113 874 7239 8927 4620 4307
Респ. Карелия 4931 3542 1389 4944 7623 -2679
Калининградская обл. 4291 7820 -3529 8445 11298 -2853
Кировская обл. 3603 5566 -1963 6634 9576 -2942
Пензенская обл. 3574 9982 -6408 6864 2919 3945
Сахалинская обл. 3490 11454 -7964 7324 26922 -19598
Ярославская обл. 3290 5612 -2322 7829 5922 1907
Респ. Бурятия 3248 2070 1178 1846 2016 -170
Пермский край 2925 4784 -1859 3776 3906 -130
Новгородская обл. 2721 2254 467 3056 987 2069
Томская обл. 2559 7452 -4893 2312 2898 -586
Рязанская обл. 2361 7084 -4723 8191 27468 -19277
Удмуртская Республика 2146 1058 1088 6534 5607 927
Респ. Марий-Эл 1791 423 1368 3107 841 2266
Белгородская обл. 901 276 625 1605 966 639
Респ. Мордовия 735 92 643 1348 966 382
Респ. Северная Осетия 547 552 -5 1155 840 315
Итого 122429 128110 -5681 196435 221256 -24821
Регион ЛДПР СР
Медиа-индекс 01.01-15.09.17 Медиа-индекс 01.01-31.12.16 Изменение Медиа-индекс 01.01-15.09.17 Медиа-индекс 01.01-31.12.16 Изменение
Свердловская обл. 36402 42826 -6424 30065 26220 3845
Саратовская обл. 7796 5612 2184 4854 3864 990
Краснодарский край 4977 5934 -957 3388 1610 1778
Севастополь 3599 598 3001 3627 966 2661
Респ. Карелия 1787 -322 2109 1847 2898 -1051
Калининградская обл. 5434 11086 -5652 1568 1380 188
Кировская обл. 4346 2530 1816 1736 1518 218
Пензенская обл. 1384 3220 -1836 742 2760 -2018
Сахалинская обл. 1509 16376 -14867 938 19136 -18198
Ярославская обл. 2029 2898 -869 1871 1840 31
Респ. Бурятия 1756 1451 305 582 241 341
Пермский край 2391 3588 -1197 1621 552 1069
Новгородская обл. 2500 3864 -1364 1763 552 1211
Томская обл. 1760 4002 -2242 1360 230 1130
Рязанская обл. 1911 2484 -573 1290 322 968
Удмуртская Республика 1949 782 1167 2557 1748 809
Респ. Марий-Эл 1295 378 917 694 261 433
Белгородская обл. 601 254 347 610 368 242
Респ. Мордовия 336 45 291 126 31 95
Респ. Северная Осетия 352 46 306 260 92 168
Итого 84114 105524 -21410 61499 66102 -4603

В 15 регионах КПРФ занимала по ходу выборной кампании второе место по медиа-индексу. Третье место КПРФ в Калининградской и Кировской областях, уступая «ЕР» и ЛДПР, в Удмурской Республике, уступая «ЕР» и «СР».

«Единая Россия» занимает первую позицию по медиа-индексу в 18 регионах, уступая КПРФ в Республике Бурятия и Томской области. В целом, «ЕР» имеет медиа-индекс на в 1.6 раз больший, чем у КПРФ, почти в 2.5 раза больший, чем у ЛДПР и более чем в 3 раза больший, чем у «СР».

Кандидаты в губернаторы в СМИ выборных регионов

В таблице 5 приведены данные об упоминаемости в СМИ кандидатов в губернаторы с середины июля по середину сентября. В среднем кандидаты в губернаторы от «Единой России» опережают оппозиционных по упоминаемости в 23 раза. Самым большим преимуществом кандидаты от власти по сравнению с оппозицией располагают в Республике Мордовия (в 249 раз), в Белгородской (в 88 раз) и Ярославской (в 87 раз) областях, Рязанской области и Удмуртской республике (в 34 раза) и Севастополе (в 33 раза).

В Республиках Бурятия и Карелия, Пермском крае, Калининградской, Кировской, Новгородской, Саратовской, Свердловской и Томской областях отставание оппозиционных кандидатов от представителей власти в среднем – в 15 — 18 раз.

Таблица 5.

Кандидаты в губернаторы в региональных СМИ

Регион Кол-во сообщ. кандидатов.
от ЕР от КПРФ от ЛДПР
Саратовская область (О.Н. Алимова) 11080 692 120
Респ. Бурятия (В.М. Мархаев) 4343 534 75
Пермский край (И.А. Филатова) 5945 514 393
Кировская область (С.П. Мамаев) 3257 368 252
Республика Карелия (Е.А. Ульянов) 5263 330 223
Калининградская область (И.А. Ревин) 4370 215 173
Рязанская область (В.Н. Федоткин) 6403 187 175
Новгородская область (О.А. Ефимова) 2519 162 180
Республика Удмуртия (В.П. Бодров) 4414 130 79
Севастополь (Р.В. Кияшко) 4037 122 45
Томская область (Н.Г. Барышникова) 2596 63 166
Ярославская область (М.К. Парамонов) 5445 62 14
Белгородская область (С.Г. Панов) 1954 22 8
Свердловская область (А.А. Парфенов) 13959 10 973
Респ. Мордовия (Д.В. Кузякин) 1989 8 30
Всего 77574 3419 2906

В 10 из 15 избирательных регионов кандидаты от КПРФ уверенно занимают второе место по упоминаемости: в Респ. Бурятия (В.М. Мархаев), Респ. Карелия (Е.А. Ульянов), в Удмуртской Республике (В.П. Бодров), в Пермском крае (И.А. Филатова), Белгородской (С.Г. Панов), Калининградской (И.А. Ревин), Кировской (С.П. Мамаев), Саратовской (О.Н. Алимова) и Ярославской (М.К. Парамонов) областях, а также в Севастополе (Р.В. Кияшко).

График 5.

Количество сообщений о кандидатах в губернаторы
от КПРФ и ЛДПР

В Рязанской области, например, кандидат В.Н. Федоткин соответственно не имел явного преимущества над А.Н. Шериным из ЛДПР, лидируя по количеству сообщений, но проигрывая представителЛДПР по медиа-индексу.

График 5.

Медиа-индекс кандидатов в губернаторы от КПРФ и ЛДПР

В четырех регионах кандидаты-коммунисты проиграли оппонентам из ЛДПР по упоминаемости. Д.В. Кузякин в Республике Мордовия проиграл кандидату от ЛДПР Е.П. Тюрину. О.А. Ефимова в Новгородской области — А.Ю. Морозову из ЛДПР. Практически в три раза хуже по упоминаемости в сравнении с А.Н. Диденко, кандидатом от ЛДПР, упоминалась в Томской области Н.Г. Барышникова. Особенно плохая была ситуация для кандидата в губернаторы от КПРФ в Свердловской области, где А.А. Парфенов сильно отставал от своего оппонента из ЛДПР И.А. Торощина. Но, видимо, общефедеральный медийный фон помог большинству из «отстающих» выйти на второю позицию по итогам выборов.

В целом, анализируя медийную активность кандидатов и партий, можно отметить, что она в значительной степени коррелировала с результатами выборов. И там, где у кандидатов преимущество по количеству публикаций и по медиа-индексу было существенным они показывали и соответсвующий электоральный результат.

Мониторинг вели эксперты: Ю.Болконский, Д.Стрелков, Н.Волков. Ответственный за выпуск — доктор политических наук С.П.Обухов

Подробнее: https://kprf.ru/activity/elections/168983.html