КТО И КАК ТЯНЕТ «РЕПУ» КОРРУПЦИИ

Коррупция в России настолько укоренилась, что эту выращенную в тепличных условиях «репку» не может вытянуть никто – ни дедка, ни бабка, ни жучка, ни внучка. Получается, что корчует власть не ту репку, а какой-то муляж вместо нее. А «бабки» – наш государственный бюджет, разворовываются.

Характерно, что еще несколько лет назад вопросы борьбы со злом обсуждались за круглыми столами чиновников с общественностью. Нынче обсуждения крайне редки, а главным защитным козырем власти стало неожиданное открытие: коррупция существует во всех странах.

Уровни коррупции

Одним из свидетельств реальной борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является тот уровень, до которого поднимается государство, выявляя коррупционеров. Например, в Саудовской Аравии комитет по борьбе с коррупцией раскрыл схемы, по которым были задержаны 4 министра и 11 принцев, а с ними еще 208 вероятных взяточников.
В Бразилии около 1 года назад бывшему президенту Дилме Русеф был объявлен импичмент за незаконное распределение государственных средств. А в этом году прокуратура предъявила обвинения в коррупции действующему президенту Мишелу Темеру. Для этого были проведены масштабные расследования.
В нашей стране, если в СМИ проходит информация о незадекларированной недвижимости высокопоставленных лиц, то официальных расследований по публикациям не проводится. А депутаты Госдумы или Совета Федерации делают на этот счет заявления типа «это оговор, я никогда не поверю, я за него ручаюсь».
За четверть века страна наработала позорную практику расследований коррупционных дел в отношении элиты. Это и дело экс-министра обороны А. Сердюкова с его спутницей Е. Васильевой, дело по игорному бизнесу подмосковных прокуроров, и многие другие уголовные дела с декоративным исходом расследований.
Целая серия уголовных дел в отношении экс-губернаторов и дело по обвинению во взятке экс-министра А. Улюкаева лишь подтверждают глубину коррумпированности чиновничества в России. Говорить о тех делах как об открытой войне с коррупцией – явная переоценка.

Бои регионального значения

С арестом по подозрению во взятках Никиты Белых коррупция в Кировской области существенных потерь не понесла. Произошло лишь ослабление одного клана с одновременным укреплением другого. В небольших регионах страны обстановка с коррупцией еще более глубинна и непоколебима. Это как в большой деревне, где все друг друга знают, все видят криминальное болото, но молчат. От этого коррупционеры только наглеют и страхуют друг друга, как это делают альпинисты, находящиеся в одной связке.
Я бы назвал несколько криминальных сфер, своего рода отраслей криминала, характерных для нашего региона. У нас нет нефти и газа, нет алмазов и других подобных даров природы, где ставки особенно высоки. Доведена до состояния полуагонии алкогольная промышленность, которая часто притягивает игроков криминала. Но это не значит, что коррупционерам нечем заняться.
На мой взгляд, коррумпированной десятки лет является лесная промышленность. Серьезно криминализован банковский сектор, особенно по крупным кредитам в АПК. Процветает коррупция в сфере банкротства предприятий, где судьи, конкурсные управляющие, правоохранительные органы и третьи лица работают в одной связке, страхуя друг друга от уголовной ответственности.
Миллиарды рублей были похищены по кредитам, выданным владельцам птицефабрик «Кировхлеба», а для объективного разбирательства уголовное дело даже не возбуждалось. Ушли в частные карманы миллиарды по кредитам, взятым для птицефабрик фиктивного агрохолдинга «Аль-Пари». Уголовное дело хотя и было возбуждено, но расследование проведено и предъявлено обвинение по 2–3 эпизодам, хотя таких эпизодов сотни. Остались безнаказанными крышеватели в правоохранительных структурах и в правительстве области.

Коррупция межрегионального значения

В настоящее время в Кировской области расследуется уголовное дело, связанное с хищениями как минимум 837 млн рублей, которые должны были поступить в государственную казну, но на пути продвижения осели в карманах высокопоставленных лиц. Для реализации коррупционной схемы в г. Кирове было создано ООО «РенБизнесАвто», зарегистрированное в Набережных Челнах.
Данная компания занималась оптовой торговлей автомобилями. Злоумышленники приобретали на предприятии-производителе КамАЗы с устаревшими экологическими стандартами (с двигателями 2-го класса), а продавали их под видом «Евро-4». В результате этой схемы ООО уходило от уплаты утилизационного сбора на автомобили КамАЗ, а цены реализации были выше установленных, что и составляло «прибыль».
В начале октября 2017 г., как сообщили «БИЗНЕС Online», в офисе компании ООО «РенБизнесАвто» был проведен обыск, с выемкой документов. Следственные действия проведены силами ФСБ и СКР Кирова, а сопровождение обеспечивалось сотрудниками, вооруженными автоматами.
Сообщается, что по указанной схеме было зарегистрировано в МРЭО ГИБДД управления МВД по Кировской области порядка 279 КамАЗов. Известно также, что в Кировскую область автомобили для регистрации не прибывали. Для этого использовались фотографии номерных узлов и агрегатов.
Преступная схема была выявлена по информации Сергея Павлиновича Мамаева, в то время депутата Госдумы России, ныне руководителя фракции КПРФ в заксобрании Кировской области и лидера КПРФ в регионе. Еще в конце 2015 г. в его руки попал рапорт инспектора ГИБДД из Краснодарского края, в котором сообщалось о задержании КамАЗа с противоречивыми характеристиками. Так, автомобиль выглядел совсем новым, а регистрация значилась годом раньше. К тому времени подобных сигналов было несколько, прежние поступали из других регионов. Информация для проверки шла в МРЭО ГИБДД Кировской области, по месту регистрации, но там и оставалась.
С 8 мая 2015 г. УМВД Кировской области возглавил К.Н. Селянин, прибывший к нам из Кемеровской области. Встреча с ним депутата Сергея Мамаева оказалась своего рода проверкой на «зрелость» в борьбе с коррупцией, ведь речь шла как раз о руководителе Управления ГИБДД Александре Плотникове, полковнике полиции и подчиненном Константина Селянина. Как рассказал мне сам Сергей Мамаев, разговор был прямым и даже жестким. Без ведома Александра Плотникова коррупционная схема практически не могла работать. И депутат, прощаясь, дал Константину Селянину трое суток, чтобы тот разобрался и решил вопрос с увольнением Плотникова.
Со слов Сергея Мамаева, личность А. Плотникова была известной в регионе еще и тем, что к нему трижды применялось дисциплинарное взыскание – объявление «о неполном служебном соответствии», однако тот сохранял свою должность и выходил из воды сухим там, где другому подобное не позволялось. Иными словами, это человек с крышей очень высотного дома, каких в Кирове не так много. Было похоже и на то, что поддержка имела прописку в Москве. С поставленной депутатом задачей Константин Селянин не справился. Вместо того чтобы провести серьезную проверку, службы УМВД стали выяснять, откуда произошла утечка информации по КамАЗам к депутату ГД С. Мамаеву.
После этого Сергей Мамаев был вынужден обратиться с заявлением в МВД. Но и оттуда помощь шла очень долго. За это время Константин Селянин получил звание генерала, а руководитель СУ Следственного комитета области Григорий Житенев сменил регион службы на Башкирию, а с июня 2017 г. стал руководителем Главного управления ПК СК РФ.
В результате помощь со скоростью дряхлой клячи (в век космических скоростей) пришла по линии ФСБ. Уголовное дело расследуется Следственным комитетом при новом руководителе, при поддержке оперативных служб ФСБ области. Осталось подождать, каковы будут результаты.
Что касается Сергея Мамаева, то он ждать умеет. С его легкой руки службы ФСБ раскрутили уголовные дела в отношении двух экс-губернаторов – Кировской области и Марий Эл. А возглавляемый им региональный Антикоррупционный комитет имени Сталина продолжает работу. И без пищи для проведения своих расследований не остается. Наличие такого органа не позволяет спать беспробудным сном органам, в чьи обязанности входит борьба с криминалом, и с коррупцией в частности.

Служа закону, служить коррупции?

Наша страна уникальна еще и тем, что Государственной думой РФ издаются законы, которые дают коррупционную пищу для чиновников, сотрудничающих с криминалом. Взять, например, законодательство в сфере госзакупок. По данным главы антимонопольной службы Игоря Артемьева, около 90% всех госзакупок осуществляется у единственного поставщика. В 48% случаев товары и услуги закупаются напрямую, а в 41,8% случаев то же самое делается в завуалированной форме.
Еще, по данным ФАС, около 85% служащих – организаторов торгов, заранее подгоняют критерии оценки заявок под нужный им результат. В итоге торги превращаются в профанацию: больше половины их ушло в «серое» поле. Аналогичная ситуация повсюду.
Антимонопольная служба Саратовской области, например, только по одному аукциону уличила в картельном сговоре для участия в госзакупках четыре ООО и три ИП. Все участники оказались зарегистрированы с одного IP адреса и в процессе аукциона действовали в пользу ООО «Центр медицинского обеспечения Саратовской области», которое и стало победителем всех 17 аукционов.
Не отстает от других регионов и Кировская область, где чиновники команды нового губернатора Игоря Васильева также продвигают интересы определенных фирм на дорожных аукционах. В итоге при ремонтных работах на дороге «Киров-Русское», на одном из участков, московская фирма «АРПТ», победившая на аукционе, уложила асфальт толщиной аж в 1 см вместо 4-х см по нормативу. Участок сразу стал давать трещины, и тогда представитель «Дирекции дорожного хозяйства г. Кирова» объяснила дефекты некорректной работой асфальтоукладчика. Якобы произошел сбой в нивелировочном устройстве.
Спрашивается, в чем логика привлечения к аукционам по ремонту дорог фирм, которые находятся от региона за сотни километров, тогда как на местах имеются свои дорожные предприятия? Объяснение может быть одним: конкретным «жучкам» и «внучкам» очень хочется вытянуть «репку», и они обращаются за помощью к своим «дедкам».

Александр ЧУПРАКОВ

http://www.sovross.ru/articles/1634/36810