В России резко увеличилось число трудовых конфликтов

Ширится фронт протеста

В России резко увеличилось число резонансных трудовых конфликтов, которые выливаются в пикеты, забастовки и протесты. По данным Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), на которые ссылается портал Finanz.ru, с начала года в стране зафиксировано 893 таких случая.

ПРОТЕСТНАЯ активность на предприятиях растет каждый квартал с начала года, при этом резкий ее всплеск состоялся в последние три месяца: так, в январе — марте конфликтов было 177, в апреле — июне — 225, а за июль — сентябрь — 491.

«Подавляющее большинство трудовых конфликтов на предприятиях было связано с задержками и невыплатами заработной платы», — констатируют эксперты ЦЭПР. Число таких случаев стабильно растет с начала года. В третьем квартале эксперты зафиксировали 447 предприятий, где из-за неисполнения обязательств между работниками и руководством разгорелся конфликт.

По сравнению со вторым кварталом их число выросло вдвое, по сравнению с началом года — втрое.

При этом на 27 предприятиях проблемы привели к массовым акциям работников, вплоть до голодовок.

«Типичная ситуация на российских предприятиях, когда работники, подчас крупные трудовые коллективы градообразующих предприятий, годами не могут получить задолженность по зарплате от обанкротившегося работодателя», — отмечает ЦЭПР в докладе.

Так, продолжаются протесты бывших работников угольных компаний — обанкротившихся предприятий ГК «Кингкоул» и ОАО «Шахта «Восточная».

После голодовки в 2016 году и угрозы выехать в Москву им удалось добиться выплаты половины долгов по зарплате, копившихся несколько лет и достигавших 300 млн рублей. Но оставшиеся деньги не выплачены. В третьем квартале шахтеры продолжали стоять в постоянном пикете в городе Гукове, снова провели голодовку, но результатов не добились. Активистов приговаривают к штрафам и угрожают уголовными делами, говорится в докладе ЦЭПР.

Также безрезультатно продолжают протестовать работники ОАО «Радиоприбор» в Приморском крае, которым предприятие задолжало 400 млн рублей, птицефабрики «Кумылженская» в Волгоградской области, где долги достигают 22 млн рублей, и ООО «Русьхлеб» в Ярославской области, признанного банкротом в 2016 году с долгами по зарплате в 52 млн рублей.

В сентябре объявляли голодовку работники ООО «Дарасунский рудник» в Забайкальском крае, приводит другой пример ЦЭПР. На предприятии прошли массовые сокращения (более 500 человек), при этом выплаты компенсаций уволенным были задержаны. «Мирные» обращения в прокуратуру, трудовую инспекцию и приемную полпреда президента в ДФО результатов не дали, и лишь после голодовки уволенным удалось добиться части возмещения.

«Анализируя ситуацию на разных предприятиях, можно заметить признаки явного благоприятствования местной власти работодателям-банкротам. Долги не выплачиваются, но собственники редко несут ответственность, в лучшем случае за решетку отправляются «стрелочники». Особенно это касается представителей российского крупного бизнеса. Это заставляет говорить о коррупции как об одной из причин возникновения социальных конфликтов и протестов на предприятиях», — отмечается в докладе ЦЭПР.

Трунин Юрий

https://kprf.ru/pravda/issues/2017/128/article-59891/