Баир цыренов призвал отклонить проект бюджета
На прошедшей 21 декабря сессии Народного Хурала Бурятии рассматривался проект бюджета Бурятии во втором чтении с учетом всех поправок Правительства и депутатов. К сожалению, большинство предложений КПРФ не были учтены в окончательном варианте бюджета. По проекту основного финансового документа Бурятии на 2021 год выступил депутат Народного Хурала Баир Цыренов. Приводим текст его выступления.
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Очевидно, что пандемия, застигла врасплох не только российскую систему здравоохранения, замученную реформами 2000-х годов, но и всю экономику страны в целом.
2020-й год выдался не простым, и, наверное, можно поздравить нас всех со скорым завершением этого не самого приятного года.
Однако новый не сулит нам улучшения ситуации. И виной тут не covid-19, а совершенно другая корона, та, которую нацепило на себя наше правительство и партия, обслуживающая интересы этой власти — «Единая Россия».
В ходе обсуждения бюджета в первом чтении фракция КПРФ не поддержала бюджет и на то у нас есть веские причины.
Межбюджетные отношения и налоговая политика в Российской Федерации имеют колоссальный перекос в сторону «метрополии». Львиная доля доходов с добычи природных ресурсов, их использования уходит в федеральный бюджет, выводится из региона крупными вертикально интегрированными компаниями.
На наш запрос Минприроды Бурятии информировало нас о том, что в 2019 году на территории Бурятии официально было добыто 1610 тонн нефрита, при этом средняя цена на международном рынке условно усредненного по качеству нефрита составляет от 678 долларов за килограмм. Т.е. в 2019 году на территории Бурятии было добыто нефрита примерно на 73 млрд. рублей — это сопоставимо со всем бюджетом Бурятии! Однако налогов в консолидированный бюджет Бурятии поступило всего 200 миллионов рублей.
Цитата из ответа Минпрома на наш запрос: «Минприроды РБ, с целью мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, неоднократно предпринимались попытки заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями, осуществляющими добычу нефрита, как это сделано со всеми крупными предприятиями отрасли. Однако, неоднократно был получен отказ».
В 2019 году АО «Разрез Тугнуйский» заплатило в консолидированный бюджет республики налог на прибыль 763 миллиона рублей, однако уже в 2020-м и в 2021-м годах это предприятие не будет платить его. Объясняется это тем, что предприятие, будучи частью вертикально интегрированной структуры, гасит валютный кредит материнской компании. Мы считаем, что это просто выведение средств из республики и уход от налоговых обязательств.
При этом в числе крупнейших предприятий — налогоплательщиков Бурятии по данным Минпрома числится всего 5 предприятий — Авиазавод, ЛВРЗ, Приборостроительное объединение, Селенгинский ЦКК, Байкальская лесная компания. Исходя из предоставленных данных «Разрез Тугнуйский» мог бы стать вторым по объему налогоплательщиком после Авиазавода.
Очевидно, что с таким сокращением крупных налогоплательщиков, степень дотационности нашей республики только будет расти.
Вызывает тревогу и несогласие сокращение расходов на сельское хозяйство. По госпрограммам оно составляет более 50 миллионов, по господдержке — все 70!
Тем не менее, даже в условиях многолетней стагнации экономики Бурятии, Правительство республики продолжает навешивать на наш бюджет неподъемную ношу чрезмерных расходов на Госуправление. Правительство Бурятии (я говорю про министерства и ведомства, Администрацию Главы и Правительства Бурятии) расходуют на себя более 1,5 миллиардов рублей в год, Народный Хурал Бурятии примерно 270 миллионов.
На сегодняшней сессии будет рассматриваться проект закона «Об индексации базовой ставки». Это повлечет за собой очередное повышение зарплат чиновников Бурятии высшего ранга на 3%, а вместе с повышением зарплат всех государственных гражданских служащих это повлечет за собой дополнительные расходы в 44 миллиона рублей ежегодно с 2021 года.
Ежегодно из республиканского бюджета расходуются средства на содержание спецжилфонда Администрации Главы и Правительства Бурятии. Мы предлагали эти 7 квартир и один таунхаус включить в план приватизации республиканского имущества и вырученные средства направить в доход государства, так же требует сокращения статья расходов на полеты чиновников в командировки. Пора зампредам и министрам вновь пересесть на экономкласс — этого требует элементарный здравый смысл в условиях стагнации экономики Бурятии. По нашей оценке реализация этих мероприятий позволит найти дополнительно около 100 миллионов на более важные расходы.
Отдельно надо отметить расходы Правительства Бурятии по сути дела на самопиар. Таковых расходов в бюджете аж на 160 миллионов. Тут есть серьезные резервы для сокращения расходов на освещение деятельности Правительства Бурятии на 88 миллиона рублей в год. Всю абсурдность этих расходов можно понять в названии такой статьи «Развитие неофициального аккаунта Правительства РБ в соцсетях районов республики», на которые заложено 8 миллионов 250 тысяч рублей! Видимо скоро будем финансировать Тик-Ток канал Правительсьва, где зампреды будут танцевать самые трендовые танцы, а пресслужба будет отрабатывать госконтракты на СММ продвижение этих видосиков!
Необходимо существенно сократить затраты на АНО «Информационный центр» (13 сотрудников + аутсорсинг) — 22 миллиона, на «Буряад унэн» (68 сотрудников + рост) — 35 миллионов, освещение деятельности Правительства — 12 миллионов, Освещение приоритетов региональной политики РБ — 18 миллионов, 26 миллионов на создание нового телеканала. По нашим самым скромным подсчетам, сотрудников, в прямом и опосредованном подчинении у Председателя Комитета по информационной политике Ирины Доржиевой сильно переваливает за сотню (тут она, ее зам, 5 отделов + по 2 сотрудника пресс-служб каждого министерства и ведомства)! Согласитесь, получается самое настоящее Министерство пропаганды!
Необходимо упразднить «Фонд регионального развития РБ», неэффективность которого не оспаривается и самим Министерством экономики, тем более речь идет о создании новой структуры с подобным функционалом, в задачи которого также будет входить привлечение инвестиций в Бурятию.
На 2021-й год мы могли бы сэкономить на этом 44,5 миллиона. Кстати, именно в этой статье расходов заложены непонятные траты на реконструкцию павильона во Владивостоке, на который ранее уже было потрачено 30 миллионов рублей, на 21-й год предлагается вбухать туда еще 26 миллионов!
Не надо забывать, что у нас уже есть целый Министр по инвестициям, кроме того республика содержит ОЭЗ «Байкальская Гавань», на 21-й год на нее будет потрачено 65 миллионов, хотя нам еще в прошлом году обещали, что они выйдут на самоокупаемость. В функционал администрации «гавани» так же входит привлечение инвесторов на территорию Бурятии. К чему такое многократное дублирование, тем более они показывают нулевую эффективность.
Из-за того, что большая часть расходов бюджета направляется на «поддержание штанов» образования, здравоохранения, прочих социальных учреждений Правительство любит называть свои проекты социальным бюджетом.
Мы не можем согласиться с таким определением, т.к. считаем, что социальный бюджет — это, когда государство развивает экономику настолько эффективно, что ему удается сохранять низкий уровень безработицы, в сочетании с хорошими доходами населения и при этом большую часть налоговых доходов направляет на развитие образования, здравоохранения, поддержку различных слоев населения. А то, что Бурятия постоянно сокращает свою долю в доходной части бюджета, при этом строит несколько социальных объектов на федеральные средства, но не имеет возможности их содержать — это бюджет нищеты и выживания. Такой бюджет КПРФ поддерживать не будет, и мы призываем депутатов Народного Хурала отклонить его во втором чтении и вернуться к работе над поправками.