Послание Путина 1 марта 2018: о чём двухчасовой агитационный ролик «основного кандидата»

Президент обратился к Федеральному Собранию с очередным посланием, которое, с учетом момента, можно считать предвыборным выступлением кандидата. Да что уж там, двухчасовым агитационным роликом, который транслируется всеми основными СМИ. О каком равенстве возможностей кандидатов можно говорить, если послание фактически незаконно было перенесено с декабря, чтобы кандидат «прозвучал» из каждого утюга аккурат накануне выборов? А другие пускай довольствуются дебатами.

Однако давайте подробнее остановимся на том, какой образ будущего предлагается нашей стране. Началось послание за здравие – с долгожданных акцентов: приоритетом развития страны объявлено обеспечение качества жизни и благосостояния людей, достаток российских семей. Давно пора, кто спорит. Тем более, даже президент вынужден признать: в последние годы число живущих за чертой бедности растет. Можно, конечно, продолжать утешать себя сравнением с 2000 годом, когда после разрухи 90-х таких людей было гораздо больше, но вряд ли этим можно бесконечно оправдывать падение уровня жизни в последние несколько лет.

В качестве достижения в этой сфере нам предлагается следующее – скоро сможем, наконец, приравнять прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. С нашим позорно низким уровнем прожиточного минимум этим не хвастаться надо, а стыдиться того, что до сих пор МРОТ даже до этого значения не дотягивает.

«Даже некоторые работающие люди живут очень скромно» – это очень мягко сказано. И по официальной статистике доля «работающих бедных» в России пугающе велика, а если учесть заниженность прожиточного минимума, то окажется, что у нас в стране не «некоторые работающие» живут скромно, а подавляющая часть населения вынуждена не жить, а выживать. Высококвалифицированные специалисты – врачи, учителя, деятели науки и культуры, работающие в бюджетных учреждениях, – получают недопустимо низкие зарплаты. Например, в провинции оплата квалифицированного врача в час сопоставима с часовой ставкой рядового работника «Макдоналдс».

Кстати, о зарплатах бюджетников и майских указах президент упомянул отдельно: «есть какие-то недовыполнения». Правда, не было сказано ничего о том, как вместо того, чтобы повышать зарплаты, работников бюджетной сферы переводят на неполные ставки, а работают они полное время. Отчетность притягивают за уши, а вот уровень жизни только падает.

К майским указам относилось и замечание «амбициозные задачи нужно ставить всегда» – амбициозные задачи это хорошо, да вот только мало их ставить, нужно еще и контролировать их достижение. «Удвоить», «утроить», «выйти на мировой уровень» – звучит приятно, но когда эта мантра без результатов повторяется из года в года, она становится пустым звуком.

Про то, что реальные доходы населения непрерывно падают, не было сказано ничего. А ведь это настоящая беда, и чтобы это хоть как-то заретушировать Росстат идет на статистические ухищрения, чтобы потом по СМИ можно было разнести: «реальные доходы россиян прекратили падать». Вот только люди своему кошельку верят больше, чем Росстату.

В послании обозначены задачи – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, и за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности. Что ж, улучшать жизнь людей – это ожидаемое обещание перед выборами, но давайте посмотрим, что конкретно президент предлагает.

Источники ресурсов, за счет которых предполагается финансировать социальные и инфраструктурные расходы, описаны весьма туманно: «повысить эффективность госрасходов», «энергичнее привлекать частные ресурсы», «фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней». За все хорошее, против всего плохого. Ничего не было сказано о тех несоразмерных тратах, которые позволяют себе чиновники всех уровней, об утечке капиталов, о чудовищных масштабах коррупции.

Кстати, коррупционеры могут выдохнуть спокойно. Согласно посланию, чиновники у нас люди порядочные и нацеленные на результат, а главным фактором противодействия коррупции будет цифровизация системы госуправления. Русский человек смекалистый, уж с цифровизацией как-нибудь разберется.

Традиционно в послании были затронуты и темы поддержки малого и среднего бизнеса (сколько лет мы уже призываем его поддерживать?), и необходимость устранять административные барьеры, и защита прав предпринимателей. И, конечно, в очередной раз поставлена задача построить экономику «с темпами роста выше мировых». Позволю себе процитировать предыдущее послание, где ставилась задача разработки плана действий, чтобы «выйти на темпы экономического роста выше мировых». Что это – единый курс или красивые слова, повторяемые из года в год, за которыми нет никакой конкретики? Похоже, что все-таки второе.

Также нам пытаются доказать, что стране удалось достичь устойчивой национальной экономики, называя это «новой макроэкономической реальностью». Нам говорят о наращивании объемов золотовалютных резервов, но умалчивают о ликвидации Резервного фонда. Говорят о снижении зависимости экономики и бюджета от колебаний цен на энергоносители, но почему-то не объясняют, почему при резком снижении цен на нефть страна погрузилась в глубокий кризис, и стабилизация последних месяцев вместе с профицитным бюджетом за январь 2018 года – не что иное, как продукт очередного роста на нефть. Наконец, нам говорят о рекордно низком уровне инфляции, а вместе с тем цены на продукты и тарифы ЖКХ продолжают лишь рекордно расти.

Отдельно нужно остановиться на проблемах в сфере здравоохранения и жилищном вопросе.

Президент активно и по делу раскритиковал т.н. оптимизацию. Мол, о людях не подумали. Но позвольте, а с чьей санкции эта оптимизация проводится вот уже не первый год? Почему спохватились только сейчас, когда медицина уже достигла катастрофического состояния? Сначала тратили ресурсы на закрытие учреждений здравоохранения, теперь будем тратить их на открытие ФАПов. И хорошо, если на местах действительно прислушаются к критике послания, а не продолжат уничтожение социальной сферы…

То же самое с малыми городами и селами: сначала планомерно уничтожали жизнь на селе, буквально вынуждали людей перебираться в крупные города, а теперь очнулись. Будем наконец интегрировать их в общее социальное и экономическое пространство России.

Жилищный вопрос – еще одна наша вечная проблема. Решать предлагается дальнейшим закабалением населения в ипотечные кредиты и увеличением темпов жилищного строительства. Вот интересно: темпы строительства жилья постоянно увеличиваются, а сроки ожидания в очереди на социальное жилье только растут. Президент упомянул ликвидацию очереди на жилье для военнослужащих и сокращение его ожидания в 6 раз, но ничего не сказал про то, что для остальных категорий граждан эти сроки уже превысили все мыслимые пределы и в отдельных регионах доходят до 50 лет.

Так что неясно, в чьих интересах увеличение темпов жилищного строительства: простых людей, которые попросту не могут себе позволить купить квартиру даже в ипотеку, или крупных застройщиков? Проблемы дольщиков президент также лишь коснулся: уходим от долевого строительства – это хорошо, а что будем делать с существующими недостроями?

Наконец, завершающая и самая внушительная часть послания была посвящена системам ПРО и новейшему российскому вооружению. Сама структура послания настораживает: что будет приоритетом – ракеты или все-таки наконец люди? Вот такой плавный уход от подробного социально-экономического планирования к описанию достижений разработчиков оружия. Избирателю дают понять: «Все хорошо, прекрасная маркиза, мы нашими ракетами любые ПРО обойдем и себя в обиду не дадим».

Вот только в современном мире страна сильна не оружием – хотя надо и порох всегда держать сухим, – а экономикой и социальной политикой. Ракетами можно напугать, но нельзя заставить покупать наши товары за границей. Поэтому такая предвыборная программа может привлечь избирателя своим популистским настроем, но в долгосрочной перспективе вызывает лишь опасения.

Валерий Рашкин,

Первый секретарь МГК КПРФ,

депутат Госдумы


Фото: Gazeta.ru

Послание Путина 1 марта 2018: о чём двухчасовой агитационный ролик «основного кандидата»