30 Мая – День Республики и 97-летие образования Бурят-Монгольской АССР

О предыстории образования республики

У истоков создания национальной государственности бурят находился, бесспорно, Элбек-Доржи Ринчино. Осенью 1920 года он участвовал в работе 1-го съезда народов Востока в Баку. Э-Д. Ринчино, вместе с Агваном Доржиевым и калмыцким деятелем Амар Сананом, был приглашён в Политбюро ЦК РКП(б) для обсуждения бурят-монгольского и калмыцкого вопросов.

Ринчино сделал доклад на заседании Политбюро ЦК РКП(б), в котором высказал доводы в пользу предоставления национальной государственности бурятскому народу, а также представил В.И. Ленину две докладных записки: «Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири» и «Условия постановки и задачи революционной работы на Дальнем Востоке».

Как известно, после этой встречи В.И. Ленин подготовил проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населённых восточными народами», принятого, как официальный акт, 14 октября 1920 года. Этот документ подчёркивал необходимость «проведения в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют ещё автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов».

Мы больше знаем имена бурятских деятелей М.Н. Ербанова, М.М. Сахьяновой, В.И. Трубачеева, М.И. Амагаева, М.Д. Бермана и др. В их честь названы ныне улицы и учебные заведения, они собственно и возвеличивались у нас в республике.

Между тем в 1918-1920 годах за ошибочные суждения Э-Д. Ринчино называл их как-то наподобие «младостарцев», т.е. людей, которые не окрепли духовно, находятся ещё в интеллектуальном младенчестве, но берут на себя смелость от себя поучать и указывать другим. Известно также, что В.И. Ленин в том же 1920 году призвал к критике молодых коммунистов за радикалистские наклонности в революционном деле, за «левое» доктринёрство и догматизм, к необходимости излечения «детской болезни “левизны” в коммунизме».

Ринчино отмечал, что у закалённых в революционной борьбе настоящих “старцев” язык и реальное поведение совершенно отличные. Он имел в виду, очевидно, Михаила Богданова, Цыбена Жамсарано, Базара Барадийна, Даши Сампилона.

…Как обстоят дела в Бурятии с увековечением имени Элбек-Доржи Ринчино, который находился по-существу у истоков создания национальной государственности бурят?!! Раскрыть роль истинного основоположника бурятской государственности никак не получается. Мы, активисты, обращались и к первому, и второму главе республики. Ни памятника, ни улицы его имени нет в столице республики, основанной им…

Думается, что нужно довести до каких-то результатов благородное дело по увековечению памяти Элбек-Доржи Ринчино!

Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1366398176900729&set=a.685669564973597&type=3&theater