Один из основоположников марксизма

Основоположник марксизма родился первенцем (в доме росло 9 детей) 28 ноября 1820 года в местечке Бармен, который сегодня является административным округом города Вупперталь (Северный Рейн-Вестфалия, Германия). Будущий политик воспитывался в семье производителя хлопчатобумажной ткани Фридриха Энгельса, который происходил из знатной династии, основанной в городе Бергиш-Гладбах в 16 веке, и отличался консервативными взглядами на жизнь.

Мать революционера Элизабет Энгельс (Хаар) вышла из среды уважаемых филологов, была женщиной чуткой, лучезарной, образованной и талантливой. На своего старшего сына Элизабет оказала исключительно положительное влияние. Энгельс-старший был верующим человеком, как и его родители, склонялся к пиетизму, который возник из учения лютеранства. Пиетисты не были сторонниками почитаемых лютеранами догматов, но поощряли живое общение с Богом и личное благочестие. Фридрих-младший, росший в религиозной атмосфере, принял протестантскую конфессию, которая царила в доме.

Но, когда Энгельс стал старше, он начал всячески отвергать веру в существование богов: с каждым годом в нем прогрессировали атеистические наклонности. Все началось после того, как молодой человек познакомился с творениями Давида Штрауса – публициста и теолога. После прочтения его ключевой работы «Жизнь Иисуса» Энгельс основательно начал сомневаться в идее личной веры. В дальнейшем «безбожие» Фридриха стало камнем преткновения между отцом и сыном.

У будущего политика возникли теплые отношения с дедушкой по материнской линии Герхардом Бернхардом ван Хааром, филологом по образованию, который в свое время находился на высокопоставленной должности ректора. Герхард познакомил внука с ярким и многообразным миром литературы, в особенности с древнегреческим эпосом. Мальчик восторгался «Илиадой» Гомера, где храбрый Менелай вступил в противоборство с Парисом за руку и сердце Елены. Молодого Фридриха завораживали рассказы о безжалостной Троянской войне, в которой участвовали легендарные герои, сражавшиеся не на жизнь, а на смерть.

Энгельс начал посещать общеобразовательное учреждение в родном Бармене, где корпел над учебниками по физике и химии, а также проявил свои способности к познанию языков. Позже Фридрих стал учеником гимназии Эльберфельда. Осенью 1837 года юноша был вынужден покинуть школьную скамью по настоянию отца, который желал, чтобы отпрыск пошел по его стопам и связал жизнь с семейным бизнесом.

Фридрих мечтал получить должное университетское образование, но не мог ослушаться воли своего родителя, поэтому стал подрабатывать в фирме Энгельса-старшего, не имея никакой склонности к предпринимательству. Если бы у парня стоял выбор между бизнесом и писательством, то он, конечно же, отдал бы предпочтение последнему. Фридрих-младший мечтал о литературе и поэзии, возможно, Энгельс стал бы вторым Гете или Шиллером, но судьба внесла свои коррективы. Хотя в 1838-м Энгельс все-таки стал автором баллады под названием «Бедуины».

В августе 1838 года Фридрих, не пререкаясь с главой семейства, продолжил учиться на торгового работника в городе Бремен, что на северо-западе Германии. Будучи студентом, Энгельс зарабатывал незначительные деньги, трудясь корреспондентом: молодой человек писал провокационные заметки о проблемах индустриализации в «Штутгартской утренней газете» и «Аугсбургской общей газете» под псевдонимом Освальд. Фридрих не хотел, чтобы читатели знали, что он является выходцем из капиталистической семьи.

Свободное от учебы и работы время будущий философ проводил с пользой: он зачитывался классической литературой, пробовал музицировать, сочинял стихи и писал критические эссе. Помимо этого, Энгельс был рьяным поклонником спорта: занимался плаванием и верховой ездой. Фридрих увлекся трудами основоположника христианской мистики и софиологии Якоба Беме, но это пристрастие оказалось недолгим.

Далее фаворитом Энгельса стал теолог и проповедник Шлейермахер, который был приверженцем эклектизма и отрицал вторжение метафизики в религию. Потом Фридрих начал изучать рукописи господствовавшего в то время немецкого философа Георга Гегеля, который размышлял о феноменологии духа, а также о религии, праве, истории и искусстве.

В 1841 году Энгельс достиг призывного возраста и направился на службу в армию в Берлин, где стал бомбардиром в артиллерийской бригаде. Фридрих не только исполнял воинскую обязанность, но и посещал столичный университет, где в качестве вольнослушателя ходил на лекции по философии, а также присоединился к группе левых гегельянцев, которые восхваляли диалектику Георга, но не принимали его консерватизм. Фридрих был золотой серединой между левыми и правыми, потому что защищал Гегеля от нападок со стороны Шеллинга.

Марксизм

Знакомство Энгельса и Маркса случилось в 1842 году. Два гениальных человека встретились в Кельне, в редакции «Рейнской газеты». Первоначально Фридрих не вызвал у Маркса симпатии, потому что философ считал Энгельса приверженцем к младогегельянцам, с которыми у него возникли разногласия. Далее дорога Энгельса последовала в Манчестер, где тот обучался азам работы текстильного предприятия отца. В крупнейшем городе Северо-Западной Англии будущий марксист пробыл почти два года. В живописных районах Соединенного Королевства Энгельс познакомился с жизнью и бытом среднестатистических рабочих людей, и это оказало колоссальное влияние на его последующее мировоззрение.

В 1843 году Фридрих вступает в ряды немецких революционеров, с которыми познакомился в Лондоне. В то время Энгельс продолжал подрабатывать журналистом, отсылая свои труды, где мелькали рассуждения о коммунизме, во множественные газеты, в том числе и в «Немецко-Французский Ежегодник», который издавался Марксом и его приятелем Руге в Париже. Между будущими соратниками началась переписка, стали нарастать теплые и дружеские отношения, они часто встречались и обсуждали общие философские идеи.

В 1845 году Энгельс возвращается на родину и принимается за написание научной работы «Положение рабочего класса в Англии». Тогда же и начались разногласия Фридриха с отцом. Энгельс-старший абсолютно не понимал деятельность сына. Коммерсант широкой руки не разделял философию идей антагонизма пролетариата и буржуазии, которой так рьяно увлекался его отпрыск. Фридрих не только начал отвергать всяческие проявления религии, но и заимел проблемы с полицией, что портило репутацию крупного текстильщика.

Дело в том, что друг Карла Маркса не стеснялся выражать свои взгляды и дискутировать по поводу коммунизма публично. Поэтому хранители правопорядка установили слежку за молодым оратором. Неудивительно, что у Маркса тоже начались распри, правда, с французским законом. В конечном итоге оба общественных деятеля переселились в относительно свободную столицу Бельгии Брюссель. Затем в 1845-м соратники возвратились в Англию, где через 2 года получили билет «Союза справедливых», леворадикальной организации.

После принятия Маркса и Энгельса в свои ряды этот кружок по интересам сменил название на «Союз коммунистов». Позже объединение было упразднено после суда над одиннадцатью участниками в Кельне. Зимой, через год, философы возвратились в Брюссель, где стали основателями виртуального инструмента под названием «Коммунистический корреспондентский комитет», который предназначался для почтовой связи между сторонниками социализма.

С ноября 1845 года молодые гении начали трудиться над двухтомником «Немецкой идеологии», который стал ключевым сводом философии Маркса и Энгельса. Однако авторы не смогли найти издателя, поэтому ценная книга была опубликована только в 1932 году в Москве под редакцией социал-демократа Давида Борисовича Рязанова. Хотя большинство привыкло воспринимать Энгельса как тень и вторую скрипку Карла Маркса, Фридрих сделал неотъемлемый вклад в основу материалистического понимания истории. Ленин говорил: «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса».

Маркс и Энгельс разделяли общую теорию пролетариата, а также обосновали необходимость создания революционной партии. Стоит предположить, что по отдельности эти великие умы не добились бы должной славы. В последние годы жизни Энгельс был активным борцом за права рабочих классов, в своей работе «Капитализм» философ подметил тонкую грань зарождавшегося империализма. В «Манифесте Коммунистической партии» Энгельс и Маркс рассмотрели антикапиталистическую революцию как единственный путь, размывающий границу между пролетариатом и буржуазией.

Личная жизнь

Фридрих Энгельс был высокообразованным интеллигентом и эрудированным собеседником. Философ владел восемью языками: мог изъясняться на русском, португальском, ирландском и других языках. Революционер нередко устраивал вечеринки для лондонских соратников, которые проходили по воскресным вечерам. Эти дружеские посиделки нередко заканчивались в 2 или 3 часа ночи.

Однажды Дженни Лонге (дочь Карла Маркса) дала Фридриху заполнить анкету – этот опросник пользовался невиданной популярностью у девушек в школе. Энгельс ответил на парочку типичных вопросов. Таким образом биографы узнали, что социалист недолюбливал богослова Чарльза Сперджена, но почитал Шекспира, Гете и Лессинга. В людях философ любил веселый характер, ненавидел лицемерие и надменных барышень. Также известно, что общественный деятель относился ко всему в жизни легко, но, как и любой смертный, боялся стоматологов. Помимо прочего, Энгельс обожал Шато Марго 1848 года разлива, ирландское рагу на ужин и охоту на лис.

Что касается любовных отношений, то со своей избранницей Мэри и ее сестрой Лиззи Бернс Фридрих познакомился примерно в 1843 году. Энгельс не любил делать свою жизнь достоянием общественности, поэтому о судьбе его возлюбленной информация крайне скупа. Известно, что Мэри была дочерью красильщика на текстильной фабрике и разделяла социалистические идеи своего воздыхателя. Также, по слухам, Мэри не отказывалась от горячительных напитков, позже ее увлечение спиртным переросло в алкоголизм.

Некоторые ученые сходятся к тому, что пагубная привычка и стала причиной ее неожиданной кончины. В 1863 году, за несколько часов до смерти Мэри Фридрих, противник браков, узаконил свои отношения с умирающей мисс Бернс. После смерти жены у Энгельса начались отношения с ее сестрой – Лидией, малограмотной, но умной женщиной, которая была известна как Лиззи. В 1878 году Лиззи заболела и слегла в постель. Женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Хотя Энгельс был атеистом, он уважал религиозные чувства возлюбленной, поэтому также расписался с ней на смертном одре.

5 августа 1895 года великий революционер скончался. Причина смерти – рак пищевода. Тело философа кремировали. Урна с прахом была опущена в море на побережье Ла-Манша.